|
<*> В соответствии с п. 158 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н, списание с забалансового счета товара на комиссии у комиссионера происходит по мере его продажи. Передача товара на субкомиссию не является реализацией. Следовательно, до получения комиссионером отчета субкомиссионера за балансом у первого должна отражаться учетная стоимость товаров, полученных по договору комиссии.
Налогообложение
Ключевые вопросы, связанные с налогообложением при реализации товаров по договорам субкомиссии, во многом совпадают по своей сути с вопросами, характерными для обычных договоров комиссии.
Налоговой базой по НДС для комиссионера в случае реализации товара с привлечением субкомиссионера будет являться сумма дохода, полученная в виде вознаграждения (любых иных доходов) при исполнении посреднического договора (п. 1 ст. 156 НК РФ). При этом налогообложение производится по налоговой ставе 18%, даже если передаваемые на комиссию (субкомиссию) товары не подлежат налогообложению, за исключением товаров, перечисленных в пп. 1 и 8 п. 2 и пп. 6 п. 3 ст. 149 НК РФ (например, отдельные медицинские товары, похоронные принадлежности, изделия народных художественных промыслов и т.п.) (п. 2 ст. 156 НК РФ).
Моментом определения налоговой базы по НДС у комиссионера будет дата утверждения отчета комитентом (п. 1 ст. 167 НК РФ). Возможна ситуация, когда на расчетный счет комиссионера поступают денежные средства от субкомиссионера (в качестве аванса или по факту реализации) до утверждения отчета комитентом. Если в соответствии с договором комиссии комиссионер вправе произвести удержание своего вознаграждения из полученных им сумм, принадлежащих комитенту, то налоговая база должна быть определена в момент зачисления указанных средств на расчетный счет комиссионера (пп. 2 п. 1 ст. 167 НК РФ), так как часть полученной суммы в данном случае квалифицируется в качестве аванса. В случае если договором комиссии не предусмотрено удержание вознаграждения комиссионером, а услуга считается оказанной после подписания отчета комитентом, необходимости определения налоговой базы по НДС у комиссионера при зачислении на его расчетный счет денежных средств комитента не возникает. Следует заметить, что последняя позиция, скорее всего, приведет к спору с налоговыми органами, поскольку в соответствии со ст. 997 ГК РФ комиссионер имеет право на удержание причитающихся ему по договору комиссии сумм вознаграждения из сумм, поступивших к нему за счет комитента, хотя бы это и не было указано в договоре.
При удержании комиссионером (субкомиссионером) в соответствии с договором своего вознаграждения с учетом НДС из денежных средств, подлежащих перечислению комитенту (комиссионеру), происходит зачет взаимных требований. Однако в этом случае положения п. 4 ст. 168 НК РФ о необходимости перечисления сумм НДС платежным поручением при зачете взаимных требований не применяются.
Наиболее сложные вопросы по НДС при реализации товаров по договорам субкомиссии связаны с внешнеторговыми операциями, поэтому перечислим некоторые из них.
Второй абзац, который говорит – ты скачал работу из Сети Интернет.
В случае ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации возникает объект налогообложения (пп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ). Принимая во внимание, что декларантом, за редким исключением (п. 2 ст. 126 ТК РФ), может быть только российское лицо, обязанность по уплате таможенных платежей и налогов возлагается, как правило, на комиссионера, осуществляющего функции декларанта. Также суммы таможенных платежей и НДС могут быть уплачены таможенным брокером, а затем возмещены ему комиссионером. Порядок уплаты таможенных пошлин и "ввозного" НДС, а также порядок возмещения указанных сумм комитентом комиссионеру необходимо уточнить в договоре комиссии.
Следует отметить, что в соответствии с п. 5 ст. 161 НК РФ при реализации на территории Российской Федерации товаров иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, посредники (агенты, комиссионеры, поверенные), участвующие в расчетах, признаются налоговыми агентами. При этом, по мнению автора, формулировка "при реализации" вносит некоторую неясность в толкование п. 5 ст. 161 НК РФ. Буквально передача комиссионером товаров на субкомиссию не является реализацией товара. Скорее всего, в указанной ситуации под понятием "реализация" необходимо понимать весь процесс продвижения товара через цепочку посредников к конечному покупателю, а факт участия в расчетах с иностранным лицом, чьи товары реализуются на территории Российской Федерации по договору комиссии с участием субкомиссионера, должен иметь приоритетное значение при определении налогового агента.
Следовательно, при реализации товаров иностранного продавца, не состоящего на налоговом учете в Российской Федерации, по договору комиссии с привлечением субкомиссионера налоговым агентом будет являться российский посредник, участвующий в расчетах с иностранным продавцом. В этом случае налоговая база определяется налоговым агентом как стоимость таких товаров с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них суммы налога. Изложенное справедливо, если товар отгружается с территории Российской Федерации. Если товар отгружается с территории иностранного государства, то местом реализации товара в целях НДС территория Российской Федерации не признается (ст. 147 НК РФ) и комиссионер в отношении указанных операций налоговым агентом не является.
В случае возникновения у комиссионера, передавшего товар на субкомиссию, обязанностей налогового агента, предусмотренных в п. 5 ст. 161 НК РФ, моментом определения налоговой базы в соответствии с п. 15 ст. 167 НК РФ будет наиболее раннее из событий, указанное в п. 1 ст. 167 НК РФ, а именно:
день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Каких-либо особенностей определения момента возникновения обязанностей по перечислению НДС налоговыми агентами, поименованными в п. 5 ст. 161 НК РФ и реализующими товар по договору субкомиссии, законодатель не предусмотрел. Следовательно, комиссионер, являющийся налоговым агентом в соответствии с п. 5. ст. 161 НК РФ, должен исчислить НДС в соответствии с данными о реализации и суммах полученных авансов, представленных в отчете субкомиссионера.
Стоит добавить, что налоговые агенты, перечисленные в п. 5 ст. 161 НК РФ, не имеют права на включение в налоговые вычеты сумм налога, уплаченных по осуществляемым ими операциям (п. 3 ст. 171 НК РФ).
Средства, которые поступают на счет комиссионера по договору комиссии, не включаются в его налоговую базу по налогу на прибыль (пп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ), за исключением сумм комиссионного вознаграждения. Также в доходах посредника не учитываются дополнительные суммы, поступившие комиссионеру в качестве возмещения затрат на исполнение договора комиссии, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера. Таким образом, в налогооблагаемый доход комиссионера включаются: сумма комиссионного вознаграждения, суммы возмещения затрат (если такие затраты были учтены в составе расходов посредника), часть суммы дополнительной выгоды комитента (если товар был реализован на более выгодных условиях и комиссионер имеет право на их получение).
Имущество, включая денежные средства, переданное комиссионером в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, а также в счет оплаты затрат, произведенной комиссионером за комитента, не подлежит учету при определении налоговой базы комиссионера, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера в соответствии с условиями заключенных договоров (п. 9 ст. 270 НК РФ). Указанное обстоятельство должно иметь решающее значение при принятии решения комиссионером о включении сумм вознаграждения субкомиссионера (возмещаемых субкомиссионеру расходов) в собственные расходы.
Заключение
Таким образом, в целях исполнения договора комиссии комиссионер наделен правом заключения договора субкомиссии с другим лицом (субкомиссионером), оставаясь ответственным за действия последнего перед комитентом. При этом по договору субкомиссии комиссионер приобретает права и обязанности комитента (ст. 994 ГК РФ).
Это последний абзац. Исключи его, и лучше напиши свое заключение, поскольку в моей работе это заключения я скорее всего заменю, а ты скачав из Интернета – знай, что не все работы там хороши.
В случае признания комиссионером в учетной политике доходов и расходов по методу начисления вознаграждение субкомиссионеру по договору субкомиссии (пп. 3 п. 1 ст. 264 НК РФ) учитывается в целях исчисления налога на прибыль в расходах, уменьшающих доходы, на дату расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или на день реализации товара, указанный в отчете субкомиссионера (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).
ЛИТЕРАТУРА
1. "Финансовая газета", 2007, N 45 А.Михальцов 07.11.2007
2. "Налоговый вестник", 2007, N 2 А.Т.Александров 30.12.2006
3. "Главбух". Приложение "Учет в торговле", N 4, 2003, И.В.Иванцов
Страницы: 1, 2
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.