Рефераты. Прогнозирование банкротства и разработка антикризисной программы предприятия

С учетом изложенного механизм банкротства предприятий следует рассматривать как действенную форму перераспределения общественного капитала с целью более эффективного его использования.

Понятие банкротства характеризуется различными его видами. В законодательной и финансовой практике выделяют следующие виды банкротства предприятий:

1.Реальное банкротство. Оно характеризует полную неспособность предприятия восстановить в предстоящем периоде свою финансовую устойчивость и платежеспособность в силу реальных потерь используемого капитала. Катастрофический уровень потерь капитала не позволяет такому предприятию осуществлять эффективную хозяйственную деятельность в предстоящем периоде, вследствие чего оно объявляется банкротом юридически.

2-Техническое банкротство. Используемый термин характеризует состояние неплатежеспособности предприятия, вызванное существенной просрочкой его дебиторской задолженности. При этом размер дебиторской задолженности превышает размер кредиторской задолженности предприятия, а сумма его активов значительно превосходит объем его финансовых обязательств. Техническое банкротство при эффективном антикризисном

управлении предприятием, включая его санирование, обычно не приводит к юридическому его банкротству.

3.Умышленное банкротство. Оно характеризует преднамеренное создание (или увеличение) руководителем или собственником предприятия его неплатежеспособности; нанесение ими экономического ущерба предприятию в личных интересах или в интересах иных лиц; заведомо некомпетентное финансовое управление. Выявленные факты умышленного банкротства преследуются в уголовном порядке.

ч

4.Фиктивное банкротство. Оно характеризует заведомо ложное объявление предприятием о своей несостоятельности с целью введения в заблуждение кредиторов для получения от них отсрочки (рассрочки) выполнения своих кредитных обязательств или скидки с суммы кредитной задолженности. Такие действия также преследуются в уголовном порядке.

Регулирование  отношений  кредиторов  и должников  может осуществляться различными способами. В России получила развитие смешанная модель регулирования рынка, при которой управление рынком и контроль за деятельностью участников рынка осуществляется как государственными, так и общественными структурами самих участников рынка. Центральное место на российском рынке антикризисного управления занимает федеральная служба России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению, в том числе осуществляющая разработку нормативной базы рынка, подготовку, лицензирование и контроль за деятельностью арбитражных управляющих, представление интересов государства в рамках процедур антикризисного управления. Кроме того, среди государственных субъектов рынка важное место занимает Высший арбитражный суд, обобщающий судебную практику и вырабатывающий рекомендации по ведению дел о несостоятельности, и Центральный банк РФ, к ведению которого относятся вопросы антикризисного управления кредитными организациями.

Основным законом, регулирующим экономические, финансовые отношения предприятий и граждан между собой и государством является Федеральный закон Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002года.

В законе даны последовательность определения несостоятельности предприятий и граждан, процедур банкротства и восстановления платежеспособности. Он не предусматривает методических аспектов составления тех или иных планов финансового оздоровления предприятий,

^

стратегий и т.д., которыми должны заниматься специалисты предприятия или уполномоченные на это специально подготовленные работники.

В соответствии с законом РФ «О несостоятельности (банкротстве)» (статья 2) под несостоятельностью понимается признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей при условии их неисполнения в течении трех месяцев (далее банкротство).

При несостоятельности предпринимателя к нему могут быть применены различные процедуры и формы их реализации (рисунок 1). Это может быть реструктуризация, ликвидация предприятия или мировое соглашение между кредиторами и собственниками предприятия.

Восстановление платежеспособности происходит, с одной стороны, за счет реализации части имущества предприятия-должника, с другой - путем проведения соответствующих организационно-технических экономических мероприятий.

При санации (оздоровлении), как показано на рисунке 1, предприятию на конкурсной основе оказывается финансовая помощь собственником предприятия, кредиторами и другими лицами. При этом главным является составление надлежащего бизнес-плана, представляющего собой стратегию предприятия по восстановлению платежеспособности и эффективной деятельности.

Рисунок 1- Типы применяемых к должнику процедур и формы их реализации

В условиях кризисного состояния преследуются следующие цели и задачи бизнес-плана:

-обоснование предполагаемого бизнеса и оценка результатов за определенный период времени;

-бизнес-план как документ компас, направленный на выявление действий и направлений по управлению бизнесом;

-как средство для получения необходимых инвестиций;

-как реклама для бизнеса;

-как инструмент для управления бизнесом.

Особенностям   и   методике   составления   бизнес-плана   при восстановлении платежеспособности в научной литературе уделяется достаточное внимание многими авторами. Но в данной работе целесообразно уделить большее внимание сущности политики антикризисного управления, ее принципам и содержанию основных этапов.

1.2 Сущность и принципы политики антикризисного управления предприятием

Проблема антикризисного управления на предприятиях вытекает из самой природы проводимых в России экономических реформ. Занятие бизнесом всегда сопряжено с неопределенностью экономической конъюнктуры. Вкладывая деньги в бизнес, хозяйствующий субъект рискует остаться без прибыли. Это приводит его к банкротству, которое предопределено самой сущностью рыночных отношений, что связано с неопределенностью      достижения      конечных       результатов предпринимательства, а значит с риском потерь. Они могут возникнуть на всех стадиях воспроизводства: от закупки и доставки сырья, материалов, комплектующих изделий до производства и продажи готовой продукции. Их причинами могут быть: неплатежеспособность потребителей, невыполнение договорных обязательств поставщиками сырья и материалов, длительные задержки с оплатой счетов за поставленную продукцию, некачественное производство продукции по разным причинам, изменение конъюнктуры рынка, некомпетентность управленческого персонала и многое другое.

Эти потери ведут к падению прибыльности капитала и появлению трудностей при оплате расходов, возникающих в ходе функционирования предприятия в результате дефицита наличных средств. Дефицит усугубляется, если кредиторы не возобновят кредитование. Тогда предприятие должно выплатить не только проценты, но и сумму основного долга. В условиях отсутствия наличных средств возникает проблема ликвидности, т.е. распродажи активов. Таким образом возникает «техническая неплатежеспособность». Уже на этой стадии возможно

^

обращение кредиторов в суд о признании должника банкротом.

В целях предупреждения банкротства на предприятиях реального сектора   экономики  должны   быть   предусмотрены   мероприятия, обеспечивающие своевременность обнаружения признаков ухудшения финансового состояния и способствующие их ликвидации. Элементы таких мероприятий планируются на многих фирмах и предприятиях, они предусмотрены в финансовых планах, бизнес-планах, разработках по маркетингу и менеджменту и других документах. Одновременно необходимо отметить, что целостная программа антикризисного управления на предприятиях в основном отсутствует.

Зачастую    антикризисное    управление    трактуется    как микроэкономический процесс, представляющий собой совокупность форм и методов реализации антикризисных процедур применительно к конкретному предприятию-должнику, т.е. к тому кто уже попал в кризисную ситуацию. Тем самым сфера действия антикризисного управления ограничивается с самого начала.

Цели и задачи антикризисного управления также трансформировались в ходе реформ. Изначально антикризисная политика была направлена на приватизацию государственных предприятий. Когда же оказалась, что смена собственника не влечет за собой изменение результатов деятельности, антикризисное управление стало ассоциироваться с механизмами санации и

банкротства, созданием условий для оздоровления предприятий посредством спасения одних и ликвидации других независимо от формы собственности.

Поэтому более правильным является представление антикризисного управления как составляющей управления вообще. Поскольку только в случае ее реализации создается возможность преодоления фатальности жизненного цикла предприятия.

Политика антикризисного управления представляет собой часть общей стратегии предприятия, заключающейся в разработке системы методов предварительной диагностики угрозы банкротства и включении механизмов финансового оздоровления предприятия, обеспечивающих его выход из кризисного состояния.

В рамках же несостоятельности оно принимает определенную форму арбитражного управления в зависимости от вводимой процедуры банкротства.

Следовательно, основной концепцией антикризисного управления является более ранняя идентификация кризисной ситуации с целью адекватного реагирования на негативные тенденции в условиях, когда предприятие еще полностью под контролем собственников и управляется привлеченными ими менеджерами, а, следовательно, имеет большую свободу маневра и более широкий выбор антикризисных процедур по сравнению с кругом мероприятий, осуществляемых в процессе законодательного антикризисного регулирования.

Таким образом, началом всему является диагностика состояния предприятия. Непрерывный анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, его активов и пассивов, дебиторской и кредиторской задолженности, обеспеченности собственными средствами, существующих и возможных заказов, спроса и цен на продукцию и услуги позволяет выявить изменения в финансовом положении, выбрать соответствующую тактику и определить стратегию дальнейшего развития. Могут потребоваться реорганизационные мероприятия: изменения в организационной и

производственной структурах, активах, задолженности, составе персонала и т.д. Кризис гораздо легче предотвратить, нежели его потом преодолевать. Профилактика всегда проще и дешевле, чем лечение. Несвоевременность и неэффективность мер усложняют и удорожают процедуры по оздоровлению предприятия и вполне могут обеспечить его срыв в штопор банкротства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.