Рефераты. Регулирование рынка труда

Для уменьшения безработицы практикуется “досрочный” выход на пенсию. В США, например, в 80-у годы период трудовой активности был сокращен для 23,2% лиц предпенсионного возраста. В Англии планируется в ближайшем будущем создать 750 тыс. рабочих мест за счет досрочного ухода на пенсию.

Одним из важнейших направлений преодоления относительного перенаселения является создание и расширение программ профессиональной подготовки и трудоустройства безработных. В частности, в Англии функционируют различные программы: для длительно безработных, для безработной молодежи, отдельно для безработных старше 30 лет, и старше 45, по подготовке специалистов в наукоемких отраслях промышленности и др. Открываются специальные клубы для безработных, где оказывают различные услуги, дают рекомендации безработным, как проходить собеседование при приеме на работу, помогают в поиске вакантных мест, предоставляют бесплатные канцелярские принадлежности, телефон и т.п. для поиска работы.

В промышленно развитых странах широко используются различные виды социальной помощи безработным. Прежде всего, безработным предоставляется пособие по безработице. Для его получения, как правило, требуется отработать определенное время на основной работе или общественных работах (уход за больными и престарелыми, инвалидами, благоустройство территории и т.п.). В США, например, в 25 штатах практикуются общественные работы для длительно безработных, что дает им возможность вновь получать пособие по истечении установленного срока получения пособия. Помимо того, что для получения пособия необходимо платить страховой взнос, размер которого варьируется в зависимости от заработка. Пособие по безработице строго ограничено сроками его выплаты. Максимальный срок получения пособия в США составляет 26-30 недель, в Японии — 40 недель, ФРГ — 104 недели.

В некоторых странах наряду с пособием по безработице выплачивается еще и дополнительное пособие, которое предоставляется только после проверки на “нуждаемость”. В Англии такое пособие в 1987 г. превышало пособие по безработице почти на 50%, его получали 61,4% безработных мужчин и 44% безработных женщин.

Трудовые ресурсы в РФ в 1991 году составляли 86,8 млн. человек. Это около 60% общей численности населения. Но занятыми из них были только 73,6 млн. человек. Причем на государственный сектор приходилось 77% общей численности занятых в народном хозяйстве. Доля тех, кто формирует новые рыночные структуры, была весьма незначительной и составляла по числу занятых всего 2,3%. При таком раскладе на формирование только основ рынка уйдут десятки лет.

В Российской Федерации безработных учитывает и регистрирует Государственная служба занятости. По состоянию на 1 января 1992 года этой службой зарегистрировано 60 тыс. безработных, пособие по безработице получали 12 тыс. человек (это 20% от числа безработных). Демографическая структура безработных была такова: женщины составляли примерно 75%, мужчины — около 25%. С точки зрения критерия проживания городские жители составили около 90% от общего числа безработных. Следует отметить, что в 1991 году спрос на рабочую силу опережал ее предложение. В среднем за месяц в службу занятости поступали заявки от предприятий и организаций на 800-900 тыс. работников, а к поискам работы обращались только 110 тыс. человек.

Думается, что в ближайшем будущем ситуацию с занятостью в России будут определять не столько чисто рыночные факторы (скорее можно ожидать даже некоторого снижения их роли в среднесрочном периоде из-за трудностей разукрупнения монополистических структур, ухудшения благоприятных условий в сфере бизнеса и т.д.), сколько демографические, медико-гигиенические и другие. Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов влияние и фактора технического прогресса, который уже не одно пятилетие “буксует”, и в ближайшей перспективе трудно ожидать какого-либо чуда по неожиданному появлению в структуре народного хозяйства преимущественно капиталосберегающих и трудосберегающих отраслей. Так что и индустриальный фактор в целом не будет способствовать быстрому наращиванию армии безработных; катастрофическое состояние окружающей среды также требует при данном развитии техники и технологии больших масс ручного и первичного механизированного труда для ликвидации последствий многих экологических бедствий, хотя бы и ценой некоторого снижения общего жизненного уровня населения.

6. Основные задачи государственного регулирования на рынке

труда.

                  Можно выделить следующие основные задачи, стоящие перед государством на рынке труда. Во-первых, достижение такого соотношения между спросом и предложением труда, а также его активной и резервной частями, при котором, с одной стороны, обеспечивается необходимый уровень жизни основной массы населения, а с другой - сохраняются эффективные стимулы к труду. Во-вторых, формирование оптимальной профессионально-отраслевой, квалифицированно - образовательной и географической мобильности трудовых ресурсов, что создает предпосылки для повышения эффективности всей рыночной экономики. В-третьих, необходимость интеграции России в международную систему разделения труда, что предполагает активную международную конкуренцию в сфере производства, науки и техники, организации управления.

                  Государство на рынке труда должно осуществлять систему мер целенаправленного воздействия на количественные и качественные аспекты развития и потребления работников, достижение большего соответствия их профессиональной подготовки современному уровню производства. Кроме того, в настоящее время появились новые противоречия, такие как противоречия между достигнутым уровнем образования и квалификации основной массы работников и невозможностью их применения в условиях экономического спада, изменение статуса от «полностью и всегда занятого» до «возможно безработного», возросла конкуренция между отдельными группами трудоспособных по полу и возрасту, положению в иерархической системе российского общества. Процесс регулирования рынка труда государством предполагает осознанные и планомерные действия, минимизирующие отрицательные моменты рыночного механизма. Это обусловлено  тем, что в России в системе отношений между работодателями и работниками постоянно присутствует государство, которое, в свою очередь, также является крупным работодателем. В частности, в государственном секторе занята существенная часть трудоспасобного населения, государство регулирует условия найма и увольнения работников в негосударственном секторе, кроме того, между государством и населением существуют отношения по поводу трудоустройства, обучения, перемещения, социального обеспечения. Воздействие на воспроизводство и использование трудовых ресурсов происходит через особые учреждения (министерства и ведомства), которые наделены исполнительной властью функциями регулирования и правом контроля и, кроме того, распоряжаются определенными финансовыми и материальными ресурсами.

                  Можно выделить два основных направления деятельности государства на рынке труда, а именно: социальное и экономическое. К первому относятся меры, регулирующие количественные соотношения между спросом и предложением труда, содержащие рост безработицы, направленные на изучение конъюнктуры на рынке труда, а также трудоустройство отдельных категорий работников. Ко второму - комплекс мер воздействия на качество трудовых ресурсов, их пропорции, повышение квалификации и производительное потребление. При этом следует подчеркнуть динамизм государственного регулирования на рынке труда, когда каждому этапу развития российского общества или экономического цикла соответствует специфическая экономическая политика.

                  Государственное регулирование рынка труда должно развиваться как экстенсивно, так и интенсивно. Под экстенсивными методами подразумеваются занятость в государственном секторе экономики и влияние на занятость на негосударственных предприятиях путем предоставления государственного заказа. Интенсивное развитие предполагает рост влияния государства непосредственно на рынок труда, а также воспроизводство трудовых ресурсов, условия найма и производственную мобильность. При этом непосредственная государственная политика на рынке труда должна быть составляющим элементом общеэкономической политики государства, направленной на ускорение роста экономки, ее структурной перестройки, стимулирование инвестиционного и потребительского спроса и т.д.

                  В общей системе государственного регулирования рынка труда можно выделить два основных типа воздействия: прямое и  косвенное. Прямое воздействие носит регулирующий и корректирующий характер и заключается в организации общественных работ, стимулирование создания новых рабочих мест в негосударственном секторе, развитие системы производственного обучения и переподготовки, стимулирование или, наоборот, сдерживание развития производства в тех или иных регионах, регламентация продолжительности рабочего дня, недели, месяца, международной миграции трудовых ресурсов, организации сезонных работ.

               Косвенно воздействуют на рынок труда, изменяя условия хозяйствования в сторону стимулирования или торможения экономических процессов, налоговая, кредитно-денежная политики, госзакупки, политика в области амортизации основных фондов, стимулирование, опытно-конструкторских разработок, бюджетное субсидирование ряда отраслей. Если прямое воздействие оказывает влияние в основном на предложение труда, то косвенное - на спрос.

 

 

 

7. Политика занятости и регулирования рынка труда.

 

Проводимые в России преобразования, направлены на формирование социально ориентированной рыночной экономики. Одним из важнейших факторов, обеспечивающих достижение этой цели является эффективное использование трудового потенциала страны. Для этого требуется формирование цивилизованного рынка труда (что предполагает его государственное регулирование), системы социальных гарантий занятости и развитого сектора социальных услуг, позволяющего подготовить человека к трудовой деятельности. Пока, к сожалению, приходится констатировать преобладание негативных тенденций в динамике количественных и качественных показателей трудового потенциала.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.