При выборе канала распространения рекламы необходимо учитывать:
· Соответствие рекламы имиджу товара и фирмы, ее стилю и специфике товара;
· Функцию канала – информационную, развлекательную или образовательную;
· Характер рекламного послания;
· Технические возможности канала;
· Соответствие канала целевой аудитории, адресату рекламной компании по структуре, количеству и регионам;
· Выбор времени рекламной компании, периодичность канала рекламы;
· Доступность и стоимость.
Выбор каналов распространения рекламы требует тщательного обоснования и расчетов, создания информационной базы, постоянно обновляемой в связи с изменениями на рынке.
2.1.6. Составление рекламного сообщения.
Составление сообщения предполагает:
· Слоган – заголовок рекламного сообщения ;
· Текстовую часть рекламы;
· Выбор носителя (персонажа) рекламного сообщения;
· Иллюстрации;
· Музыкальное сопровождение;
· Тиражирование и копирование рекламного сообщения.
Слоганом называется «заголовок рекламного послания, отличающийся повышенной эмоциональной насыщенностью, побуждающей к немедленной покупке». Слоган является важнейшей составляющей рекламного послания и должен быть кратким (5-7 слов) особенно по потребительским товарам. В отличии от рекламы прошлого в нынешней рекламе эмоциональность достигается не восклицательными знаками в заголовках, а обещанием быстро, эффективно и качественно решить проблему покупателя. Для этого нужно:
- знать возможно больше о типе покупателя;
- понимать его психологию – мотивы, потребности, интересы, вкусы, проблемы, возможности;
- уметь перевоплощаться в покупателя, становиться на его точку зрения: это обеспечит доверительный тон;
- сопереживать, стараться помочь покупателю в разрешении хотя бы каких-то его проблем.
Самое главное – вызов положительных эмоций, снижение барьера потенциального недоверия к товару, фирме, поэтому слогам может содержать новые сведения о рекламируемом товаре, указывать на его преимущества.
Слоган – вопросительное предложение придает рекламе некую тайну, загадку.
Необходимо избегать типичных ошибок в рекламных объявлениях. Недопустима фамильярность: в рекламе лучше воспринимается уважительное «Вы»; следует избегать неудачных слов – «завтра», «нет», «не», «убытки», «пользуйтесь», «на уровне мировых стандартов» и т.д. Зато слова «важно», «развитие», «легко», «эффективно», «натурально» и т.д. должны быть постоянно в лексиконе специалистов по рекламе.
Не рекомендуется в слогане указывать на конкретный сегмент рынка, для которого данный товар предназначен, поскольку это суживает и ограничивает возможный охват покупателей и исключает внимание потребителей других сегментов рынка.
Текст рекламного сообщения обычно строится по методу индукции, т.е. смысл излагается от частного к общему, а также по формуле: новое – известное – новое. В начале рекламного сообщения дается тезис, ясное и точное суждение, затем приводятся аргументы, которые доказывают этот тезис, а затем следуют демонстрации – суждения, показывающие, почему тезис обосновывается именно этими аргументами, а не другими.
Текст рекламного сообщения обычно подразделяется на абзацы, так называемые врезы. Специалисты по рекламе советуют избегать канцеляризмов, научно-популярного стиля, в частности начало абзацев рекомендуют отмечать звездочками, треугольничками, кружочками, галочками и т.д., а не тире.
Текст рекламного сообщения желательно сочетать с заголовком. Он не должен содержать «информационного шума», т.е. избыточную информацию, не работающую непосредственно на эффективность. Оптимальный объем текста – 50-60 слов, однако для товаров промышленного назначения допустим и больший объем.
При выборе носителя рекламного сообщения следует учитывать установившиеся в той или иной стране или регионе традиции. Например, в Японии в качестве рекламных персонажей чаще используются известные личности: актеры, спортсмены, музыканты и т.д., а в США – обычно незнакомые лица, которые не отвлекают внимание от рекламируемого товара или фирмы.
Иллюстрации должны воздействовать на эмоциональное восприятие адресата рекламной кампании.
По свидетельствам физиологов и нейрофизиологов, человек в первую очередь обращает внимание на динамичные изображения с людьми (прежде всего детьми, женщинами), животными, растениями, природой.
Связь заголовка и изображения большей частью бывает ассоциативной, полуявной (в 50% случаев): в заголовке указывается параллельная изображению мысль и предполагается определенное соучастие адресата рекламы в творческом процессе по определению смысла рекламы и выработке решения о покупке. При иллюстративной или явной связи (в 40% случаев) иллюстрация повторяет с помощью изобразительных средств заголовок. Такая связь отличается точностью и однозначностью понимания и требует минимума работы воображения адресата. Реже используется конкретная связь иллюстрации и заголовка (10%), когда одно как бы противоречит другому и требует поэтому довольно изощренного ума, чтобы проследить связь и определить реальный смысл рекламы в целом.
В качестве иллюстраций рекомендуется использовать цветные фотографии, рисунки, коллажи, крупный и сверхкрупный план (лица людей, глаза, кисти рук), необычные оптику, ракурс и т.д. техника съемки и фотопечати должна быть при этом безукоризненной. Высококачественная иллюстрация привлекает к тексту рекламы в 1,5 раза больше людей, чем обычная.
2.1.7. График рекламных выступлений.
График рекламных выступлений определяет время и частоту публикации и демонстрации рекламы в средствах массовой информации, длительность демонстрации плакатов, панно и т.д., а также набор рекламных средств в разбивке по времени. Поэтому чрезвычайно важно определить период (годы, месяцы, недели, дни, часы, даже минуты и секунды), когда рекламные сообщения эффективнее представить для обозрения потенциальным покупателям.
Средства рекламы
Календарные числа
1
3
6
10
15
17
18
23
27
28
29
…
Телевидение
Вводящая реклама
Утреннее время
Дневное время
Вечернее время
Пиковое время
Поддерживающая реклама
Радио
Газеты
Общего характера
Специализированные
и др.
Рис.1. График рекламной компании.
Обычно график представляет таблицу, где в подлежащем перечисляются отобранные для рекламной кампании средства или каналы рекламы, а в сказуемом – даты (месяцы, недели и т.д.) проведения рекламных мероприятий.
Необходимо определить последовательность, степень важности и приоритеты различных рекламных мероприятий, а также время их проведения (рис.1).
2.1.8. Составление сметы расходов и рекламный бюджет.
Планирование рекламного бюджета предполагает определение общего количества выделяемых на цели рекламы средств и их распределение, т.е. постатейное указание того, каким образом и в каком объеме они будут использованы.
Возможны следующие способы определения уровня расходов на рекламу:
1. В процентном отношении от предыдущего или предполагаемого объема сбыта продукции в стоимостном выражении.
2. С учетом практики и уровня затрат на рекламу конкурирующих фирм с поправкой на соотношение в силах и долю на рынке. Такой способ учета в определенной степени предотвращает вспышки рекламных войн, однако не отличается устойчивой оптимальностью, поскольку конкуренты также могут ошибаться в своих расчетах.
3. Способ остаточных средств – компания выделяет на рекламу столько денег, сколько осталось после распределения на все остальные цели. Такой метод не эффективен и, как правило, приводит к неудачной рекламной и маркетинговой деятельности.
4. С учетом целей и задач, которые фирма ставит перед собой в проведении рекламных кампаний. Определяются задачи рекламы и расходы на выполнение каждой из них, которые в итоге суммируются, что является теоретически наиболее предпочтительным и эффективным методом определения затрат на рекламу.
Определяя рекламный бюджет, необходимо не только скалькулировать общие объемы расходов на рекламу, но и распределить эти расходы по функциям рекламной деятельности (рекламные исследования, производство рекламных объявлений и т.д.), сбытовым территориям, средствам рекламы, рекламируемым товарам.
2.1.9. Оценка эффективности затрат на рекламу.
Предварительная оценка эффективности затрат на рекламные цели осуществляется следующими методами:
Портфельные испытания (метод портфеля объявлений) предполагают выбор оптимальной рекламы из альтернативных рекламных вариантов, которые потребитель оценивает по шкале: «очень информативные» - «не очень информативные», «запоминается» - «не запоминается» и т.д.
Метод ранжирования основан на оценке (ранжировании) рекламы несколькими потребителями или экспертами, присваивающими соответствующее место (ранг) каждому из предлагаемых рекламных вариантов.
Театральное тестирование (метод эксперимента) предполагает наиболее приближенное к реальной ситуации исследование реакции потребителя на рекламу. Потребителям предоставляется возможность посмотреть новую телевизионную программу, где будет показана и тестируемая реклама, и специальные медицинские датчики определяют физиологические реакции потребителя на рекламу.
Рыночное тестирование – то же, что и при театральном тестировании, но в реальных рыночных условиях ограниченного сегмента.
В период проведения рекламной кампании или по ее окончании также проводятся тесты определения реальной эффективности рекламы: на узнаваемость, на запоминаемость, на эффективность расходов на рекламу в сравнении с другими компаниями-конкурентами. Последний тест обычно рассчитан на 1000 покупателей, которые приобрели рекламируемый товар.
Помимо приведенных выше оценок психологического восприятия рекламных объявлений определяется и их экономическая эффективность. Простейший метод – сопоставление увеличения объема продаж в регионе, где проводилась рекламная кампания, с увеличением или сокращением объема продаж этого же товара в регионе, где рекламы не было (контрольном сегменте).
Заключение.
Реклама - это убеждающее средство информации о товаре или фирме (предприятии), коммерческая пропаганда потребительских свойств товара и достоинства деятельности фирмы, готовящая активного и потенциального покупателя к покупке.
Осуществлять полное управление процессом воздействия на потребителя со стороны фирмы сложно. Однако потребителям необходимо предоставить информацию, с тем чтобы убедить их в преимуществах фирмы, рассеять недоверие, сформировать и активизировать спрос и создать психологическую готовность к проведению коммерческих переговоров по купле-продаже и приобретению товара.
Реклама содействует реализации товара, процессу превращения товара в деньги, способствует ускоренному и успешному завершению процесса оборота средств, т.е. процессу воспроизводства на уровне фирмы. Реклама может конструировать спрос и рынок и управлять ими.
Список литературы.
1. Завьялов П.С. Реклама – активная составляющая маркетинга// Маркетинг. 1995. №1. С.27-37.
2. Маркетинг: Учебник, практикум и учебно-методический комплекс по маркетингу /Р.Б.Ноздрева, Г.Д.Крылова, М.И.Соколова, В.Ю.Гречков. –М.: Юристъ, 2003. – 568с.
3. Пирогов К.М., Темнова Н.К., Гуськова И.В. Основы организации бизнеса: Учебник для вузов.- Иваново: Ивановский государственный университет, 2004.-556с.
4. Сэндидж, Фрайбургер, Ротцолл. Реклама: теория и практика. М.: Прогресс, 1988.
Страницы: 1, 2, 3, 4