Рефераты. Расходы федерального бюджета за 2003 г.

-принять разработанный "ЯБЛОКОМ" закон "О среднесрочном бюджетном планировании";

-включить в бюджет перспективный финансовый план на 5 лет для придания стабильности бюджетному процессу;

-ужесточить требования к раскрытию информации по видам доходов и расходов бюджета;

-принять разработанный "ЯБЛОКОМ" закон "Об обязательности публичной оферты при привлечении заемных средств федеральным бюджетом", что будет способствовать гласности и открытости процедуры привлечения заёмных средств бюджетом;

-принять разработанный "ЯБЛОКОМ" закон "Об операциях на открытых рынках, совершаемых за счет средств бюджета РФ", который вводит оперативный контроль со стороны Счетной палаты за всеми операциями, совершаемыми Правительством на открытых рынках;

-ввести исчерпывающий перечень расходов из резервных фондов бюджетов всех уровней, упразднить резервный фонд Президента (ввиду его функциональной неопределенности), запретить создание резервных фондов депутатов;

-ужесточить условия перераспределения бюджетных ассигнований распорядителями бюджетных средств между конечными получателями;

-сократить возможности правительства по манипулированию дополнительными доходами.

-увеличить доходы от государственной собственности, а также платежей при пользовании природными ресурсами страны.

На некоторые особенности «ЯБЛОЧНЫХ» проектов бюджета законодатели обратили внимание и включили в проект Федерального Закона «О федеральном бюджете на 2003 год».

 

 

РАЗЛИЧНЫЕ МНЕНИЯ О РАСХОДАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА 2003 ГОД.

 

 

Послание Президента РФ Федеральному Собранию "О бюджетной политике на 2003 год" в целом ориентировано на продолжение курса 2001-2002 гг. Его основная целевая установка - обеспечение текущих платежей по государственному долгу. Президент отметил ряд успехов Правительства в упорядочении бюджетного процесса. В 2000 и 2001 гг. федеральный бюджет был исполнен, а на 2002 год - сформирован с профицитом. Создан финансовый резерв для обеспечения безусловного выполнения обязательств по обслуживанию государственного долга.

Не менее важными факторами развития бюджетного процесса являются упорядочение налоговой системы, которая должна стать своеобразным стимулом развития малого и среднего предпринимательства, а также роста реальных доходов населения. Также усиление бюджетной дисциплины, повышение эффективности казначейского контроля за использованием государственных средств. Отмечено также повышение уровня концентрации бюджетных расходов на приоритетных направлениях, в том числе в рамках федеральных целевых программ, Программы развития бюджетного федерализма на период до 2005 г.

Проектировки федерального бюджета на 2003 год формировались Правительством РФ в русле целевых установок профицитной бюджетной политики, ориентированной на необходимость выполнения обязательств по обслуживанию государственного долга, пик платежей по которому приходится именно на предстоящий год.

Министерство финансов РФ в этом году добилось по стабилизации бюджетного процесса в ходе формирования казначейской системы исполнения федерального бюджета, по расшивке бюджетных неплатежей и задолженностей, в том числе и по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы.

Начиная с 2000 г. бюджетная система России функционирует в режиме профицитного бюджета. Правительство считает, что лучшей экономической оценкой данной политики является определенная финансовая стабилизация в России.

Финансовые отношения хозяйствующих субъектов в условиях рынка ориентированы не на государственные финансы, а прежде всего на рыночное равновесие, которое достигается балансированием спроса и предложения.  Государственные финансы (в том числе и бюджетные отношения) сконцентрированы на задачах регулирования движения централизованных финансовых потоков, определения вектора движения всех финансовых потоков в стране, соответствующего приоритетам и целям государственной экономической политики.

Решение задачи в параметрах федерального бюджета на 2003 год выглядит следующим образом. Объем расходов федерального бюджета на указанный год сформирован в сумме 2328,6 млрд. руб., из которых 277,5 млрд. _ процентные расходы и 1693,0 млрд. руб. _ непроцентные расходы федерального бюджета. Объем расходов в 2003 г. в реальном выражении (с учетом индекса дефлятора ВВП) сохранится на уровне ожидаемого исполнения в текущем году. При этом объем непроцентных расходов (без учета ЕСН) в реальном выражении составит 99,3% от ожидаемой оценки этих расходов в текущем году при росте ВВП на 4,4%. Уровень непроцентных расходов консолидирован ного бюджета в 2003 г. в сопоставимых условиях также будет снижаться и составит 24,7% ВВП против ожидаемых 25,3% в 2002 г., в федеральном бюджете эта доля снижается с 13,7 до 13,0 % ВВП.

Прежде чем анализировать сложившуюся динамику, необходимо отметить, что сам термин "процентные и непроцентные расходы" в том смысле, в каком он употребляется в материалах Министерства финансов РФ, в российских реалиях не несет сколько-нибудь существенного экономического содержания. Точнее было бы говорить о государственных расходах на решение социально-экономических проблем страны и о тех государственных расходах, которые исключены из движения финансовых потоков в рамках экономической системы государства. Но в таком случае расходы федерального бюджета (за исключением разделов по обслуживанию государственного долга и внешнеэкономической деятельности) необходимо сопоставлять не только с процентными расходами, но и с теми расходами, которые направляются на погашение государственного долга, включая и весь финансовый резерв.

При таком подходе расходы центрального Правительства на развитие экономики страны составят всего 1587,9 млрд. руб., или 12,2% ВВП, а отвлечение финансовых ресурсов на нужды неэкономического характера _ 857,1 млрд. руб., или 6,6% ВВП. Это _ не просто сокращение бюджетных расходов. Это _ свидетельство крайне неэффективного (если не сказать больше) использования мобилизуемых на уровне федерального бюджета финансовых ресурсов. Следовательно, при разумном решении средства центрального Правительства, направляемые в экономику страны, могут быть существенно увеличены за счет как рационального распределения финансовых ресурсов, так и эффективного управления государственной собственностью.

Государственный сектор в российской экономике продолжает занимать ведущие позиции в отраслях оборонно-промышленного комплекса, естественных монополий, в социальной сфере. О масштабах государственного сектора экономики Российской Федерации можно судить по числу входящих в него организаций, численности занятых, доле продукции в общем объеме производства. По данным Госкомстата России, на 1 января 2002 г. число организаций государственного сектора экономики составило 4,5% их общего количества, из них 57% находится в государственной собственности федерального уровня. При этом доля работников организаций государственного сектора в среднесписочной численности работников _ 23,6% (11,83 млн. человек). На основные производственные отрасли приходится около 38% численности работающих в организациях государственного сектора.

В 2003 г. доля государственного сектора в общем объеме произведенной промышленной продукции сохранится на уровне 14,4%, при этом в нем прогнозируется увеличение объемов промышленной продукции на 3% по сравнению с текущим годом (весь рост промышлен ной продукции прогнозируется на 3,2%). Следовательно, масштабы участия государства в экономике все еще достаточно весомы. Это тот материально-вещественный и финансовый ресурс в руках государства, за счет которого можно напрямую обеспечить рост экономического потенциала страны.

Но не известно, способно ли государство управлять ростом не только собственного производственного потенциала, но и совокупного экономического потенциала страны. Если Правительство реализует бюджетную политику, направленную на максимизацию изъятия ресурсов в бюджет и минимизацию бюджетных расходов, поддерживающих воспроизводственные возможности государственной собственности, то ответ будет отрицательным. Если же приоритеты бюджетной политики сместятся в сторону активизации ее инвестиционной составляющей, прежде всего за счет дополнительных инвестиций в государственную собственность, обеспечивая их концентрацию в эффективных технологиях и отраслях (создавая тем самым исходный импульс для межотраслевого перелива капитала в целом), то решение задачи экономического роста можно существенно ускорить.

Современная бюджетная политика ориентирована на сокращение государственных расходов в экономику прежде всего за счет инвестиционной составляющей. Основным направлением повышения эффективности деятельности и совершенствования структуры государственного сектора экономики, по мнению Правительства, является постепенный переход от административных к корпоративным принципам управления в государственном секторе. Решение задачи видится, таким образом, только в управленческом аспекте.

Рост инвестиций в основной капитал в государственном секторе экономики в 2001 г. составил 112,5%. По оценке, в 2002 г. и по прогнозу в 2003 г. наблюдается снижение роста: в 2002 г. - 106,6 %, в 2003 г. - 105,5%. В целом в экономике страны, напротив, рост инвестиций в основной капитал нарастает: в 2002 г. - 104,5 %, в 2003 г. - 107,5%.

Можно сделать вывод: Правительство РФ, реализуя профицитную политику (прежде всего за счет ограничения государственных вложений в собственную экономику), конечная цель которой - выплаты по государственному долгу, объективно обеспечивает российскими финансовыми ресурсами развитие не собственной экономики, а экономики стран-кредиторов . Такая бюджетная политика ведет к дальнейшему разбалансированию не только бюджетной системы, но и всех государственных финансов в целом.

Основной стратегической задачей бюджетной политики России должно быть не сокращение внутренних бюджетных расходов, что предусматривается долгосрочной правительственной политикой, а их наращивание до параметров, соответствующих потребностям современной высокотехнологичной рыночной экономики и высокому уровню социальных расходов, достигнутому развитыми странами.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.