Экономическая политика и проводившиеся
в ее рамках меры были направлены на достижение стабилизации и экономического
роста.
Условия и факторы роста. Значительные
темпы хозяйственного роста обычно обеспечиваются повышением нормы сбережений
и капиталовложений. Норма накопления в Бразилии неуклонно возрастала до
середины 70-х годов, достигнув 25,5% ВВП (1963 г. - 17,5%). В 80-е годы она резко понизилась, и в 90-е годы находилась на уровне 20,8%. Обычно
уровень накопления на 1,5 - 2 процентных пункта превышал сбережения. Широкое
использование иностранного ссудного капитала приводило к кризисам
валютно-кредитных отношений.
На
протяжении 80 - 90-х годов экономическое развитие в значительной степени
обеспечивалось за счет дефицитного финансирования. Вопросы финансовой
стабильности до середины 90-х годов рассматривались как вторичные.
Предпринимавшиеся антиинфляционные меры, как правило, заканчивались без
видимых результатов, а кратковременные периоды замедления роста цен сменялись
новым витком. В результате экономического подъема в мировом хозяйстве и
антиинфляционной политики правительства положение изменилось во второй
половине минувшего десятилетия. Если в 80-е годы среднегодовые темпы прироста
цен составляли трехзначные числа, а в первой половине 90-х годов - четырехзначные
(1987 г. - 366%, 1990 г. - 1585, 1993 г. - 2400%), то во второй половине 90-х
годов уровень инфляции снизился до 10%.
На состояние государственных финансов и
денежного обращения большое отрицательное влияние оказывали платежи процентов
по государственному долгу, которые съедали3% ВВП страны.
Хозяйственный рост обеспечивался
достаточно обильными трудовыми ресурсами. Темпы роста экономически
активного населения превосходили темпы роста всего населения. Несмотря на
долговременные выгоды со стороны предложения, непосредственный эффект быстрого
роста рабочей силы усиливал давление на занятость. В частности, любое снижение
темпов хозяйственного роста оказывало сильное влияние на наполнение рынка
труда.
Основная масса рабочей силы до сих пор
не отличается высокой общеобразовательной подготовкой, производительностью
труда (производительность бразильского рабочего почти в 5 раз ниже
американского). По показателям расходов на образование Бразилия отстает от ряда
латиноамериканских стран. Больше внимание уделялось высшему образованию (1,2%
ВВП, страны ОЭСР - 0,7% в 1996 г.) в основном за счет финансирования
начального и среднего образования, что увеличивало общую стоимость образования.
Низкие расходы на образование привели к тому, что 16% населения остается
неграмотным, только 5,5% имеют среднее и высшее образование. В средней школе
занимается 20%, а в высшей - 5,2% соответствующих возрастных групп. По этим
показателям Бразилия уступает ряду других латиноамериканских стран.