Рефераты. Проблема банкротства предприятий и ее особенности в РФ

§        Производство

§        Кадры/управление

§        Финансы

 

К маркетинговой категории относятся следующие причины: это  ошибочный прогноз спроса на продукцию предприятия (ее востребованность), нерациональная ценовая структура (высокая цена- маленький сбыт, низкая цена- минимальная прибыль), плохое обслуживание покупателей, неэффективная дистрибуторская сеть, неблагоприятное изменение в портфеле заказов.

К производственной категории относятся: неподходящее местоположение предприятия, несовершенная и устаревшая технология, слабое производство и контроль качества продукции (несоответствие общепринятым стандартам качества), неправильный упор в исследованиях и разработках, что приводит к увеличению затратной части производства.

К кадровой / управленческой категории относятся: неэффективная управляющая команда, излишек рабочей силы (как правило, наследие от государственного планового хозяйства СССР) , нерациональная структура управления предприятием, низкий уровень оперативного планирования и контроля над предприятием.

К финансовой категории относятся: плохие инвестиционные решения, неоптимальная структура капитала, плохой контроль денежных средств, неверное налоговое планирование.

В процессе развития кризиса на предприятии все эти причины могут дополнять друг друга, усиливая общий отрицательный эффект.

На практике часто случается, что управляющая команда, не распознав своевременно сигналы неблагополучия предприятия, обвиняет только внешние факторы в банкротстве бизнеса.

 Условно банкротство можно разделить на три вида:

 

§        Банкротство бизнеса, связанное с неэффективным управлением предприятием, неумелой маркетинговой стратегией, нерациональным расходованием ресурсов и т.д.;

§        Банкротство собственника, вызванное отсутствием инвестиций в оборотный капитал для осуществления простого воспроизводства (даже при наличии спроса на продукцию на рынке) и в развитие производства для поддержания рыночной стоимости предприятия;

§        Банкротство производства, когда под влиянием первых двух факторов выпускается неконкурентоспособная продукция.

 

На практике все три вида сочетаются в разных пропорциях. Определить, к какой категории относится данное банкротство, можно по его характерным особенностям.

Таким образом, за одним и тем же внешним финансовым проявлением стоят различные внутренние процессы. Вследствие этого для предприятий несостоятельность может порождаться причинами двоякого рода:

 

§        Причинами, находящимися внутри предприятия и обусловленными несовершенством его технического потенциала и организационной структуры;

§        Причинами, связанными с деформацией самой фирмы как субъекта экономических связей и инструмента образования целей развития бизнеса.

 

 

По мнению некоторых исследователей, несостоятельность как экономическая категория является отражением ситуации недостатка валового дохода на покрытие произведенных затрат.[2] Если же в качестве критерия несостоятельности предприятия принять его неспособность обеспечить использование производственных факторов с некоторой эффективностью, то получается, что:

1)     порождаемое убыточностью неудовлетворительное состояние предприятия не является характеристикой несостоятельности, так как может быть следствием рыночной стратегии фирмы. Поэтому убыточность здесь явление кратковременное, связанное с достижением долгосрочной устойчивости.

2)     Безубыточность предприятия не является гарантией сохранения его в качестве состоятельного хозяйственного субъекта, поскольку стратегически ошибочная инвестиционная политика, низкая эффективность организационно-управленческой структуры и другие факторы могут привести к устойчивому снижению рентабельности.

Еще одной интересной причиной банкротства предприятия является  «передел собственности», когда предприятия будучи ранее государственной собственностью, переходят в руки частных лиц. В данной ситуации эффективные предприятия превращаются в крупных должников и банкротятся.

 

 

Признаки несостоятельности (банкротства) предприятия

 

По определению несостоятельность (банкротство) – признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.[3]

Статья 3 Федерального Закона Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)» определяет признаки несостоятельности (банкротства) предприятия.

Так, юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Таким образом, признаки банкротства юридического лица сводятся к следующему:

§        Во-первых, если юридическое лицо не способно удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам;

§        Во-вторых, если юридическое лицо не способно исполнить обязанность по уплате обязательных платежей;

§        В-третьих, если юридическое лицо не способно удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены.

 

 

Антикризисное управление предприятием


         Способом решения проблем, которые привели к кризису, или устранением самой возможности их возникновения является реструктуризация предприятия, проводимая на основе тщательно разработанной стратегии.

Однако реструктуризацию в полном объеме необходимо и возможно проводить лишь при первых признаках надвигающегося кризиса (т.е. на первой, самое позднее - второй фазах), тогда как в зоне "ближнего" банкротства ни времени, ни средств на нее уже нет. Поэтому перед предприятием, стремящимся выйти из кризиса, стоят две последовательные задачи:
 1) устранить последствия кризиса - восстановить платежеспособность и стабилизировать финансовое положение предприятия;
 2) устранить причины кризиса - разработать стратегию развития и провести на ее основе реструктуризацию предприятия с целью недопущения повторения кризисных явлений в будущем.
         План управления предприятием в условиях кризиса должен быть построен с учетом следующих стратегий:

§        Поведение предприятия на рынках товаров (маркетинговая стратегия).

§        Организация, структура, объем и ассортимент производства (производственная стратегия).

§        Способы привлечения, накопления и расходования финансов (финансовая стратегия).

§        Организация труда и внутреннее управление (стратегия кадры/ управление).

Стратегия маркетинга служит локомотивом других составляющих стратегического плана управления предприятием. Она нацелена на поддержание и развитие продаж, совершенствование производства в соответствии с запросами покупателей. Предприятие расширяет сбыт своих товаров в результате поиска и создания новых рынков сбыта. Происходит поиск новых прямых контактов с потребителями продукции, активизация создания дилерской сети, планирование и проведение рекламных кампаний. Данный подход оправдан тогда, когда предприятие стремится проникнуть на новые  рынки за счет сокращения издержек и повышения качества, т.е. повышения конкурентоспособности продукции.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.