- По итогам 2005 года самый высокий рост цен наблюдался в секторе ЖКХ, составив 32,7%.
- Отмечался значительный рост сельскохозяйственных цен. Рост цен на мясо и птицу (18,6%) был вызван среди прочего принятым ранее решением о введении импортных квот на мясо.
- В 2005 году рост цен на бензин составил 15,8%.
Определенную роль играет инфляция издержек: износ основных фондов ведет к повышению издержек. Отмечается заметный рост заработной платы в нефтегазовом и других секторах, что также влияет на издержки.
3.2 Антиинфляционные меры, как инструмент денежно-кредитной политики.
На данный момент Российская экономика сильно зависит от цены на нефть, но в то же время, приток нефтедолларов, при всей важности этого фактора, не является исчерпывающим объяснением инфляции, поскольку при составлении официального прогноза не вполне учтена роль других факторов, в частности, растущих в конце года начислений заработной платы.
Уменьшение покупательной способности для этой группы населения компенсируется лишь частично и лишь через определённый период времени. Даже средства, собранные в Стабилизационном фонде, по некоторым расчётам, обесценились на значительную сумму, сравнимую с бюджетными затратами на образование.В современных условиях выработка антиинфляционных мер , как одной из целей денежно-кредитной политики должна базироваться на трактовке инфляции как многофакторного процесса. Успешно решить проблему роста потребительских цен удастся при условии разработки и реализации комплекса антиинфляционных мероприятий, тесно увязанных со структурной и промышленной политикой.
Комплекс антиинфляционных мер правительства при их правильной балансировке может привести к положительному результату:
- ограничение роста тарифов в секторе ЖКХ и тарифов естественных монополий;
- отказ от противодействия укреплению эффективного курса рубля;
- контроль над бюджетными расходами;
- повышение Банком России процентных ставок по краткосрочным депозитам и, как следствие, возможно, по некоторым видам кредитов;
- формирование стабильных правил регулирования импорта сельхозпродукции;
- сдерживание увеличения цен на нефтепродукты на внутреннем рынке;
- стимулирование инвестиционной активности и конкуренции;
- прочие меры.
В борьбе с инфляцией существует опасность перенесения акцента исключительно на ограничительную денежно-кредитную политику.
В итоге борьба с инфляцией может обернуться новыми рисками для экономики и банковской сферы:
- сдерживание роста денежных агрегатов снижает ресурсную базу банковской системы и экономики, в целом;
- удорожание кредита препятствует экономическому росту, и может способствовать возникновению локальных, региональных и, возможно, системных кризисных явлений в экономике;
- излишние ограничения в денежно-кредитной сфере могут отразиться на реализации социальных программ, что в конечном счете будет сдерживать потребительский спрос. Кроме того, недостаточный контроль за немонетарными факторами может привести к росту этого компонента инфляции и отразиться на общем росте цен.
В пакете мер антиинфляционной политики следовало бы уделять большее внимание другим инструментам: активизировать экономику предложения через создание соответствующих стимулов в налоговой политике; сделать более равномерными выплаты заработной платы бюджетникам; стимулировать инвестиции и развитие конкуренции.
Кроме того, необходимо уделить повышенное внимание развитию национальной банковской системы и совершенствованию сферы услуг, в целом. Прогнозируя инфляцию, большинство экспертов, тем не менее, исходит из того, что в 2007 году в экономике России будут преобладать положительные тенденции, несмотря на то, что некоторые специалисты не могут полностью исключить вероятность кризисных явлений в мировой экономике или на внутреннем российском рынке.
Официальный прогнозный ориентир по инфляции, возможно, будет превышен, даже несмотря на то, что Правительство РФ и Банк России предпринимают активные шаги по ее снижению. По последним прогнозам международных организаций, сделанным в марте-апреле текущего года, уровень инфляции в России в 2007 году может достигнуть 9-10,5% (ЕБРР:10,5%; Всемирный банк: 10%; МВФ: 10,4%29). По оценкам РСПП, этот показатель составит 9,5-10%. Согласно оценкам таких центров как JP Мorgan Chase и Economist Intelligence Unit, инфляция окажется приблизительно на уровне 10%.
С учетом сказанного выше, а также принимая во внимание геополитические и иные факторы (такие как ситуация в Иране, Венесуэле; меняющиеся условия валютного регулирования в связи с введением конвертируемости рубля и т.д.) инфляция, как представляется, в будущем году может достигнуть приблизительно уровня 8-10%. Стимулировать развитие конкуренции и создание в экономике реально равных конкурентных возможностей. К тому же, требуется повысить собираемость налогов.
Мне представляется, что в связи с государственными программами ни абсолютное, ни относительное снижение бюджетных расходов невозможны. Отсюда повышенное значение приобретают другие моменты – в частности, эффективная налоговая политика. Эта политика должна способствовать повышению инвестиций в производство товаров и услуг. Налоговая политика должна, в большей степени. Рост небазовой инфляции отражает повышение роли немонетарных факторов.
Социальные и экономические последствия инфляции
Все виды инфляции имеют значительные экономические и социальные последствия, причем, как правило, негативные. Перечислим некоторые из них.
• Обесценивание сбережений ставит в невыгодное положение получателей фиксированных доходов (пенсий, заработной платы, процентов на вклады в банках).
Поскольку инфляция снижает покупательную способность сбережений, то в такой ситуации:
а) повышается краткосрочный характер спроса,
б) снижается мотивация к накоплению,
в) ослабевают стимулы к росту производительности труда, следствием чего является уменьшение предложения товаров.
• Во время инфляции уменьшается реальная стоимость срочных банковских вкладов, стоимость страховых полисов, ежегодной ренты с фиксированной ставкой.
Среди прочих последствий следует также указать, что инфляция перераспределяет доходы между дебиторами и кредиторами, принося выгоду заёмщикам.
• Происходит деформация экономических отношений в целом. Повышаются риски при долгосрочном кредитовании, инвестициях. Ликвидные средства перетекают в краткосрочные сделки спекулятивного характера, в том числе в операции, направленные на сохранение покупательной способности денежных ресурсов.
• Вызывая повышения спроса, инфляционные ожидания ведут к постоянному росту цен, что, при отсутствии должных механизмов и инструментов контроля, может привести к росту инфляции и социальной напряженности.
Несмотря на отмеченные недостатки, проводимая политика, безусловно, способствовала повышению контроля над ростом денежной массы в целях борьбы с инфляцией спроса. Однако её эффективность была ограниченной, в т.ч. в связи с недостаточным учётом факторов структурной инфляции и отсутствием своевременно принятых мер по борьбе с ней.
В этих условиях снижению инфляции спроса могли бы способствовать эффективные меры по стимулированию экономики предложения. Увеличение совокупного предложения требует принятия дополнительных мер по созданию конкурентной среды для бизнеса и значительному повышению инвестиций в основной капитал. Также проводимая денежно-кредитная политика должна быть дополнена мерами по замещению внешних заимствований внутренними (что предполагает существенное расширение внутреннего финансового рынка), повышению устойчивости национальной банковской системы и ее роли в процессе трансформации сбережений в инвестиции.
Ограниченность проявляется также и в том, что Банку России, вероятно, не удается нейтрализовать эффекты от роста всех экспортных доходов, поскольку их некоторая часть, возможно, находится в сфере «теневой экономики».
Такой подход к экономической политике получил распространение как «концепция предложения».
• Cдерживание роста реального эффективного курса рубля затруднено в силу значительного притока иностранного капитала. По аналогии с нефтедолларами, иностранные инвестиции ведут к росту предложения валюты и увеличению денежной массы, способствуя инфляции и росту реального эффективного валютного курса. Поэтому значительный приток иностранных инвестиций в 2005 году затруднил ЦБ РФ проведение антиинфляционной политики. Напомним, что прямые иностранные инвестиции, по данным ЦБ РФ, составили 7,9 млрд. долл. в 2003 г., 15,3 млрд. долл. в 2004 г., 14,6 млрд. долл. в 2005 г.
• Политика сдерживания роста эффективного курса рубля будет способствовать защите национальной промышленности от иностранной конкуренции и защите доходов малообеспеченных слоев населения от обесценения. Однако, Банку России не удается полностью нейтрализовать инфляционные последствия сдерживания роста курса рубля, а протекционистский эффект его мер небесспорен. Представляется, что ЦБ РФ, по-видимому, намерен отойти от приоритетов политики сдерживания укрепления рубля по отношению к бивалютной корзине и дополнительно использовать инструмент регулирования процентной ставки по краткосрочным депозитам, и, как следствие, возможно, по некоторым видам кредитов.
• Это, в конечном счете, может снизить рост денежной массы и, следовательно, как предполагается, противодействовать росту цен. Повышение Банком России процентных ставок выступает, таким образом, лишь как новая форма проводившейся ранее ограничительной денежно-кредитной политики, о недостатках которой говорилось выше.
Эти недостатки могут проявиться со всей остротой, в особенности, в том случае, если предпринимаемые шаги по повышению процентных ставок негативно отразятся на издержках предприятий, работающих с заемными средствами, т.е. окажут отрицательное воздействие на совокупное предложение.
Среди возможных мотивов отказа от прежних приоритетов можно также упомянуть возможные положительные эффекты укрепления рубля:
- снижение стоимости импортного оборудования для российских предприятий;
- рост инвестиционной привлекательности России в результате повышения выраженной в иностранной валюте прибыльности от вложений капитала и т.д.
Заключение.
В данной работе, мне хотелось показать основные направления денежно-кредитной политики Центрального Банка Российской Федерации и , что денежно-кредитная политика - один из мощнейших инструментов экономической политики, находящихся в распоряжении государства.
Обладая такими средствами, как пересмотр резервной нормы, изменение учетной ставки и операции на открытом рынке, Центральный эмиссионный банк может оказывать определяющее воздействие на денежное предложение, а через его посредство - на реальный национальный продукт, занятость и индекс цен.
Результаты монетарного регулирования по-разному расцениваются в кейнсианской и монетаристской теориях, а также в теории рациональных ожиданий. Кейнсианцы полагают, что дискретная денежно-кредитная политика, уступая фискальной по силе воздействия, тем не менее эффективна для сглаживания колебаний экономической активности, цен и занятости. Монетаристы ратуют за введение монетарного правила и отказ от дискретной денежно-кредитной политики. Приверженцы теории рациональных ожиданий утверждают, что монетарная политика вообще не оказывает воздействия на реальный ВНП.
Денежно-кредитная политика во многом определяет валютные курсы, влияя тем самым на эффективность внешнеторговых операций по экспорту и импорту. Ее можно использовать не только для изменения основных внутренних макроэкономических переменных, но и для управления внешнеторговым балансом.
Без верной денежно-кредитной политики, проводимой центральным банком, экономика не может эффективно функционировать. На мой взгляд, основной целью развития банковского сектора на среднесрочную перспективу является повышение устойчивости банковской системы и эффективности функционирования банковского сектора. Реформирование банковского сектора будет способствовать реализации программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005—2008 годы), прежде всего преодолению сырьевой направленности российской экономики за счет ее ускоренной диверсификации и реализации конкурентных преимуществ.
Основными задачами развития банковского сектора являются:
· усиление защиты интересов вкладчиков и других кредиторов банков;
· повышение эффективности осуществляемой банковским сектором деятельности по аккумулированию денежных средств населения и организаций и их трансформации в кредиты и инвестиции;
· повышение конкурентоспособности российских кредитных организаций;
· предотвращение использования кредитных организаций для осуществления недобросовестной коммерческой деятельности и в противоправных целях;
· развитие конкурентной среды и обеспечение транспарентности в деятельности кредитных организаций;
· укрепление доверия к российскому банковскому сектору со стороны инвесторов, кредиторов и вкладчиков;
· дедолларизация экономики;
· изменение зависимости экономики от сырьевой базы.
Список литературы
1. Постановление Государственной Думы РФ от 22 ноября 2006 года № 3779-4 ГД «Об основных направлениях единой государственной денежно – кредитной политике на 2007 год».
2. Вигман С.Л.Финансы, деньги, кредит в вопросах и ответах.Издательство: Проспект, 2005.
3. Экономические проблемы трансформирующейся экономики. Под ред. И.П. Николаевой. М. "Дашков и Ко", 2006г.
4. Ершов М. Банковская система и развитие российской экономики. "Мировая экономика и международные отношения", 2005г.
5. Ершов М. В. Экономический суверенитет России в глобальной экономике. М., 2005.
6. Д. Кочергин. Мировой опыт регулирования в сфере электронных денег. "Мировая экономика и международные отношения", 2005г.
7. В.Э. Кроливецкая. Денежно - кредитная политика в России: анализ угроз. - "Бизнес и банки", 2006г.
8. А.В. Улюкаев. Денежно-кредитная политика Банка России: актуальные аспекты. "Деньги и кредит", 2006г.
9. О. Рогова. Валютный фактор экономической динамики. "Экономист", 2005г.
10. Г. Фетисов. Ставка рефинансирования и система рыночных процентных ставок. "Мировая экономика и международные отношения", 2005г.
11. Левченко Д.В. Система рефинансирования как приоритетное направление развития денежной политики. "Деньги и кредит", 2005г.
12. Г. Фетисов. Условия достижения полной конвертируемости рубля. "Вопросы экономики" 2006г.
13. А.А. Суэтин. Тенденции современного денежного рынка. " Бизнес и банки", 2006г.
14. А.В. Степыкина. Актуальные задачи государственной денежно-кредитной политики России. "Финансы и кредит", 2006г.
15. Н. Шмелева. Условия дедолларизации народного хозяйства. " Экономист", 2005г.
18. Веб-сайт Центрального Банка РФ www.cbr.ru-официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5