Рефераты. Проблемы участия РФ в процессах международной миграции труда

Согласно Конвенции МОТ 1975 г., государства должны выявлять на своей территории нелегальную миграцию и прини­мать необходимые меры по ее сокращению. Конвенция содер­жит требования, предъявляемые государствам в отношении ра­венства в образовании, занятости, социального обеспечения, участия в профсоюзах и прочих гражданских прав и социальных гарантий для лиц, находящихся на территории государства на законном основании в качестве трудящихся-мигрантов или чле­нов их семей.

Наконец, в Конвенции МОТ, одобренной в 1982 г., изложена международная система сохранения прав трудящихся-мигрантов в области социального обеспечения[12]. Назначение данной Кон­венции — координация национальных систем социального обеспечения с учетом различий в уровнях развития отдельных стран.

Ратификация заинтересованными государствами междуна­родных конвенций, регламентирующих процесс трудовой ми­грации, является необходимым условием для их осуществления.

Миграционные потоки населения и трудовых ресурсов можно классифицировать по нескольким направлениям или группам. Это прежде всего иммигранты и неиммигранты, допущенные в страну  в соответствии с законодательством и другими нормативными до­кументами, регулирующими процесс въезда в страну.

Другое направление представляют собой нелегальные имми­гранты — лица, незаконно пересекшие границу государства или законно въехавшие в страну, но не покинувшие ее по истечении предоставленного срока пребывания с целью получить работу. Зна­чительная часть подобного рода лиц составляет так называемую группу нелегальных работников. Это самая обездоленная и бес­правная часть населения любой страны, так как на них не распро­страняются никакие права и требования по обеспечению достой­ных условий труда и проживания.

Следующее направление формируется из работников-контрактников, которые въезжают в страну на сроки, оговоренные в договорах, заключенных со странами с избыточной рабочей силой. В частности, в нефтедобывающих странах Арабского Востока чис­ленность привлеченных работников из-за рубежа порой достигает 60—75% от общей численности их населения.[13]

Заметную долю в миграции занимают беженцы, которые стано­вятся жертвами войн, обострения этнических, межрелигиозных или иных отношений. По данным ООН на начало 90-х гг. в мире насчитывалось около 16 млн. беженцев. Трагично складывается судьба беженцев на просторах бывшего Советского Союза. Анти­конституционное упразднение великой державы привело к тому, что за пределами России оказалось более 25 млн. так называемого русскоязычного населения, основная часть которого приходится на русских. В результате число мигрантов, пополнивших население России, превышает 6 млн. человек, большинство из которых можно смело отнести к категории беженцев.

Законы и нормативные акты по регулированию миграционных потоков, закрепив права граждан на свободный выезд, проживание и работу за границей, в условиях политико-экономического кризи­са стали важной предпосылкой для эмиграции из России научно-технических кадров. В условиях недофинансирования системы об­разования, науки, здравоохранения Россия не может допустить продления процесса «похищения умов». Выходит, что десятилетия­ми общество несло бремя соответствующих расходов ради того, . чтобы в тяжелейшее для страны время облагодетельствовать про­цветающие страны Запада. В последние годы США благодаря «по­хищению умов» ежегодно экономят только в сфере образования и научной деятельности примерно 7 млрд долл. Это и есть реальная экономическая подоплека борьбы за «права человека».

Насколько политизирована борьба США за права человека, сви­детельствует их неоднозначная и неадекватная реакция на положе­ние русскоязычного населения в Латвии и курдов в Турции, а также на сугубо внутреннее дело Югославии — положение в Косово. В первом случае, когда попираются права русских, которые и исто­рически не могут не считаться коренным населением балтийского региона, со стороны США слышны какие-то невнятные пожела­ния и никакой реакции — на геноцид в отношении курдов в Тур­ции, численность которых превышает 20 млн. человек. Во втором случае, когда на исконно сербских землях образовалась албанская этническая группа, обладающая куда более широкими правами по сравнению с русскими в Латвии, США добились введения жестких экономических санкций и осуществили агрессию против суверен­ного государства, Югославии[14].

Представляется необходимым осознать, что наряду с правами человека есть и права народа, общества, государства, интересы которых всегда на Руси были и должны быть приоритетными, особенно в это трудное и грозное время социально-экономических потрясений, испыты­ваемых нашей Родиной, а также в условиях изменяющейся геопо­литической ситуации в мире.

 



Вопрос  2. Государственное регулирование трудовой миграции в Российской федерации


Рыночная международная миграция населения России началась в процессе пере­стройки, облегчился выезд за рубеж. Воз­можности конвертации рубля в иностранные валюты, разница в экономическом положении отдельных республик СНГ способствовали пе­ремещению трудовых ресурсов и предприни­мателей через границы Российской Федера­ции.

С переходом к рыночной экономике об­легчилась эмиграция из России: с 1988 по 2000 г.г. страну покинуло около 2,5 млн чел. Значительно больше людей прибыло в Рос­сию в основном из ближнего, но также и даль­него зарубежья.

Выезд трудоспособного населения из России навсегда за рубеж нанес заметный ущерб ее научно-экономическому потенциа­лу, т.к. более половины всех уехавших имели высшее или среднее техническое образова­ние, а значительная часть эмигрантов пред­ставляла, собой золотой фонд отечественной науки. Уехали и уезжают в условиях эконо­мических трудностей самые конкурентоспо­собные и пользующиеся спросом в развитых странах кадры.

Положение России в мировой мигра­ции населения неоднозначно. Страна являет­ся крупным поставщиком рабочей силы и в то же время ежегодно принимает сотни тысяч выходцев из ближнего и дальнего зарубежья на временную работу (ВР) и постоянное место жительства (ПМЖ).

Современное состояние движения на­селения через границы Российской Федера­ции таково[15]:

♦       Из России ежегодно уезжает на ПМЖ за границу 300 - 350 тыс человек, официально заявляя об этом или натурали­зуясь на месте за рубежом. Примерно поло­вина эмигрантов - немцы, евреи и корейцы.

♦       Около 800 тыс россиян по офи­циальным каналам (квотам, контрактам, зак­люченным в России) и неофициально времен­но работают за границей. Структура этой ка­тегории граждан чрезвычайно разнообразна: от строительных и сельскохозяйственных ра­бочих до предпринимателей - хозяев мага­зинов, ресторанов и игорных салонов. Можно встретить российских граждан, работающих агентами по продаже недвижимости на Кипре,  официантами в Турции, строительными рабочими в Германии.

♦       В настоящее время существует правовая база для выезда наших соотече­ственников за рубеж на заработки. Прави­тельство РФ заключило со многими государ­ствами договоры в этой области отношений. Экономический спад, глубокие структурные изменения, сокращение производства в обо­ронной промышленности, уменьшение армии и приток переселенцев из республик СНГ, вызвавшие безработицу и снижение уровня доходов ряда социальных групп, являются факторами, стимулирующими выезд из нашей страны на заработки за рубеж. По результа­там опросов наиболее предрасположены к вы­езду на работу за границу научные работники, а также беженцы и вынужденные переселен­цы из других частей СНГ в Россию.

Среди работающих за границей рос­сиян много квалифицированных специалис­тов. По оценке, выходящей в Париже русско­язычной газеты "Последние новости", только в Западной Европе в 2003 г. работало не ме­нее 50 тыс научных работников, преподава­телей, деятелей культуры и искусства, меди­цинского персонала - выходцев из России.

♦       В Россию ежегодно на постоянное место жительства приезжает значительно больше народа, чем уезжает. На 1 сентября 2005 г. в РФ было зарегистрировано 4,3 млн чел., переехавших сюда после распада Совет­ского Союза. Оценить число незарегистри­рованных лиц не представляется возможным. В основном это этнические русские, но не только они. Российское гражданство или раз­решение на проживание получили многие ар­мяне, азербайджанцы, переехавшие в Россию во время вооруженных конфликтов или по де­ловым соображениям.

♦       На временной основе в нашей стране находится не менее 5 млн иностран­цев. Таким образом, наша страна вошла в чис­ло крупнейших государств, реципиентов ино­странной рабочей силы. В России временно работает больше иностранцев и лиц без граж­данства, чем в Англии, Франции или Италии.

  В основном это выходцы из республик СНГ - украинцы, молдаване, армяне, азер­байджанцы, таджики. Они трудятся на строи­тельстве, в городском хозяйстве, практичес­ки монополизировали овощную торговлю в городах и торговлю на рынках вообще. Осо­бенно велика роль мигрантов в крупнейших городах России. В Москве трудятся рабочие примерно из 80 стран мира. Они составляют приблизительно половину строительных ра­бочих и 1/3 работников городского и приго­родного транспорта.

Определенную категорию составляют лица без гражданства - беженцы или полити­ческие эмигранты - афганцы, курды, иранцы. На Дальнем Востоке проживает много китай­цев и корейцев. Среди выходцев из стран даль­него зарубежья выделяются две группы лиц:

·        первая, это граждане развитых стран, как правило, высококвалифицирован­ные специалисты, работающие по контрактам или в представительствах фирм, банков, в со­вместных предприятиях;

·        вторая - выходцы из развиваю­щихся стран, часто нелегально находящиеся в России, для которых условия труда и жизни в нашей стране предпочтительнее, чем на ро­дине; к ним относятся вьетнамцы, китайцы, пакистанцы, индусы. Главная сфера их дея­тельности - торговля, общественное питание, строительство, теневая экономика.

В целом баланс международной миг­рации населения для России положительный, т.е. в РФ больше народа приезжает навсегда и на время, чем уезжает.

Положительный баланс переме­щения населения через российские границы позволяет отнести нашу страну к экономичес­ки развитым государствам с неблагополучной демографической ситуацией, испытывающим нехватку рабочих рук. В таких странах иммиг­рация и прибытие иностранцев на заработки приводит к целому ряду положительных по­следствий, как было показано выше, в первую очередь к ликвидации дефицита рабочей силы, хозяйственному росту, расширению внутреннего рынка, налоговых поступлений в бюджет.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.