Рефераты. Развитие бухгалтерского учета по отчетности

Весьма значительные разночтения имела в то время практика исчисления размера отчислений из валового дохода на погашение имущества. Законом норма отчислений была установлена «для каменных и металлических строений и сооружений и для металлических судов, а в горных предприятиях – для земель, из недр коих добываются ископаемые богатства, для шахт, штолен, основных штреков и квершлагов – не выше 5 %, а для деревянных строений и судов, для машин и прочих орудий производства и вообще для живого и мертвого инвентаря – не выше 10 % их стоимости».

Реальность отражения финансового состояния в отчетности в значительной степени определяется порядком исчисления прибыли, поэтому нормативные документы довольно жестко регламентировали состав валового дохода, виды расходов и отчисления из него. Согласно инструкции от 11 мая 1899 г. в составе валового дохода выделялись 15 элементов, а все расходы, минусуемые из валового дохода при исчислении податной прибыли, подразделялись на  три группы: 1) на управление, содержание и эксплуатацию предприятия; 2) на поддержание предприятия в исправности; 3) на дела благотворительного характера. Такая детализация была необходима, поскольку она предопределялась заложенной в нормативных документах идеей тесной взаимосвязи размера податной прибыли, видов доходов и расходов и способов оценки и отражения в учете и отчетности активов предприятия.

Уже к 1910 году многие тысячи предприятий других форм собственности наряду с акционерными также сталкивались в той или иной степени с необходимостью публикации своей отчетности. Действовавшее в области учета и отчетности законодательство уже не отвечало требованиям сложившейся практики. Сделанный Рощаховским анализ практики составления отчетности двадцатью пятью крупными акционерными предприятиями показал исключительную пестроту структуры публикуемых балансов, неоднозначную трактовку отдельных его статей. По его мнению, необходима была более жесткая регламентация правил составления отчетности в виде закона.

Рощаховский предложил структуру типового баланса акционерного предприятия. Степень детализации отдельных статей оставлялась на усмотрение составителей баланса, относительно других статей предлагался состав элементов, целесообразных для выделения в балансе. Так, в статье «Имущество реальное» выделялось пять элементов: касса, членские взносы, ценные бумаги, имущество постоянное, имущество оборотное; в статье «Капитал» – основной, запасный, оборотный, резервный страховой, ремонтный, делькредере, резерв премий, благотворительный.

Такой подход, соединяющий в себе элементы унификации и определенной свободы действий в составлении баланса, получил в дальнейшем широкое распространение и заложен, в частности, в большинстве национальных и международных учетных стандартов.

Придавая огромное значение экономическому анализу, Рощаховский не проводил анализа баланса в нашем понимании, но он уже хорошо знал, как его разбирать, анализировать и интерпретировать с помощью относительных и средних чисел. Первые позволяют измерить «внутреннюю производительную силу предприятия»; вторые – правильно распределить доходы между его собственниками.

Относительные величины он сводил в две группы: 1) отношение балансовых статей друг  к другу; 2) отношение статей актива к кредиторской задолженности. Эти подходы к анализу получили распространение перед революцией.

Отчетность в СССР – одна из основных форм статистического наблюдения. Программа отчетности представляет систему показателей, характеризующих итоги деятельности предпринимателя, организации, учреждения за отчетный период. Данные отчетности являются базой для составления народно-хозяйственных планов и служат орудием контроля за их выполнением. Отчетность подразделяется на статистическую и бухгалтерскую; срочную и почтовую; годовую, полугодовую, квартальную, месячную, десятидневную. Статистическая отчетность подразделяется на межотраслевую и отраслевую.

В СССР сложилась стройная система государственной отчетности и упрочился рациональный порядок ее представления и обработки. До конца 50-х г.г. отчетность поступала по двум каналам – через органы ЦСУ СССР и по ступеням подчиненности отдельных ведомств. С 1960 года межотраслевая отчетность в основном поступает через органы государственной статистики для обработки и последующего представления данных руководящим органам, плановым и хозяйственным организациям всех уровней управления. Своей вышестоящей организацией по подчиненности предприятия, стройки и организации высылают копии почтовых отчетов для использования в оперативных целях. Отраслевая отчетность поступает в основном в организации соответствующих отраслевых министерств и ведомств для обработки и сводки. Построение форм отчетности строго унифицировано и типизировано.

Баланс доходов и расходов предприятия, форма финансового плана государственного предприятия, завершающая часть техпромфинплана, в которой выражается в денежной форме результаты хозяйственной и финансовой деятельности, платежи в государственный бюджет и ассигнование  из  государственного  бюджета. В соответствии с системой планирования и экономического стимулирования в СССР, разработанной сентябрьским (1965) пленумом ЦК КПСС, расширяющей права предприятий, вышестоящие организации утверждают им по финансам не весь баланс доходов и расходов, а только общую сумму прибыли, рентабельность, платежи в бюджет и ассигнование из бюджета. В соответствии с указанными показателями предприятия сами утверждают весь бюджет доходов и расходов. Это позволяет им при разработке финансового плана в пределах установленных взаимоотношений с государственным бюджетом самим регулировать размер доходов и расходов, в частности на сумму дополнительно получаемых доходов увеличивать расходы. Одновременно предприятия получили возможность самостоятельно определять источники финансирования соответствующих расходов.

Баланс доходов и расходов предприятия разрабатывался на основе показателей народно-хозяйственного плана. Для формирования баланса доходов и расходов предприятия предварительно составлялись расчеты по отдельным статьям доходов и расходов. Важнейшие расчеты: прибыли; налога с оборота; платы за производственные  фонды фиксированных платежей; фондов экономического стимулирования и др.

На основе этих расчетов заполняется проверочная таблица к балансу доходов и расходов, в которой распределяются по направлениям доходы и определяются источники финансирования каждого вида расходов.

Баланс доходов и расходов предприятий имеет 4 раздела.


        1.Доходы поступления средств: прибыль и налог с оборота; амортизационные отчисления; другие доходы и ресурсы предприятий – мобилизация внутренних ресурсов в капитальном строительстве, отчисление от себестоимости продукции и др.

 

       2. Расходы и отчисление средств: централизованные капиталовложения, увеличение оборотных средств в капитальном строительстве; затраты на капитальный  ремонт; операционные и прочие Расходы.


3.Кредитные взаимоотношения. В доходах предусматривается получение долгосрочных ссуд на централизованные капитальные вложения, а в расходах – погашение за счет прибыли кредитов на централизованные капитальные вложения, на организацию и расширение производства товаров народного потребления и преходящей задолженности по ссудам банка, предоставленным на мероприятия по выпуску новой продукции, повышению качества, надежности и долговечности изделий, а также уплата процентов за пользование банковским кредитом.


4. Взаимоотношения с бюджетом. В первой части этого раздела приводятся в бюджет – налог с оборота, плата за производственные фонды, фиксированные платежи, свободный остаток прибыли, подлежащей взносу в государственный бюджет. Во второй части показываются ассигнования из бюджета по назначениям – на централизованные капитальные вложения, прирост нормативов собственных оборотных средств, операционные работы и др.

За итогом баланса доходов и расходов справочно приводятся основные показатели, принятые при определении отдельных статей плана: объем реализуемой продукции в действующих оптовых ценах предприятия; реализуемой продукции по полной себестоимости; нормативы собственных оборотных средств, рентабельность производства (общая и расчетная).
Составление баланса доходов и расходов – важнейшая работа предприятия. В процессе формирования финансового плана имеется возможность. Выявить резервы хозяйства по повышению эффективности производства,  улучшению использованию материальных и финансовых ресурсов.

Баланс в восточно-европейских странах

Можно выделить пять трактовок баланса. Их условно называют так:

1.     эпистемологическая;

2.     экономическая;

3.     функциональная;

4.     релятивная;

5.     прагматическая.

Первая принадлежит А.П. Георгиеву (НРБ). Который рассматривал баланс путем последовательного прохождения ряда познавательных ступеней, обеспечивающих восхождение от абстрактного к конкретному. Сначала баланс рассматривается как диалектическое единство противоположностей, затем как проявление всеобщих законов сохранения материи и энергии, далее как выражение закона обязательного соответствия производительных сил (актив) и производственных отношений (пассив) и, наконец, речь должна идти о бланке баланса, заполняемом на предприятии.

Вторая трактовка исходит из чисто экономического объяснения баланса. Ее автор Перегелов (НРБ) считал, что в балансе показываются продукты труда, а сам баланс есть не что иное как единство их потребительных стоимостей.

Третья трактовка устраняет многие трудности. Ее автор Тотев (НРБ) считал, сто в балансе показываются не предметы труда, а средства, представленные информационными элементами. Это позволяло Тотеву не только объяснять такие статьи, как фонды, расчеты, убытки, но ввести и новые элементы: правовые отношения, выполнение плана и т.п. Все элементы баланса находятся в постоянно меняющихся внутренних и внешних связях. Внешние связи баланса проявляются в балансах других предприятий, но с точки зрения отдельного предприятия гораздо важнее внутренние связи баланса. Они могут быть прямыми и обратными. В целом для предприятия характерно положение, когда состояние элементов пассива задает и определяет состояния элементов актива (прямая связь). Однако на предприятиях имеет место и обратная связь, когда элементы актива задают состояние элементов пассива баланса. Весь баланс, таким образом, отражает динамическое равновесие информационных элементов.

Четвертая трактовка имеет, в сущности, ограниченный характер и касается только оценки балансовых статей. А. Бизонь (ПНР) подчеркивал релятивный, относительный характер всей информации, предоставленной в балансе. По его мнению, это вызвано следующими причинами: 1) особенностями самих объектов учета; 2) несовершенством ценообразования (отклонение цен от стоимости, изменение цен на одни и те же объекты, показанные в балансе); 3) условностью решений, используемых на практике, например, что следует относить к основным средствам; 4) субъективностью исполнителей (например, арифметические ошибки).

Пятая трактовка вязана с традиционным подходом к балансу. В этом случае авторы стремились к тому, чтобы дать более четкую конструкцию бланка баланса. Отсюда и определение баланса. Так Дмитр Ц. Йорданов (НРБ) определял баланс как обобщающий отчетный документ времени основных и оборотных средств, их источников, а также полученный за отчетный период результат хозяйственной деятельности.

Оценка статей баланса в целом была ориентирована на фактическую себестоимость. Однако в отдельных случаях наблюдаются модификации. Например, основные средства в НРБ, МНР, ГДР, ССР показывалась по первоначальной стоимости, а в ВНР и ПНР – по остаточной. При этом в ВНР полностью амортизированные, но не списанные основные средства отражались по 100 форинтов за единицу. В ВНР и ПНР запасы готовой продукции оцениваются без общезаводских расходов. В других странах они оцениваются по полной себестоимости.

Особенности англо-американской                                                                                                    

  и франко-германской систем                             финансовой отчетности

В условиях международной интеграции, расширения рынков капитала, активизации предпринимательской деятельности и т. п. финансовые аналитики нашей страны должны будут все чаще и чаще обращаться к характеристикам учетных систем экономически развитых зарубежных стран для того, чтобы лучше понять достижения и результаты деятельности предприятий, преуспевающих на мировом рынке.

Учетная практика большинства промышленно развитых стран неодинаково следует принципу экономической оценки, подвергаясь влиянию со стороны как правил учетной политики, какими являются правило осторожности и правило соблюдения исторической стоимости, так и законов налоговой системы. В связи с этим можно выделить две большие группы стран: англосаксонские страны и некоторые страны континентальной Европы, например, Германия и Франция.

В англосаксонских странах, в частности в США, Канаде и Великобритании, учет находится под влиянием не столько налогового законодательства, сколько правил осторожности и сохранения исторической стоимости. В США, например, запрещено включать в актив расходы нематериального происхождения (правило осторожности) и осуществлять поправки на инфляцию в счете результатов и балансе.

В Великобритании законы более гибки, так как расходы нематериального происхождения могут быть внесены в актив, а при определенных условиях допускается переоценка некоторых разделов баланса.

Во Франции и Германии ситуация еще более сложная, ибо к влиянию бухгалтерских правил осторожности и соблюдения исторической стоимости добавляется воздействие фискальных законов. В этих странах учетная политика продолжает служить определителем величины дохода, подлежащего налогообложению согласно налоговому законодательству.

Доминирующей является англо-американская модель, которая характеризуется двумя особенностями. Первая заключается в том, что в основе построения счета результатов лежит концепция проданной продукции. Вторая – что классификация затрат строится исходя из их функций.

В континентальной Европе широко распространена франко-германская модель счета результатов. Здесь, во-первых, преобладает концепция произведенного продукта, где в качестве базового критерия берут валовой произведенный продукт; во-вторых, в классификации затрат отдается приоритет не функциональному их назначению, а происхождению, что позволяет выявить сальдо.

В мировой практике можно выделить три основные модели баланса. Первая встречается преимущественно в странах, применяющих англосаксонскую систему бухгалтерского учета. Поэтому строки актива баланса классифицируются по принципу ликвидности. Активы здесь расположены сверху вниз в порядке убывающей ликвидности, а пассивы – по степени возвратности долговых обязательств.

Во второй модели, которая распространена во Франции, статьи баланса (и особенно пассива) классифицируется исходя из принципа владения или права собственности. Например, пассив баланса подразделяется на две большие группы: собственный капитал и заемные средства. Согласно этой схеме долги классифицируются не по степени возвратности, а по природе их происхождения.

Третья модель, сторонниками которой являются французы, направлена на выявление связи между статьями актива и пассива. Она тяготеет к балансу предприятий бывшего СССР, где отражалась целевая направленность использования ресурсов, выделенных согласно плану. Во Франции такой тип баланса находит все более широкую поддержку, его называют функциональным балансом. Баланс, актив которого построен по типу функционального, а пассив – по принципу принадлежности прав собственности, узаконен официально.

В условиях становления рынка и развития новых направлений в области учета России необходимо глубже изучить международный опыт, чтобы обеспечить оптимальное соотношение требований международных и национальных учетных стандартов, исходя из исторического опыта России. Это будет способствовать привлечению иностранных инвесторов российскую экономику.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.