Рефераты. Проблемы участия РФ в процессах международной миграции труда

Страны—экспортеры и страны — импортеры трудовых ре­сурсов, международные организации по миграции совер­шенствуют законодательство, механизм регулирования ми­грационных процессов и потоков, руководствуясь принци­пами свободы и демократии с учетом национальных инте­ресов.

Международная организация труда является уникальной среди всемирных организаций в том отношении, что при разработке ее политики представители трудящихся и пред­принимателей обладают равным количеством голосов с представителями правительств. Одна из ее наиболее важ­ных функций состоит в принятие конвенций и рекоменда­ций, устанавливающих международные трудовые стандар­ты в таких областях, как свобода ассоциаций, заработная плата, продолжительность рабочего дня, социальное стра­хование, оплачиваемый отпуск, охрана труда, служба най­ма, рабочая инспекция.

Конвенции налагают обязательства — для государств-членов, которые их ратифицировали, рекомендации обес­печивают ориентир для национальной политики, законода­тельства, практики. Со времени основания МОТ принято более 300 конвенций и рекомендаций. МОТ контролирует применение конвенций ратифицировавшими их государст­вами.

В России создана правовая и организационная база эмиг­рации и иммиграции трудовых ресурсов, разработана фе­деральная миграционная программа, заключены двусто­ронние соглашения с рядом стран по миграции населения и трудовых ресурсов. Важным направлением интегрирова­ния России в мировое сообщество должна стать ратифика­ция международных конвенций, регламентирующих про­цессы трудовой миграции.

Процессы миграции оказывают многогранное влияние на экономику, социальную сферу и внутриполитическое положе­ние как принимающих стран, так и стран-доноров. Баланс по­зитивных и негативных последствий для каждой страны — уча­стницы данного процесса обусловливается конкретными внут­ренними условиями каждой страны, ее положением в мировой, экономике и международных отношениях.

Положительным  является то, что, прежде всего,  процессы трудовой миграции способствуют смягчению условий безработицы, появлению для страны—экспортера рабочей силы дополнительного источника валютного дохода в форме поступлений от эмигрантов, а также приобретению ими знаний и опыта. По возвращении домой они, как правило, пополняют ряды среднего класса, вкладывая заработанные средства в собственное дело, создавая дополни­тельные рабочие места.

К отрицательным последствиям трудовой миграции следует отнести тенденции роста потребления заработанных за границей средств, желание скрыть получаемые доходы, «утечку умов», иногда и понижение квалификации работающих мигрантов и т.п.

Для нейтрализации отрицательных последствий и усиления положительного эффекта, получаемого страной в результате тру­довой миграции, используют средства государственной полити­ки. Просчеты в выборе ориентиров миграционной политики вы­зывают нежелательную реакцию в виде роста нелегальной ми­грации и последующей социальной активности возвращающихся мигрантов и др. В этой области особенно очевидны неэффек­тивность жестких, директивных мер и необходимость косвен­ных, координирующих воздействий со стороны государств и правительств.

Распад СССР и выбор Россией неолибераль­ной модели экономического развития обусловили стремительное вхождение страны в международ­ный рынок трудовых ресурсов, причем в качестве одного из ведущих импортеров этого товара. При этом качественный состав въезжающих в Россию иммигрантов отличается от эмиграционного кон­тингента - в число стран-доноров иностранной рабочей силы входят только государства с низким уровнем развития, поставляющие на российский рынок низкоквалифицированные дешевые рабо­чие руки. Наоборот, в экспорте рабочей силы до­статочно велик удельный вес специалистов высо­кой квалификации, которые из-за дешевизны пользуются спросом в развитых странах Запада.

Выявившаяся неэффективность внешней миг­рационной политики страны в годы реформ обус­ловлена как объективной общеэкономической основой, порожденной самим ходом реформ, так и просчетами, допущенными в ходе реализации конкретных направлений этой политики. В ре­зультате в России сформировался широкомасштабный рынок нелегальной рабочей силы, все больше ориентированный на теневой и крими­нальный бизнес, приносящий стране крупные фи­нансовые потери, рост преступности и напряжен­ность в межэтнических отношениях. Огромная масса соотечественников по-прежнему остается в постсоветских республиках, зачастую на дискри­минационных условиях. Ставший лишним у себя в государстве национальный квалифицированный труд находит себе применение за рубежом, умень­шая потенциал развития отечественных отраслей высоких технологий.

Решение миграционных проблем, большинст­во из которых носит крайне инерционный харак­тер, потребует значительных затрат времени и средств. Они могут быть существенно сокращены за счет разработки и реализации эффективных мер оперативного характера. В эмиграционной политике акцент должен быть сделан на обеспе­чение привлекательных материальных условий использования высококвалифицированного тру­да в отечественной экономике и на возвращение уехавших специалистов, в иммиграционной - на ужесточение контроля за въездом иностранной рабочей силы и на трудоустройство русскоязыч­ного населения из стран нового зарубежья.


Литература к части I

 


1.     Богодевич Г. Трудовая миграция и государственная политика // Социальное обеспечение.-2005.-N 11. - С. 22-25

2.     Вишневская В.С., Астапенко С.С. Международная миграция рабочей силы: проблемы и перспективы// Современные аспекты экономики. 2007.№ 2-С.41-49

3.     Вишневская Н. Внешнеэкономическая либерализация и рынок труда// МЭиМО.2004.№ 3-С.81-88

4.     Говорова Н. В. Трудовая миграция в странах Центральной и Восточной Европы // Народонаселение.-2005.-N 1. - С. 81-93.-

5.     Жириновский В. Миграция и государство // Российская Федерация сегодня.-2005.-N 18. - С. 2-3

6.     Зайончковский Ж. Миграция издержки и достижения цивилизации // Социальное обеспечение.-2005.-N 6. - С. 15-16

7.     Иванова Т. Д. Трудовая миграция россиян некоторые результаты социологического исследования // Проблемы прогнозирования.-2005.-N 2. - С. 150-160

8.     Костаков В. Миграция: беда или благо?// Экономист. 2004. № 2. С.34-39

9.     Лях Т.Б. Регулирование международной трудовой миграции// Внешнеэкономический бюллетень. 2003.№ 9-С.15-20

10.                       Международные экономические отношения. Учебник. // Под ред. Е.Ф. Жукова. М. Юнити. 2006

11.                       Мировая экономика и международные экономические отношения.// Акопова Е.С. и др. – Ростов – на – Дону.: Феникс. 2007

12.                       Мировая экономика. // Под ред. Булатова А.С. - М. :Юрист. 2007

13.                       Мировая экономика.// Под ред. И.П. Николаевой. М. «Финстатинформ». 2007

14.                       Мировой рынок труда. М.: Наука, 1994., гл. 1-3

15.                       МТБ. Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919-1986.-Женева, 1988- С. 1428-1446

16.                       Неисповедимы пути иммиграции // Российская газета, 8 октября 2005., С. 3

17.                       Орешкин В. Россия и международная миграция трудовых ресурсов // МЭ и МО.2004.№ 3-С.74-80

18.                       Основы внешнеэкономических знаний / Под ред. И.П. Фаминского. М. 2007

19.                       Раков А. А. Вынужденная миграция в рамках постсоветского // Народонаселение.-2005.-N 1. - С. 94-103.-

20.                       Рахимов Р. М. Нурмахмадов Внешняя трудовая миграция и политика занятости// Общество и экономика. 2002. № 2. С. 131

21.                       Рязанцев С. В. Трудовая миграция в СНГ: тенденции и проблемы регулирования // Мировая экономика и международные отношения.-2005.-N 11. - С. 65-69

22.                       Рязанцев С. Внутрироссийская миграция населения: тенденции и социально-экономические последствия // Вопросы экономики.-2005.-N 7. - С. 37-49

23.                       Сальваторе Д. Международная экономика.-М.: Институт внешнеэкономических связей и управления. 1998

24.                       Топилин А. Фактор миграции и демографический кризис в России.// Экономист. 2000. № 11. С. 67-72

25.                       Тюркин М.Л. Сущность структура и перспективы совершенствования миграционного процесса в РФ// Государство и право. 2004.№ 9-С.97-101

26.                       Ходов Л.Г. Последствия международной миграции рабочей силы для России// Внешнеэкономический бюллетень. 2002. № 3.-С. 49- 54

27.                       Цапенко И. «Ренессанс» экономической миграции на Западе// Вопросы экономики. 2002. № 11

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.