Рефераты. Региональная бюджетная политика Украины

Региональная бюджетная политика Украины

ПЛАН.

 

ВВЕДЕНИЕ.

I. О ФОРМИРОВАНИИ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ.

II. ШАГИ НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ    РЕГИОНАЛЬНОЙ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ УКРАИНЫ.

III. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РЕФОРМЫ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.

IV. СТАБИЛИЗАЦИЯ НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В УКРАИНЕ.

V. ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН В ФОРМИРОВАНИИ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ (РЕЙГАНОМИКА).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.





Введение.                

Украина и ее экономика шагают к новой жизни, новому состоянию - к рынку. Этот путь требует изменений в базисе общества, в методах хозяйствования, обуславливает потребность в более эффективных рычагах управления экономическими процессами.

Особой проблемой остается переход к сугубо экономическим формам взаимоотношений производителей с государством, преодоление экономически необоснованного вмешательства государственных ведомств в деятельность предприятий. Одним из главных рычагов регулирующих экономические взаимоотношения товаропроизводителей с государством, становится налоговая система, которая должна содействовать деловой активности и предпринимательству, выходу страны из кризиса. Налоги являются одной из основных форм прибавочного продукта и доходов в современном цивилизованном обществе. Они не только сохраняют капиталы общества, но и формируют источники для их достаточно быстрого накопления с целью совершенствования производства.                                                               

Современная налоговая cистема, создающаяся в Украине, должна соответствовать переходному состоянию экономики, отражать и формировать отношения между субъектами и их интересами, прежде всего между государством, заинтересованным в получении финансовых средств, трудовым коллективом, заинтересованным в повышении собственных доходов, и хозяйствами.

Ситуация, сложившаяся с начала 1992 г., свидетельствует о том, что закон Украины "О налогообложении доходов предприятий и организаций" не способен стабилизировать экономику: законодатели и исполнительная власть поставили на первое место идею накачивания бюджета за счет налового прессинга. Вновь проигнорирована известная истина, что большие налоги сдерживают все стимулы к деловой активности. Они свидетельствуют только о  том, что экономика работает неэффективно,делает неоправданные расходы, тем самым углубляя кризис.

Уже в который раз наше государство собирается изменить свою налоговую политику, тогда как налоговый механизм относится к экономическим рычагам длительного действия, не дающим сразу быстрого эффекта. В экономике рыночного типа особое значение приобретает устойчивость, стабильность налоговой системы, позволяющей товаропроизводителям прогнозировать результаты хозяйственной деятельности. Нестабильность современной налоговой ситуации может существенно повлиять на возможности преодоления кризиса.


I. О формировании местных бюджетов.

Сегодня формирование местных бюджетов регулируется Законом Украины “О бюджетной системе Украины”, “О местных Советах народных депутатов, местном и региональном самоуправлении”, законами и декретами о налогообложении. В соответсвии с ними все доходы местных бюджетов делятся на три группы:

1.Собственные и закрепленные доходы;

2.Отчисления от так называемых общегосударственных доходов.

К числу собственных и закрепленных доходов относятся налог на прибыль с физических лиц, налог на доходы предприятий, которые входят в состав местного хозяйства, и некоторые другие. Отчисления в местные бюджеты осуществляются от налога на добавленную стоимость, от налога на доход, от акцизного сбора.

В соответствии с Законом Украины “О бюджетной сиситеме Украины”, “Состав и размеры части общереспубликанских налогов, сборов и платежей, которые начисляются в местные бюджеты, определяются Верховным Советом Украины в соответствии  с социально-экономическими нормативами, бюджетной обеспеченности населения территории и состоянием местных источников доходов”. Другими словами, в самомо Законе заложен затратный подход к формированию местных бюджетов: не затраты соответствующего местного бюджета определяются совокупными бюджетными доходами на данной территории, а, наоборот, доходы местного бюджета определяются  вышестоящими органами управления в зависимости от предусмотренной суммы расходов. Этот подход становится еще более очевиден, если принять во внимание, что социально-экономические нормативы не разработаны и на практике ВС Украины при представлении Кабинетом Министров  в бюджете на соответствующий год утверждает для каждой области индивидуальные нормы отчислений от общегосударственных доходов (НДС, налог на доходы предприятий, акцизный сбор и некоторые другие доходы) в консолидированные бюджеты областей.

Практика формирования местных бюджетов является такой. Регионы составляют проекты расходной части бюджета, и после согласования с Министерства финанасов определяется сумма расходов. От нее отнимаются собственные и закрепленные доходы, а потом определяется сумма и индивидуальные для каждой области нормативы отчислений от общегосударственных доходов в консолидированные бюджеты областей. При этом нормативы отчислений по регионам существенно отличаются. Так, нормативы отчислений в местные бюджеты от налога на доход предприятий и организаций в бюджете 1993 г. колебались от 25% для Днепропетровской, Донецкой, Полтавской, Харьковской областей до 100% для Винницкой, Волынской, Житомирской, Николаевской, Ровенской и некотоых других областей. Приблизительно такая же самая картина по акцизному сбору.

Существенные различия существуют в нормативах отчислений в местные бюджеты от НДС, которые являются самым важным источником формирования местных бюджетов. Наименьшие нормативы были установлены для промышленных регионов - Днепропетровской (24.3%), Донецкой (22.1%), Луганской (35.7%), Харьковской (27.1%) областей. В то же время для Волынской, Житомирской, Закарпатской, Ровенской, Сумской, Херсонской и других областей был установлен норматив 100%.

В результате такой практики планирования нередко территории, которые вносят существенно большой вклад в создание ВНП Украины, получают такие же самые, а в ряде случаев и меньшие доходы местного бюджета в расчете на одного человека по сравнению с территориями с на много более низкой эффективностью хозяйства.

Система формирования местных бюджетов должна отвечать таким требованиям:

1.Поставить расходы местных бюджетов от доходов (государственного и местных бюджетов) на соответсвующих территориях.

2.Образовать заинтиересованность местных Советов и граждан в развитии производства и повышении доходности совоих территорий.

3.Поддерживать отсталые в экономическом отношении регионы на минимальном уровне.

Этим требованиям отвечалабы бюджетная система, основанная на таких принципах. Все налоги и платежи в бюджет Украины распределяются между государственм бюджетом и консолидированными бюджетами всех областей по единому нормативу для всех видов налогов и платежей. Исключением должны стать взносы в Фонд ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы; отчисления на геологоразведочные работы и средства от продажи военного имущества должны полностью перечеслиться в государственный бюджет, а неналоговые сборы и платежи в зависимости от их характера - в государственный или местные бюджеты. Местные налоги платежи должны начисляться в местные бюджеты.

Установление единого для всех видов налогов и платежей (в том числе и для налога на доход) норматива распределения между государственным и местными бюджетами включает возможность конфликтов по впросам реальности или нереальности тех или иных источников формирования местных бюджетов.



II. Шаги необходимые для решения проблем региональной бюджетной политики Украины.

В течении прошедшего года в процессе подготовки проекта бюджета Украины довольно широко обсуждались проблемы местного самоуправления и финансовой самостоятельности регионов. Основные предложения относительно новой концепции формирования местных бюджетов при этом сводились к необходимости определения нормативов минимальной бюджетной обеспеченности и одинаковых для всех областей нормативов отчислений от общегосударственных налогов в местные бюджеты.

Анализ показывает, что запланированные на 1994 г. расходы местных бюджетов в расчете на одного жителя (см. табл. 1) составляют, например, для Ивано-Франковской области 86.73% от среднего по Украине уровня затрат местных бюджетов, а для Киева - 138.58%.

Действующие финансовые отношения, в том числе практика формирования местных бюджетов Украины, сохраняют в своей основе много элементов старой командно-административной системы.

Бюджеты разных уровней не играли активной роли, они были лишь денежным выражением планов социального и экономического развития.

Сейчас уже сделаны или хотя бы продекларированы некоторые шаги на пути рыночных реформ. Состоялось перераспределение некоторых видов расходов и налогов между государственным и местными бюджетами. Однако и по плану на 1994 г. больше чем на 30% доходов бюджетов восьми областей и Республики Крым приходится на долю субсидий из государственного бюджета. С другой стороны, около 20% доходов, которые поступают в бюджет Полтавской и Запорожской областей, должны быть причислены в госбюджет.

Проблемы построения бюджетной системы децентрализованных государств сводятся к тому, чтобы определить:

- какие задания наиболее эффективно могут быть разрешены центральными органами власти и, соответственно, должны финансироваться из центрального бюджета;

- какие функции требуют децентрализованных решений и каким образом будут финансироваться соответствующие расходы;

- каким должно быть распределение доходов меду разными уровнями государственной системы.

Среди проблем региональной бюджетной политики важное место отводится регулированию финансовых возможностей регионов и местных бюджетов соответствующего уровня. Строго говоря, эта проблема отсутствует при наличии пяти условий.

1.Финансовые возможности экономических субъектов в разных частях приблизительно уравнены. То есть это означает, что все регионы могут находить средства, необходимые для исполнения своих задач.

2.Доходы регионов развиваются стабильно.

3.Деятельность общественного сектора - прежде всего в предоставлении производственной и социальной инфраструктуре - финансируется исключительно через сборы и вклады (добровольные либо принудительные).

4.Деятельность местных и региональных органов власти идет на пользу исключительно жителям данного региона.

5.Невозможными будут финансовые кризисы, вызванные экстремальными ситуациями.

 В условиях Украины общественные блага и услуги финансируются за счет налогов. Из местных бюджетов финансируются также и те локальные общественные блага, которыми могут пользоваться не только жители данного региона.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.