Рефераты. Проблема государственного долга: причины, последствия и пути решения

Нужно сказать, что бездефицитный бюджет - это основа финансовой стабильности любого государства. Именно к такому состоянию стремится экономика Узбекистана. Так, доходы госбюджета на 2000 год, были в размере 650 млрд. сумов (иди 29,2% к ВВП против 31% в 1999 году). Объем расходов, соответственно, 712,4 млрд. сумов (или 32% к ВВП против 34% в 1999 году). Таким образом, дефицит государственного бюджета предусматривается на уровне 2,8% к ВВП, тогда как в 1999 году он достигал 3%[16].

Для поддержания этой тенденции экспертами предлагается ввести своеобразный "бюджетный мониторинг" на каждом уровне финансирования и по каждому направлению затрат, чтобы обеспечить с учетом текущей и прогнозной инфляции необходимый минимум социальных благ каждому жителю Узбекистана.

Пресса о внешнеэкономической деятельности Узбекистана

Всемирный Банк[17]: стратегия содействия Узбекистану на 2002-2004 годы[18]

Д.Вулфенсон отвечает на вопросы журналистов


Внешний долг Узбекистана составляет $4,5 млрд. – заявил Президент Всемирного банка Джеймс Вулфенсон в Ташкенте на встрече с журналистами.




Новые военные приоритеты Узбекистана[19]

… В апреле в Ташкенте побывал и президент Всемирного банка Джеймс Вулфенсон. Он подтвердил намерение выделить Узбекистану для финансирования новых проектов 350 млн. долларов США. Вулфенсон также напомнил, что за последние годы Всемирный банк уже выделил республике в общей сложности 450 млн. долларов США. Вместе с тем он подчеркнул, что Узбекистан - первоклассный пример выплаты и погашения внешнего долга, который составляет 4,5 млрд. долларов США.

А в декабре прошлого года Ташкент посетил президент Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) Жан Лемьер. По итогам визита были подписаны четыре соглашения, касающиеся сотрудничества в финансовой сфере, модернизации железнодорожного транспорта Узбекистана и реконструкции системы теплоснабжения одного из густонаселенных регионов страны - Андижанской области. Кроме того, ЕБРР решил открыть кредитные линии для национального банка внешнеэкономической деятельности Узбекистана. В настоящее время с участием ЕБРР в Узбекистане реализуются 14 проектов общей стоимостью 671 млн. долларов США.

Не без помощи иностранных инвесторов был пущен в эксплуатацию Шуртанский газо-химический комплекс, на строительство которого израсходовано более миллиарда долларов. Две трети объема его финансирования составляют иностранные инвестиции.

Узбекистан находится на первом месте среди бывших советских республик Центральной Азии по объему предоставляемой ему японской государственной экономической помощи. С 1993 года Токио предоставил Ташкенту в той или иной форме безвозмездно около 60 млрд. иен (500 млн. долларов). В феврале Япония обязалась еще предоставить Узбекистану безвозмездную помощь в размере 950 млн. иен (около 8 млн. долларов) на развитие рыночной экономики и борьбу с бедностью. …

Ташкент попал в Poor-7 и рассчитывает на увеличение западной помощи[20]

Cемерку многие считают счастливым магическим числом. Ярчайшим примером, оправдывающим этот символ в международных отношениях, стала Большая семерка наиболее развитых стран. Сколько в ельцинские времена не пытались сотрудничать по формуле 7+1, преобразовать G-7 в Большую восьмерку не удалось. Теперь на постсоветском пространстве появилась своя семерка, только она является полной противоположностью Great-7 и вполне может называться Poor-7. (Poor – англ., неимущий, убогий, скудный, ограниченный, несчастный). В прессе же дипломатично называют "группа СНГ-7".

Вошли в этой группу Армения, Грузия, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Азербайджан и Узбекистан, которых объединяет сейчас крайне низкий уровень жизни населения. На днях в Вашингтоне была подписана так называемая международная инициатива стран СНГ-7. Инициатива поддержки Poor–7 принадлежит руководству Всемирного банка, Международного валютного фонда, Европейского банка реконструкции и развития и Азиатскому банку развития. Они хотят реализовать программу международного сотрудничества, которая способствовала бы экономическому росту и сокращению уровня бедности в странах группы СНГ-7.

Помощь будет заключаться в реструктуризации, а в некоторых случаях и сокращении задолженности стран Poor–7. Предполагается также снять барьеры в торговле и увеличить гранды, предоставляемые странам "семерки" международными финансовыми организациями.

Однако на такую поддержку власти Еревана, Тбилиси, Бишкека, Кишинева, Душанбе, Баку и Ташкента могут рассчитывать только в случае, если сами займутся, наконец, стабилизацией своих экономик, в частности в бюджетной сфере и стимулировании экономического роста. От них требуется демонстрация приверженности и политической воли к осуществлению реформ, укрепление управления, ослабление коррупции, повышение адресности социальных расходов на бедные слои населения и ограничение роста нового внешнего долга. Так, например, Грузии и Киргизии обещана стандартная реструктуризация до десяти лет без списания в рамках Парижского клуба. В Армении же МВФ уже реализует кредитную программу на сумму в 69 млн. долл. под названием "Механизм финансирования роста и сокращения бедности". Правда, эта программа закончится через два года, и тогда, если, конечно, Ереван будет активно реформировать экономику, ВБ предоставит ему кредит еще в 40 млн. долл.

В надежде на помощь международных финансовых организаций активно начал демонстрировать готовность к экономическому сотрудничеству и Ташкент. На днях здесь прошло заседание Комиссии по реформированию экономической, финансовой и банковской сфер, развитию и укреплению рыночных принципов и механизмов Межведомственного координационного совета по реформированию и инвестициям при президенте Узбекистана. Чиновникам был представлен разработанный Центром эффективной экономической политики при Минмакроэкономстате проект доклада "О программе структурных преобразований в Республике Узбекистан на период до 2010 года".

Разработчики документа надеются, что в республике удастся сформировать экспортоориентированную структуру экономики и развить конкурентоспособные производства. Тогда доля промышленности в структуре ВВП увеличится почти в два раза, рост малого и среднего бизнеса составит до 50% от ВВП, а доля экспорта - до 30%. Среднегодовые темпы прироста ВВП в течение 2002-2010 гг. прогнозируются на уровне 6-8%, промышленности - 10-11%, сельского хозяйства – 6% и услуг – 8%. Прирост инвестиций в основной капитал в среднем в год составит 8-9%.

Делегация узбекского антимонопольного комитета уже ездила советоваться по основным вопросам в Вашингтон. Руководители Государственного комитета по демонополизации и развитию конкуренции говорили с американскими коллегами о проблемах антимонопольного регулирования в сфере естественных монополий - телекоммуникации, железнодорожные перевозки, электричество, природный газ. Американцы пообещали техническую помощь. А в это время в Ташкенте представители корпорации "Боинг" и авиакомпании "Узбекистон Хаво Йуллари" подписали соглашение о предоставлении в лизинг двух авиалайнеров Б-767 под гарантии узбекского правительства республики. 85% кредита с льготами на 12 лет обеспечивает американский "Эксимбанк", остальное - французский банк "Сосьете Женераль". "Боинги" поступят в Ташкент в 2003-2004 годах.

Противоречивые процессы экономической интеграции стран центрально-азиатского содружества[21]

Политику определяет экономика - эта старая истина продолжает оставаться актуальной на пороге XXI века, вне зависимости от материков, экономических формаций и правящих режимов. Все упирается в финансы и промышленные возможности, точнее в их отсутствие. В богатом газом Узбекистане, который из экономических соображений периодически тушит южно-казахстанские конфорки, есть города с многотысячным населением, такие как Учкудук и Зарафшан, где газа нет уже третий год, потому как республика не в состоянии построить газопровод длиной в несколько десятков километров.

Именно экономические трудности, а не злой умысел Президента Каримова толкают узбекскую сторону на "недружественные" действия по отношению к своим ближайшим соседям. В налаживании нормальных, добрососедских и партнерских отношений между Казахстаном, Кыргызстаном и Узбекистаном заинтересованы народы каждой страны, но за некоторой эйфорией центрально-азиатской интеграции уже сейчас явственно проглядывают острые углы. Так за 1994 год в Республику Казахстан из стран Единого экономического пространства было ввезено продукции на сумму 1053 млн. тенге, что составляет всего 3,5% от общего объема ввоза из стран СНГ, а вывезено в страны ЕЭП казахстанской продукции на 3545,7 млн. тенге. То есть торгово-экономическое сотрудничество несколько непропорционально.

Несмотря на громкие договоренности об усилении экономических взаимосвязей, реальный уровень интеграции Казахстана с Узбекистаном в 1994 г. - году провозглашения Единого Экономического Пространства Центрально-азиатского содружества, снизился. Иллюстрацией чего конкретные показатели: поставки из Казахстана шин, по сравнению с 1993 годом сократились на 90 %; нефтепродуктов - на 85 %, угля - на 83 %, проката черных металлов - на 54 % и т.д.

Аналогична ситуация с обратными поставками из Узбекистана в Казахстан, недополучено от договоренных на 1994 год объемов: нефтепродуктов - около 73 %, готового проката - 99 %, аммиака - 90 %. Практически прекратились поставки продукции цветной металлургии (цинка и меди), а также стратегического сырья - хлопка, вместо 17 тысяч тонн, которые обязался продать Узбекистан, Казахстан получил только 100 тонн.

Единственный показатель, где достигнуто существенное перевыполнение планов - это вывоз из Казахстана в Узбекистан медикаментов и медицинских препаратов, которые, кстати, в остром дефиците в самой республике. Причем перевыполнение планов поставок огромное - в 6 раз.

Экономический союз продекларирован, но в реальности: "Узбекистан не приступил к поставкам холодильников, изделий из золота. Крайне неудовлетворительно осуществляется завоз других товаров, включенных в межправительственные соглашения, а именно, картофеля поставлено 1 % (от договоренного объема), овощных консервов - 3 %, масла растительного - 4 %, тканей шерстяных и хлопчатобумажных - 2 и 3 %, соответственно..." и т. д. В среднем, выполнение соглашений с Узбекистаном составило от 8 до 38 % от договоренностей. И подобное положение продолжает сохраняться.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.