Рефераты. Регулирование рынка труда

                  До последнего времени под давлением объективных и субъективных обстоятельств проблемы использования трудового потенциала сводились к сохранению занятости, ограничению масштабов безработицы и организации помощи безработным. Решение задач структурной перестройки, высвобождения внутрипроизводственных резервов рабочей силы, повышения производительности труда и, в целом, более эффективного использования трудового потенциала общества практически было отодвинуто на задний план.

                  Согласно российскому закону о занятости, государственная политика занятости заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости путём обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождающихся граждан, сдерживания массовой долгосрочной (хронической) безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда.

                  Формой реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральные, территориальные и местные (городские, районные) программы. В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости в российском обществе должно стать сохранение и до известных пределов повышение уровня занятости населения, одновременно не блокируя высвобождение лишней рабочей силы с предприятий. Речь идёт как об излишках, которые существуют давно и имеют хронический характер, так и о тех, что могут появиться в ходе модернизации производства и структурных изменений. Придётся справляться с очень сложной ситуацией, поскольку в последние годы, несмотря на безработицу, внутрипроизводственные излишки рабочей силы во многих случаях скорее увеличились, чем уменьшились. Надо сохранять имеющиеся и создавать новые рабочие места, придерживаясь, прежде всего принципов экономической целесообразности, учитывать, что возможности государственных инвестиций ещё значительное время будут весьма ограниченными. Поэтому следует искать формы активного влияния на акционерные и частные предприятия в целях стимулирования создания рабочих мест. Особого внимания заслуживает изучение зависимости проблем занятости, с одной стороны, от динамики платежеспособного спроса предприятий и населения, с другой - способности производства адекватно реагировать на этот спрос. Конечно, платежеспособный спрос может расширяться лишь постепенно: в зависимости от увеличения доходов населения, то есть по мере преодоления кризисной ситуации в экономике. Но определённые финансовые ресурсы, достаточные для того, чтобы дать первые импульсы к экономическому росту, в России имеются уже сейчас. Это ресурсы банков и некоторых экспортно-ориентированных отраслей, сбережения населения, а так же средства,  сконцентрированные в теневой экономике. Назрела необходимость проведения ряда мер для переключения этих ресурсов на чисто финансовые сферы (или состояние консервации) в сферу реальной экономики. Надо найти способы, чтобы на определённых условиях возвратить капиталы, ушедшие за границу, легализовать в общественно - приемлемой форме средства теневой экономики, вовлечь их в народохозяйственный оборот. Тогда (ещё до начала динамического экономического роста) можно будет рассчитывать на увеличение спроса как естественного и необходимого условия развития производства. С точки зрения макроэкономических пропорций такой вариант развития не вызывает сомнений. Предстоит глубокое реформирование на уровне предприятий, охватывающее всех занятых на них работников. Речь идёт о том, чтобы трудовые коллективы и отдельные работники существенно повысили качество своего труда, что в итоге приведёт к сокращению численности занятых.

                  Конечно, подобные трансформации могут происходить безболезненно лишь при условии сложившегося цивилизованного рынка труда и свободного движения рабочей силы. Основы такого рынка уже заложены: ликвидирована монополия государства на использование рабочей силы, расширены правовые возможности её мобильности, возникли гибкие формы организации и оплаты труда, усилилась её дифференциация. Тем не менее, очевидна неразвитость существующего рынка труда. Это можно объяснить общим экономическим спадом и слабостью конкуренции, ограниченностью финансовых ресурсов предприятий, отсутствием достаточных условий для трудовой территориальной миграции и т.д. Зачастую работник лишён возможности трудится в полную силу, не может предъявить и добиться реализации справедливых требований по поводу создания нормальных условий труда и его достойной оплаты.

                  Современный рынок труда - это сфера не столько противостояния предпринимателей и работников, сколько компромиссов и договорённостей сторон: продавцов и покупателей рабочей силы при посреднической роли государства.

                  В "Федеральной целевой программе содействия занятости населения РФ на 1998-2000 год" предусмотрена необходимость обеспечения в ближайшей перспективе взвешенности в политике занятости с тем, чтобы, с одной стороны, не допустить массовой безработицы, а с другой, - не препятствовать высвобождению излишней рабочей силы в связи со структурной перестройкой экономики.

                 Первый этап реализации программы в 1996-1997 годах был сориентирован на создание организационно - правовых условий для проведения политики создания и сохранения рабочих мест.

      Второй этап (1998-2000 годы) - на конкретные мероприятия, связанные с разработкой отраслевых программ создания рабочих мест.

                  В результате проведённых расчётов получена предварительная оценка общей потребности в рабочих местах на 1997-2000 годы.

                  Потребность в рабочих местах по отраслям народного хозяйства составляла, по оценке, 66,4 миллиона в 1996 году и увеличится к 2000году до 67,0 миллионов. Основными факторами роста занятости будет возрастающая потребность в занятом населении в отраслях инфраструктуры и сферы услуг. В региональном разрезе положительная динамика показателя потребности в рабочих местах характерна для всех экономических районов (в особенности Северо-Кавказского и Уральского, где данное обстоятельство обусловлено относительно высоким демографическим приростом трудоспособного населения), кроме Дальневосточного. Одним из интереснейших теоретических и практических вопросов является разработка нового инструмента реализации программ - так называемой Генеральной схемы создания рабочих мест.

                  В состав разработчиков Генеральной схемы должны входить соответствующие федеральные органы исполнительной власти (Министерство труда, Министерство экономики, Госкомстат, Министерство образования, ГКРП России и другие заинтересованные министерства и ведомства) и органы исполнительной власти субъектов РФ.

                  Генеральная схема создания рабочих мест разработана как на федеральном, так и на региональных уровнях.

                  В понятийном аппарате Генеральной схемы используется понятие физического и экономического рабочего места.

                  Под физическим рабочим местом (ФРМ) понимается, как правило, определённая зона, предназначенная для производства работ или услуг и оснащённая в этих целях соответствующим набором орудий труда.

                  Однако, для нормального функционирования рабочего места недостаточно иметь только ФРМ, необходимо также наличие ряда экономических условий - в первую очередь, обладание оборотными средствами, которые способствуют обеспечению ФРМ предметами труда, энергией, информацией, зарплатой и т.д. Кроме того, воспроизводство ФРМ возможно только при наличии платёжеспособного спроса на продукцию или услуги, производимые при помощи ФРМ.

                  Наличие этих важнейших условий и обеспечивают существование экономического рабочего места, возможность продуктивной(общественно полезной и оплачиваемой) занятости населения. Именно экономическое рабочее место (ЭРМ) является категорией, которой главным образом оперирует политика занятости, а потребность экономики в рабочей силе определяется числом экономических рабочих мест. Население тоже предъявляет спрос на экономические рабочие места, то есть на рабочие места, которые обеспечивают гражданину необходимый уровень дохода.

                  ЭРМ - это занятость работника на ФРМ, которая обеспечивает ему уровень дохода (зарплаты) не ниже соответствующего (данному региону) прожиточного минимума при соблюдении установленных законодательством норм продолжительности рабочего дня (рабочей недели).

                  Таким образом, в рамках Генеральной схемы создания рабочих мест рассматриваются прежде всего экономические рабочие места.

                  В контексте всего вышеизложенного предлагается такая трактовка Генеральной схемы: Генеральная схема создания рабочих мест - (матрица) количественных и качественных показателей (индикаторов), характеризующих общие потребности населения в рабочих местах в определённый период времени, структуру имеющихся рабочих мест в народном хозяйстве, а так же необходимое количество дополнительных рабочих мест для удовлетворения потребности населения в продуктивной занятости. Генеральная схема является инструментом государственной политики занятости и призвана обеспечить координацию усилий государственных органов в вопросах создания рабочих мест как в количественных, так и в качественных аспектах.

                  Государственная политика занятости неразрывно связана с регулированием рынка труда.

                  Задачи регулирования рынка труда находят определённое отражение в среднесрочной программе Правительства РФ на 1997-2000 годы "Структурная перестройка и экономический рост", "Программе социальных реформ в РФ на период 1996-2000 годов", "Комплексной программе мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996-2000 годы", "Федеральной целевой программе содействия занятости населения РФ на 1998-2000 годы" и других  документах.

                  Стабилизация на рынке труда требует изменения подхода к регулированию занятости в общегосударственном масштабе. Данная задача должна быть включена в состав наивысших приоритетов хозяйственной политики, наравне с финансовой стабилизацией и стабилизацией уровня производства. Для этого, в первую очередь, необходимо введение целевых показателей уровня занятости (безработицы) и числа создаваемых рабочих мест в официальные прогнозы, бюджетные проектировки и программы действия Правительства РФ наравне с присутствующими в настоящие время в указанных документах показателями уровней инфляции, производства ВВП и другими, которые рассматриваются как приоритетные. Казалось бы, и сейчас в большинстве официальных программ и прогнозов в том или ином виде формально (часто на уровне приложений) присутствуют показатели занятости. Но речь идёт о другом: при утверждении общеэкономических программ, бюджета на очередной финансовый год и других первоочередных государственных экономических документов Президент Российской Федерации, Федеральное собрание и другие высшие государственные инстанции должны рассматривать, исходя из нескольких "ключевых показателей", в число которых должна входить, наряду с показателями динамики ВВП и инфляции, динамика уровня безработицы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.