Рефераты. Проблема государственного долга: причины, последствия и пути решения

 

В среднем за 1978-1981 гг.

1982

1983

1984

1985

Дефицит текущего платежного баланса

28,2

41,9

10,7

3,1

4,6

Непроцентный дефицит

5,3

-3,8

-29,9

-41,8

-36,5

Процентные платежи

22,9

45,7

40,6

44,9

41,1

Внешний долг

216

333

343

359

369

Источник: International financial Statistics.

Но даже при этом к 1987 году стало ясно, что наращивание активного сальдо торгового баланса LDC (и, следовательно, перераспределение ресурсов в пользу богатых стран) так и не стало устойчивым процессом. В то же время риск конфронтации между должниками и кредиторами угрожал серьезными последствиями для коммерческих банков. Американские банки принимали участие в кредитовании Латинской Америки в весьма крупных масштабах, и сумма выданных ими кредитов во многих случаях превосходила величину уставного (чистого собственного) капитала. Поэтому в случае отказа стран-должников платить долги многие крупные коммерческие банки в развитых странах превратились бы в банкротов, что могло бы спровоцировать финансовый крах в мировом масштабе.

Те трудности, с которыми сталкиваются коммерческие банки в ситуации отказа от обязательств, взятых перед ними,, и их неготовность допустить даже возможность уступок за счет уменьшения, например, процентных ставок по долгу ставят на повестку дня вопрос о том, имеют ли правительства стран-должников достаточную политическую силу, чтобы выжить в условиях отсутствия экономического роста и инвестиционной деятельности. Это представляется маловероятным. В конце концов выход из кризиса задолженности, по-видимому, будет включать ограниченное целевое списание долга, которое не принесет значительного вреда банкам и будет способствовать экономическому росту стран-должников. Но выработка такого решения явно запоздала.

Ссудный капитал

Формой международного движения ссудного капитала является международный кредит, то есть денежный капитал, отдаваемый собственником в ссуду, приносящий процент и обслуживающий кругооборот функционирующего капитала. Его основные принципы:

¨    возвратность (иначе это было бы субсидирование);

¨    срочность – ссуду необходимо вернуть в оговоренный срок;

¨    платность, то есть выплата процентов за пользование кредитом.

Величина процента может дифференцироваться в зависимости от условий кредитного соглашения, т.е. материальные гарантии погашения кредита.

В международных масштабах в качестве ссудного используется как официальный, так и частный капитал. В качестве кредиторов и должников могут выступать частные предприниматели, банки, государства, предоставляющие займы другим странам, международные организации.

В зависимости от главных признаков, характеризующих отдельные стороны кредитных отношений, можно произвести несколько различных видов классификаций форм международного кредита.

по видам:

¨    товарные кредиты, предоставляемые экспортерами импортерам;

¨    валютные, выдаваемые банками в денежной форме.

по валюте займа:

¨    кредиты в валюте страны - должника;

¨    кредиты в валюте страны - кредитора;

¨    кредиты в валюте третьей страны; кредиты в международной счетной единице (СДР[15]).

по срокам:

¨    сверхсрочные - суточные, недельные, до трех месяцев;

¨    краткосрочные - до одного года;

¨    cреднесрочные - от одного года до пяти лет;

¨    долгосрочные - свыше пяти лет.

по обеспеченности:

¨    обеспеченные (товарными документами, векселями, ценными бумагами, недвижимостью и др.);

¨    бланковые - под обязательства должника (простой вексель).

по форме предоставления кредита:

¨    наличные, зачисляемые на счет и в распоряжение должника;

¨    в безналичной форме (переводные векселя, депозитные сертификаты и др.).

Особенности прямых зарубежных инвестиций. Регулирование международного движения предпринимательского капитала.


На протяжении последних десятилетий в мире происходил рост прямых иностранных инвестиций. В 1998 году они достигли 430 - 440 млрд. долларов. При этом можно выделить черты, характерные для международного движения капитала в конце 20 века.

Основными участниками международного движения капитала продолжают оставаться страны с развитой рыночной экономикой, причем их доля в объеме мировых инвестиций постоянно увеличивается. За 1998 году удельный вес развитых стран в общем объеме экспорта прямых зарубежных инвестиций увеличился с 67 до 82 %. Но наряду с развитыми странами крупными реципиентами (то есть, странами, принимающими капитал) стали Бразилия, Мексика, Аргентина, Китай, возрастает роль стран с переходной экономикой как импортеров капитала.

Ужесточается конкуренция за привлечение иностранных инвестиций. Для этого иностранным инвесторам не только предоставляется благоприятный национальный режим, но и разрабатываются специальные меры по привлечению иностранного капитала. В 1997 году особый режим по отношению к иностранным инвесторам имели уже 143 страны и территории.

Происходит переоценка факторов, которые являются привлекательными для иностранного капитала. Традиционно таковыми были емкий внутренний рынок, наличие природных и производственных ресурсов, наличие дешевой рабочей силы. Эти обстоятельства сохраняют свою привлекательность. Но в настоящее время возрастает значение таких обстоятельств, как наличие в принимающей стране развитой инфраструктуры связи, профессиональные навыки рабочей силы, технологические, инновационных, менеджерские способности работников, отношение к созданию богатства, культура бизнеса.

В последние годы преобладают инвестиции на приобретение или поглощение иностранных предприятий и фирм, а не в создание новых. Это во многом объясняется процессами приватизации, которые были широко распространены во многих странах. Мировой финансовый кризис 1997 - 1998 гг. выявил негативные последствия использования иностранных кредитов и портфельных инвестиций. В отличие от этих форм вложения капитала, прямые иностранные инвестиции не создают для страны дополнительной внешней задолженности, а, напротив, способствуют появлению источников ее покрытия. Это обстоятельство усилило внимание многих стран к прямым инвестициям.

Международные валютно-кредитные и финансовые организации.

Международный валютный фонд.

Учреждение МВФ связано с созданием Бреттон - Вудской валютной системы в 1944 г. и он был неотъемлемой частью этой системы. Но крах Бреттон - Вудского валютного порядка не привел к ликвидации МВФ. Этот факт показывает, что МВФ является необходимым институтом регулирования международных валютных отношений.

Цель МВФ заключается в поддержании стабильности в международных валютных отношениях. Это должно способствовать экономическому росту, развитию международной торговли и обеспечить высокий уровень занятости и доходов. Для достижения этой цели МВФ определил в Уставе "кодекс поведения", который, естественно, изменялся с течением времени. Правила МВФ касаются конвертируемости валют и валютного курса, свободы платежей по текущим операциям. Для выполнения своих задач МВФ регулярно анализирует экономическую, финансовую и валютную политику государств - участников.

МВФ имеет значительные технические и финансовые возможности для помощи государствам, испытывающим трудности с урегулированием платежных балансов. Он может обеспечить займы в конвертируемой валюте. Эти займы предоставляются в поддержку экономических программ оздоровления, одобренных фондом. Таким образом, МВФ располагает финансовым рычагом, который позволяет отклонять в нужную сторону экономическую политику стран, испытывающих трудности в урегулировании сальдо платежных балансов. Некоторые страны Европы прибегли к его помощи вследствие "нефтяных шоков". С начала 80-х годов помощь МВФ сосредоточена в странах, испытывающих проблемы структурной задолженности, то есть на большинстве развивающихся стран.

Высший руководящий орган МВФ - Совет управляющих, в котором каждая страна - участница представлена управляющим и его заместителем, назначаемым на пять лет. Обычно это министры финансов или руководители центральных банков. В ведение Совета входит внедрение изменений в Статьи Устава, прием и исключение стран - членов, определение и пересмотр величины их долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Управляющие собираются на сессии 1 раз в год. МВФ учрежден по принципу акционерного предприятия. В соответствии с принципом "взвешенного" количества голосов каждое государство имеет 250 "базисных голосов" независимо от величины взноса в капитал и дополнительно по 1 голосу на каждые 100 тыс. единиц СДР его.







Глава 2


Бюджетные параметры экономики Узбекистана

Необходимым элементом государственного регулирования является также бюджет, в частности, его расходная часть. Она, прежде всего, ориентирована на крупные структурные преобразования в общественном производстве страны, особенно в связи с переходом к экспортируемому развитию.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.