Рефераты. Развивающиеся страны в мировой экономике

Развивающиеся страны в мировой экономике

Содержание:

Введение ……………………………………………………………………....2 стр.

1.Перспективы участия развивающихся стран в мировой торговле ……...2 стр.

2.Экономические отношения с Россией …………………………………….2 стр.

3.Бразилия в мировой экономике …………………………………………....3 стр.

3.1.Особенности экономического развития ……………………………....3 стр.

3.2.Этапы экономического развития ……………………………………...5 стр.

3.3.Внешнеэкономические связи Бразилии ………………………………6 стр.

    4. Демократическая республика Конго в мировой экономике …………….10 стр.

4.1.Характерные черты экономического положения ДРК ………………10 стр.

4.2.Особенности экономического развития ………………………………11 стр.

4.3.Демократическая республика Конго в международных отношениях 15 стр.

5.Китайская народная республика в мировой экономике …………………17 стр.

5.1.Основные направления экономического развития …………………..17 стр.

5.2.Китайская народная республика в мирохозяйственных связях ……..19 стр.

Заключение …………………………………………………………………...23 стр.

Список использованной литературы ……………………………………….24 стр.
Введение

Понятие «развивающиеся страны» стало использоваться толь­ко в последние десятилетия. Ранее эти страны называли «эконо­мически отставшими», «освободившимися», «слаборазвитыми». С 50-х гг. распространен термин «третий мир», отражавший реа­лии послевоенного блокового мира. В 80 - 90-е гг. стал использо­ваться еще один обобщающий термин, признавший наличие в ми­ровой экономике групп стран с качественно различными уровнями социально-экономического развития: «Север» - индустриальные страны и «Юг» - существенно отставшие страны, и близкий к нему - «Запад - Восток». Наконец, для обозначения этих двух групп применяется также термин «Центр-Периферия», предпо­лагающий, что основные импульсы развития в мировой экономике исходят от Центра и от него передаются Периферии. Но наиболее широко принято нейтральное обозначение - «развивающиеся страны».


1.Перспективы участия развивающихся стран в мировой торговле

В отличие от 50-60-х гг., когда основную роль в конкурентной борьбе на мировом рынке, где значительное место занимали тра­диционные сырьевые товары, играла цена, ныне торговля бази­руется на готовых изделиях и первостепенное значение, приобрело качество. Однако высокие требования к экспорту продукции го­товы выполнить далеко не все развивающиеся страны. Так, в Ла­тинской Америке менее 1 % всех действующих предприятий при­знаны конкурентоспособными по мировым стандартам. По уров­ню конкурентоспособности продукции, за исключением Синга­пура и Гонконга, занявших первое и второе места в 1997 г. в меж­дународном ранжировании 53 стран по этому показателю, разви­вающиеся страны существенно отстают.

К тому же они сталкиваются с разнообразными новыми фор­мами торговых барьеров на пути своих готовых изделий, кото­рые в совокупности определяют как «неопротекционизм». Наря­ду с импортными пошлинами, квотами, акцизами страны Севера активно стали применять нетарифные ограничения. К ним отно­сится система лицензий, качества и безопасности продукции, санитарно-гигиенического соответствия стандартам страны-импор­тера. Ужесточая содержащиеся в лицензиях требования, а подчас и ограничивая их выдачу, страна-импортер имеет возможность снизить объемы ввозимой продукции.

Обсуждается также введение трудовых и экологических стандартов, в основе которых лежит требование соответствия условий производства в странах третьего мира международным нормам ох­раны труда и окружающей среды. Многие развивающиеся страны не в состоянии их выполнить и вынуждены сокращать экспорт.

Падение цен, усиленное азиатским финансовым кризисом, де­вальвация валют в странах Юго-Восточной Азии ухудшили усло­вия торговли развивающихся стран в 1998 г.

Развитые страны по мере роста и диверсификации промышленного экспорта развивающихся стран чаще используют анти­демпинговые меры в отношении таких товаров, как электронная техника, текстиль, обувь, готовая одежда, ссылаясь на то, что они продаются по ценам ниже внутренних. В результате в мировой торговле происходит постоянное взаимодействие новых форм протекционизма и либерализации как генеральной тенденции, поддерживаемой ВТО.


2.Экономические отношения с Россией

Экономические отношения между Россией и развивающими­ся государствами осложнены комплексом проблем, как унасле­дованных от бывшего СССР, так и возникших после его распада. Негативную роль сыграл крах советской модели развития, прежде популярной во многих из этих стран. Военно-техническое сотруд­ничество, которое играло важную роль во взаимоотношениях СССР с рядом развивающихся стран, обернулось огромными по­терями: поставки военной техники осуществлялись в кредит либо безвозмездно (на них приходится основная часть из 150 млрд. долл. задолженности зарубежных стран перед Россией). Но вместе с тем продажа военной техники развивающимся странам остается одним из немногих конкурентоспособных направлений в эконо­мических отношениях Россия - Юг.

Российский экспорт сырья нередко вызывает негативную ре­акцию со стороны развивающихся стран, поскольку часто осуществляется по более низким в сравнении с мировыми ценами и однотипен с их сырьевым экспортом. Возможности сбыта в раздающихся странах российской готовой промышленной продукции подчас ограниченны из-за устаревшей номенклатуры предлагаемых товаров и технологической несовместимости с мировыми стандартами. В то же время энергетическое и нефтяное оборудование, авиационная гражданская техника, продукция аэрокосмического комплекса, некоторые другие группы товаров российского производства перспективны для расширения торговли развивающимися странами.

Россия заинтересована как в укреплении сложившихся эко­номических связей с традиционными партнерами, например, с Индией, так и в обретении новых среди развивающихся стран. Некоторые положительные сдвиги наметились в сотрудничестве со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Вступление Рос­сии в АТЭС в качестве полноправного члена улучшает возмож­ность хозяйственных контактов в этом динамичном регионе.

3.Бразилия в мировой экономике

Бразилия - крупнейшая страна Латинской Америки, по размеру территории она уступает только Российской Федера­ции, США, КНР и Канаде, обладает крупными запасами более 30 видов минерального сырья. Население превышает 170 млн. человек, составляя 2,8% населения планеты. Страна производит 2,5% ВМП (2,7% по ППС). На долю Бразилии приходится око­ло 40% экономического потенциала Южной Америки.

Объем ВВП Бразилии в текущих ценах на 1/3 меньше вало­вого продукта КНР, но вдвое превышает индийский.

По многим социально-экономическим признакам Бразилия относится к развивающимся странам, но занимает среди них особое место. Обладая большим экономическим потенциалом и довольно высоким уровнем экономического развития, она вхо­дит в число новых индустриализующихся стран. По показателю ВВП на душу населения страна приблизилась к среднемировому уровню, уступая в 5,6 раза развитым странам, находясь несколь­ко ниже уровня всех латиноамериканских стран, но в 2,3 раза выше уровня всех развивающихся стран.


3.1. Особенности экономического развития

Темпы роста. В 80 -  90-е годы бразильское хозяйство разви­валось в условиях жестокого кризиса внешней задолженности. Валовой продукт увеличивался медленными темпами. В 90-е годы, несмотря на два экономических кризиса 1992 и 1998 гг., хозяйственный рост значительно повысился. В отличие от пре­дыдущего десятилетия была обеспечена положительная динамика производства на душу населения (+1%), в 80-е годы - (-2,3%), но по темпам прироста ВВП Бразилия значительно уступала всем латиноамериканским и развивающимся странам в целом (табл.1).

Таблица 1

Темпы прироста ВВП Бразилии,

Страны


1981-1990


1991-1999


Бразилия


1,5


2,3


Латинская Америка


1,1


3,0


Развивающиеся страны

2,3


4,4



Экономическая политика и проводившиеся в ее рамках ме­ры были направлены на достижение стабилизации и экономи­ческого роста.

Условия и факторы роста. Значительные темпы хозяйствен­ного роста обычно обеспечиваются повышением нормы сбереже­ний и капиталовложений. Норма накопления в Бразилии неук­лонно возрастала до середины 70-х годов, достигнув 25,5% ВВП (1963 г. - 17,5%). В 80-е годы она резко понизилась, и в 90-е годы находилась на уровне 20,8%. Обычно уровень накопления на 1,5 - 2 процентных пункта превышал сбережения. Широкое использование иностранного ссудного капитала приводило к кризисам валютно-кредитных отношений.

На протяжении 80 - 90-х годов экономическое развитие в значительной степени обеспечивалось за счет дефицитного фи­нансирования. Вопросы финансовой стабильности до середины 90-х годов рассматривались как вторичные. Предпринимавшие­ся антиинфляционные меры, как правило, заканчивались без видимых результатов, а кратковременные периоды замедления роста цен сменялись новым витком. В результате экономиче­ского подъема в мировом хозяйстве и антиинфляционной поли­тики правительства положение изменилось во второй половине минувшего десятилетия. Если в 80-е годы среднегодовые темпы прироста цен составляли трехзначные числа, а в первой поло­вине 90-х годов - четырехзначные (1987 г. - 366%, 1990 г. - 1585, 1993 г. - 2400%), то во второй половине 90-х годов уро­вень инфляции снизился до 10%.

На состояние государственных финансов и денежного обра­щения большое отрицательное влияние оказывали платежи процентов по государственному долгу, которые съедали 3% ВВП страны.

Хозяйственный рост обеспечивался достаточно обильными трудовыми ресурсами. Темпы роста экономически активного на­селения превосходили темпы роста всего населения. Несмотря на долговременные выгоды со стороны предложения, непосредственный эффект быстрого роста рабочей силы усиливал давле­ние на занятость. В частности, любое снижение темпов хозяйст­венного роста оказывало сильное влияние на наполнение рынка труда.

Основная масса рабочей силы до сих пор не отличается вы­сокой общеобразовательной подготовкой, производительностью труда (производительность бразильского рабочего почти в 5 раз ниже американского). По показателям расходов на образование Бразилия отстает от ряда латиноамериканских стран. Больше внимание уделялось высшему образованию (1,2% ВВП, страны ОЭСР  - 0,7% в 1996 г.) в основном за счет финансирования начального и среднего образования, что увеличивало общую стоимость образования. Низкие расходы на образование приве­ли к тому, что 16% населения остается неграмотным, только 5,5% имеют среднее и высшее образование. В средней школе занимается 20%, а в высшей - 5,2% соответствующих возрас­тных групп. По этим показателям Бразилия уступает ряду дру­гих латиноамериканских стран.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.