Рефераты. Проблемы совершенствования порядка установления, начисления и взимания процентов по кредитам в комме...

Размер плановой прибыли относился к тому же знаменателю.

Расчетная ставка получалась в результате суммирования ее составляющих. При установлении же ставки кредитования исходили из следующего:

- если расчетная ставка была меньше минимальной, то устанав­ливалась последняя;

- если расчетная ставка превышала минимальную, то устанавли­валась расчетная, причем, в случае превышения ею рыночной ставки по региону - устанавливалась  рыночная ставка. Однако при этом требовалась компенсация недополученного  дохода  за счет  прочих банковских операции.

В условиях роста затрат на переоборудование филиалов и раз­витие сети  банка такая ценовая стратегия привела к росту ставок, которое мы отмечали в конце 1997 года.  Этот рост происходил  на фоне снижения учетной ставки НБУ и ставок кредитования других коммерческими банками. Это формировало отрицательное  мнение о банке и отталкивало потенциальных клиентов от кредитования. Неко­торые клиенты предпочитали кредитоваться в других банках.

В целом же о такой ценовой стратегии можно говорить как о затратной, поскольку банк вынужден любой рост своих расходов  пе­рекрывать процентной ставкой, даже тех расходов, которые рассчи­таны на отдачу в будущем. Кредитные риски,  которые закладывают­ся в ставку путем уменьшения средних вложений' на сумму неработаю­щих активов,  распределяются абсолютно на всех заемщиков. Такой подход отнюдь не  стимулирует  надежных клиентов к кредитованию. Никто не желает нести лишние расходы.

На основе вышеизложенного можно сделать вывод о низкой эф­фективности применяемой ценовой  политики. Справедливости  ради, следует отметить, что такой порядок формирования процентной став­ки был отменен.


2.3. Порядок установления процентной ставки.

В ходе  дальнейшего  анализа  определим порядок установления процентной ставки для отдельного клиента и установим механизм оп­ределения кредитного риска (кредитоспособности).

Процентная ставка устанавливается на основе средней ставки кредитования, которая корректируется в зависимости от надежности клиента и надежности самого проекта. Средняя ставка кредитования зависит от  таких объективных характеристик как уровень инфляции, избыток или недостаток денежных средств, учетная ставка Нацио­нального банка, фаза экономического развития, и др.

На установление конкретной ставки кредитования отдельного заемщика оказывает  влияние множество факторов, оценка которых и анализ как раз и составляет  процесс анализа кредитоспособности клиента. В этом процессе можно выделить три этапа:

-   Формирование общего представления о клиенте.

-   Анализ финансового состояния.

-   Анализ кредитуемого проекта (сделки).

На 1-м этапе происходит личное знакомство с клиентом руково­дителя банка,  начальника кредитного  отдела,  экономиста.  Здесь оцениваются деловые  и  личностные характеристики руководителя и главного бухгалтера, происходит  общее  обсуждение  кредитуемого проекта и оговаривается процентная ставка по кредиту.  При формировании представления о клиенте рассчитываются и/или анализируют­ся следующие показатели:

- учредительные документы;

- период функционирования предприятия;

- собственность на фонды;

- местонахождение заемщика;

- деловая активность клиента;

- рентабельность активов;

- рентабельность затрат;

- соотношение кредита и объема реализации продукции.

 Изучение учредительных документов состоит  прежде  всего  из оценки состава учредителей, поскольку значительную роль играет их репутация. Необходимо исключить возможность кредитования ненадеж­ных учредителей через созданные ими предприятия, особенно если у них имелись факты неплатежа, либо имела место ликвидация предприятий данного учредителя. Нужно обратить внимание на смену учреди­телей, в связи с чем она происходила. Внимательно издается устав и правоспособность  юридических лиц и их руководителей на предмет возможности кредитования и осуществления кредитуемого проекта.

Если заемщик не является собственником основных и оборотных фондов, это говорит о его низкой платежеспособности. В случае неплатежа могут возникнуть проблемы с истребование кредита.

Неразвитость банковской информации о заемщиках и их контра­гентах ухудшает контроль за использованием кредита. Поэтому жела­тельно, чтобы заемщик находился в одном пункте с банком или поб­лизости.

Деловая активность клиента оценивается сопоставлением  итога баланса за определенный период. Должен наблюдаться рост баланса, причем темп его роста должен превышать темп инфляции.

Рентабельность активов  показывает эффективность размещения средств и определяется отношением нераспределенной прибыли за ми­нусом платежей в бюджет к итогу баланса за вычетом результата от реализации.

Рентабельность затрат отражает долю прибыли от каждого рубля затрат на производство и реализацию продукции. Показатель рассчи­тывается отношением нераспределенной прибыли к затратам на произ­водство и реализацию.

Сопоставляя сумму  кредита и объем реализации,  положительно оценивается превышение последнего показателя.

Анализ финансового состояния клиентов производится с помощью следующей системы показателей:

- обобщающий показатель платежеспособности;

- коэффициент автономии;

- коэффициент соотношения заемных и собственных средств;

- коэффициент ликвидности;

- коэффициент покрытия;

- коэффициент маневренности;

- коэффициент  обеспеченности  запасов и затрат собственными источниками формирования;

- оборот материалов и готовой продукции;

- длительность дебиторской задолженности;

- однодневная реализация;

- прибыль;

- бюджет денежных средств.

В результате расчета, оценки и анализа вышеприведенных пока­зателей кредитный  работник делает  вывод о финансовом состоянии заемщика, которое позволяет или не позволяет,  либо позволяет при определенных условиях иметь кредитные отношения.

Дальнейшим этапом анализа является характеристика и изучение кредитуемого проекта.  Она производится с учетом следующих факто­ров:

- Объект кредитования. Он должен соответствовать целям кли­ента, его производственным  интересам. С  осторожностью  следует кредитовать проекты, преследующие иные цели.

- Срок кредитования.  Для торгово-посреднических сделок кре­дит предоставляется обычно до 3-х месяцев,  производственные зат­раты кредитуются в течение 1 года,  инвестиционные проекты - до 2 лет.

- Размер кредита. Кредит не должен быть больше, чем необхо­димо для конкретной сделки.  Не должен быть он и меньше, чтобы не возникла потребность в дополнительных средствах. Ссуда обычно пре­доставляется при наличии и собственных вложений клиента в креди­туемое мероприятие,  поскольку  это  повышает  заинтересованность клиента.

- Наличие обеспечения. Имущество должно быть собственностью клиента, обладать  высокой ликвидностью,  покрывать кредит и про­центы по нему плюс возможные издержки по реализации.

- Окупаемость  кредитуемого проекта. Проект должен принести прибыль, срок окупаемости его должен быть меньше срока погашения кредита.

По завершению 3-го этапа анализа кредитный работник состав­ляет письменное  заключение о возможности кредитования указанного мероприятия. Здесь же отражаются результаты  анализа финансового состояния. Необходимо отметить, что по всем рассчитываемым коэф­фициентам результат сравнивается с нормативным значением и отме­чается его выполнение или невыполнение. Комплексная же оценка кредитоспособности производится на основе представления о важнос­ти каждой составляющей этой оценки. Такой подход к оценке каждого фактора не  дает полного представления о состоянии дел заемщика, поскольку нормативные значения одними предприятиями могут  выпол­няться (не выполняться) в большей степени, чем другими. Важность каждого фактора в системе показателей кредитоспособности также не зафиксирована, что не позволяет определить его роль и дает возможность маневрирования с целью получения желаемого представления о клиенте. Кредитный риск не получает количественного выражения и если и включается в процентную ставку, то только на уровне общих представлений.


2.4 Резюме

В результате анализа доходной базы дирекции банка "Украина" по республике Крым было установлено:

1. Банк является одним ив крупнейших в Крыму. Его отделения, филиалы, кассы охватывают практически все города и райцентры.

2. Анализ статей баланса в динамике позволил определить, что банк развивается достаточно динамично. Рост капиталовложений банка обеспечит его надежное функционирование в будущем. За 1996- 1997 годы основные средства и капиталовложения банка увеличились более чем в 13 раз, их доля выросла с 5.4% на 1.01.96г. до 38.3%  на 1.01.98г. Объемы кредитных вложений позволяют получать банку дос­таточную прибыль, позволяющую расширять свою деятельность. Макро­экономические изменения (снижение денежного предложения, темпа инфляции) привели к удорожанию денежных ресурсов и снижению доли прибыли банка. Если на 1.01.97г. прибыль составляла 8.2 млн. грн. и 20,8% всех пассивов, то на 1.01.98г. - 3,2 млн. грн. и 5.8% пассивов.

3. Анализ кредитных вложений и ценовой политики банка привел к. выводу, что у банка происходит смена приоритетов по отношению к  отраслевым сегментам. Сельское хозяйство отходит на второй план ввиду его высокой рискованности. Из всей просроченной задолженности на долю сельского хозяйства приходилось: на 1.01.96г. -80%, на 1.01.97. - 75%, на 1.01.98г. - 60%, то есть "львиная до­ля".

4. Говоря об уровне риска кредитных вложений в сопоставлении с ценовой политикой наблюдается перекладывание риска с клиентов одних отраслей на другие, что можно охарактеризовать как ценовую дискриминацию. Торговля, практически не допускающая неплатежей, в системе ценовой политики находится на последнем месте. В результате риски сельского хозяйства перекрываются за счет увеличения ставок по другим отраслевым сегментам. С другой стороны, это можно объяснить стремлением банка не отпугивать клиентов сельско­го хозяйства, поддерживать их, перекладывая риски на других.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.