Текущий контроль проводит операционная группа отдела платежей, где открываются лицевые счета бюджетополучателей. Такой контроль предусматривает проверку:
- соответствия предполагаемых к оплате расходов утвержденным сметам доходов и расходов, кодам бюджетной классификации;
- соответствия заключаемых договоров установленным лимитам бюджетных обязательств;
- соответствия суммы расходов, указанной в платежном документе, лимиту бюджетного обязательства и остатку финансирования на лицевом счете в разрезе бюджетной классификации Российской Федерации;
- документов, подтверждающих надлежащую реализацию договоров на поставку продукции, выполнение работ.
В случае нарушения какого-либо из перечисленных пунктов проверки платежный документ к исполнению не принимается и возвращается бюджетополучателю с указанием причин отказа.
Последующий контроль за использованием средств федерального бюджета, возложенный на органы федерального казначейства в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, заключается в рассмотрении и утверждении отчетов об исполнении бюджета. Одной из задач федерального казначейства выступает анализ баланса исполнения федерального бюджета.[24]
Деятельность органов Федерального казначейства также является подконтрольной и может быть проверена со стороны других уполномоченных органов:
- по финансово-хозяйственной деятельности – налоговой инспекцией, представителями внебюджетных фондов, КРУ;
- по исполнению федерального бюджета – Счетной палатой, Контрольно-ревизионным управлением Министерства финансов РФ, Прокуратурой РФ и др.[25]
С января 2006 года исполнение местных бюджетов всех городов и районов республики Карелия осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации территориальными органами Федерального казначейства (ФК). Однако ещё с октября 2005 г. в качестве пилотного проекта был осуществлен перевод местного бюджета Кондопожского района на кассовое исполнение в органах ФК. За время эксперимента в районе был накоплен некоторый практический опыт использования информационных и коммуникационных технологий при кассовом исполнении местного бюджета.
Первая задача, которая была поставлена – это обеспечение принципиальной возможности организации информационного взаимодействия между подразделением ФК, финансовым органом, осуществляющим исполнение бюджета, и получателями бюджетных средств. Проводя мониторинг технической оснащенности бухгалтерских служб 59 получателей бюджетных средств местного бюджета Кондопожского района в июне 2005 г., мы столкнулись с тем, что имеющаяся в учреждениях оргтехника, в основном выпуска 1995-98 гг., практически непригодна для внедрения необходимых технологий. Локальные сети смонтированы только в 3 учреждениях, электронная почта действовала только в одном.
Поэтому на первом этапе удалось установить только централизованно разработанное прикладное программное обеспечение для формирования электронного образа платежного поручения в соответствии с форматами, используемыми в органах федерального казначейства - АРМ «Рабочее место получателя бюджетных средств». Но в перспективе считается необходимым оборудование каждого получателя бюджетных средств комплексом АРМ ЭЦП, у бюджетополучателей должны быть устойчивые электронные каналы связи для возможности электронной передачи данных в финансовый орган для санкционирования. В течение первого года работы в районе осуществлялась планомерная работа по техническому перевооружению бухгалтерских служб, которая сегодня еще продолжается.
Безусловно, нашей целью в практической работе является не только ускорение документооборота, снижение трудоемкости и обеспечение прозрачности финансовой системы, но и применение новых технологий. Важны не только для сохранения основных принципов межбюджетных отношений, но и их более полная реализация при казначейском исполнении местных бюджетов.
Во-первых, это касается принципа субсидиарное™, закрепленного в ст. 4.3 Европейской хартии местного самоуправления. «Осуществление государственных полномочий, как правило, должно преимущественно возлагаться на органы власти, наиболее близкие к гражданам. Передача какой-либо функции какому-либо другому органу власти должна производиться с учетом объема и характера конкретной задачи, а так же требований эффективности и экономии»[26]. Таким образом, необходимо четкое разграничение полномочий, соответствующее наделение финансовыми ресурсами органов власти и обеспечение беспрепятственного их финансирования. И принцип субсидиарное™ жестко закреплен в Федеральном законе № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». При этом только казначейская система исполнения бюджета с единым бюджетным счетом позволяет оперативно контролировать соответствие вида расходов и полномочий определенного местного органа власти.
Например, нередки случаи, когда за счет средств местного бюджета оказывается помощь учреждениям и организациям, финансируемым за счет бюджета другого уровня. Но это недопустимо, если в то же время не хватает ассигнований для осуществления финансирования собственных текущих расходов. Кассовое исполнение бюджета органами ФК способствует предотвращению неэффективного и ненормативного расходования денежных средств. В результате дополнительные ресурсы местного бюджета остаются в распоряжении органа местного самоуправления.
На практике такого рода контроль осуществляется на этапе санкционирования платежей, и роль используемых информационных и коммуникационных технологий чрезвычайно важна. Непосредственно порядок и условия обмена информацией между финансовым органом и отделением ФК при кассовом обслуживании исполнения местного бюджета определил регламент обмена информацией, подписанный нами 15 июня 2005 г. Данным регламентом предусматривается, что платежные документы получателей бюджетных средств передаются в финансовый орган, где проходят процедуру санкционирования, после чего направляются для исполнения в Казначейство.
Естественно, что здесь должна быть использована система электронного документооборота (СЭД). Используемое программное обеспечение СЭД требует постоянной доработки в связи с меняющимися условиями документооборота. На сегодняшний день реально используют систему электронного документооборота только 3 бюджетных учреждения. Договоры подписаны с учреждениями и им сейчас генерируются Э1ДП. Мы совместно с отделением Федерального Казначейства поставили себе задачу в течение летнего периода завершить этот процесс и перевести все учреждения на систему электронного документооборота.
Есть и проблемы. Например, отсутствие стабильной связи препятствует использованию СЭД в отделенных сельских учреждениях, в частности, в образованных в соответствии с требованиями Федерального закона № 131-ФЗ администрациях сельских поселений. Но, тем не менее, мы уверены, что при полном внедрении СЭД процедура санкционирования платежей будет занимать меньше времени и позволит более четко применять принцип субсидиарноетм при проведении платежей администрациями сельских и городского поселений.
Второй основной принцип межбюджетных отношений – принцип достаточности определяет, что «финансовые ресурсы органов местного самоуправления должны быть соразмерны полномочиям, предоставленным им Конституцией или законом».[27] И в этом использование казначейской системы исполнения бюджета полезно для муниципалитета. Кассовый метод работы позволяет сконцентрировать на едином бюджетном счете денежные средства и обеспечить своевременное финансирование расходов органа местного самоуправления. В недавнем прошлом типичной являлась ситуация, когда на десятках и сотнях счетов получателей бюджетных средств зависали несвоевременно используемые деньги, когда значительные средства находились в банковских незавершенных расчетах между финансовым органом и бюджетополучателем в то время, когда на бюджетных счетах органа местного самоуправления нет средств для неотложных расчетов за отопление, электроэнергию по причине возникновения кассовых разрывов.
Конечно такое неэффективное обращение с денежными ресурсами не в интересах муниципалитета. Информационные технологии, которые внедряются, помогут решить ряд вопросов. В частности, вопрос оперативности при получении информации о состоянии счета 40204 УФК по РК в ГРКЦ НБ РК. Сейчас информация получается, в лучшем случае к 11 часам дня, следующего за расчетным, после получения Отделением Федерального Казначейства выписки по электронным каналам связи. Это время можно было бы сократить в дальнейшем. Владея оперативной информацией об остатке по счету, возможно наилучшим образом использовать имеющиеся ресурсы.
Здесь, как и при проведении, непосредственно платежей, нужно заботиться о соблюдении достаточного уровня безопасности. Уже подписан договор об обмене электронными документами, в котором определены правила электронного документооборота в информационной системе. АРМ Э1ДП включает в себя систему криптографической защиты информации (СКЗИ). Тем не менее, работа в этом направлении должна продолжаться.
И, наконец, необходимо сказать о принципе транспарентности, т.е. о сотрудничестве между всеми уровнями бюджетов. В первую очередь, в части бюджетного финансирования это касается возможности оперативного перераспределения средств бюджетов разных уровней на возвратной основе. Безусловно, концентрация и укрупнение бюджетных счетов при казначейской системе позволяет это делать. Налоговая система страны реформируется и трудно не согласиться с основной идеей реформы: снижение налогового бремени, резкое уменьшение числа налогов, упорядочение и сокращение многочисленных, зачастую неоправданных налоговых льгот.
Положительно сказывается на экономике страны и отмена налогов с оборота, забирающих у налогоплательщиков значительную часть их доходов вне зависимости от финансовых результатов их деятельности. Однако продолжающиеся процессы реформы и другие причины не позволяют надеяться на близкую стабильность в нормативах распределения налоговых платежей по бюджетам различных уровней. В этих условиях принцип транспарентности как никогда важен.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14