Содержание
Введение…………………………………………………………….3
1. Теоретические основы банкротства предприятия…………4
1.1 Сущность банкротства ………………………………...4
1.2 Причины и виды несостоятельности предприятий…...5
1.3 Признаки несостоятельности (банкротства) предприятия……………………………………………..7
1.4 Антикризисное управление предприятием……………8
2. Правовые основы процедуры банкротства в РФ…………10
2.1 Процедуры банкротства……………………………….10
2.2 Результаты процедуры банкротства………………….18
2.3 Преднамеренное банкротство…………………………19
Заключение…………………………………………………………22
Список использованной литературы……………………………..24
Приложение………………………………………………………..25
В условиях рыночной экономики мы можем наблюдать несколько стадий, которые проходит каждое предприятие. Во-первых это появление предприятия. Далее идет сам процесс его развития на конкурентном рынке. И затем предприятие либо продолжает свое нормальное успешное существование, либо закрывается, либо становится банкротом с последующей ликвидацией.
Остановимся на стадии банкротства предприятия. Как же определить - является ли предприятие банкротом, или это просто временный спад в производстве? Впервые в России устав о банкротах появился в 1800г. при императоре Павле I. Объемный документ содержал все тонкости регулирования неплатежеспособности. Нормы законодательного акта касались прежде всего «купцов и другого звания людей, имеющих право обязываться векселями» и действовали с изменениями более века[1].
Но для России до сих пор «банкротство» остается не настолько хорошо изученным процессом, так как оно получило широкое распространение достаточно недавно - с переходом страны к рыночной экономике. Ранее в СССР все предприятия находились в собственности государства, а значит между ними не было конкуренции - одной из причин возникновения банкротства.
Анализ причин кризиса предприятий в России показал, что основными виновниками банкротства являются неумелое управление предприятиями в новых экономических условиях (неэффективный менеджмент) и рыночный спад продаж товаров производства внутреннего рынка.
Причины, процедуры, виды и результаты банкротства, как функции регулирования эффективного производства в условиях рыночных отношений, рассмотрены в этой курсовой работе.
Теоретические основы исследования банкротства предприятия
Термин «банкрот» произошел от сочетания итальянских слов «banco» - скамья, банк и «rotto» - сломанный, что дословно означает «сломать скамью». В Италии, в свое время, отказ платить по своим долговым обязательствам из-за отсутствия средств приводил к тому, что скамью на которой сидел коммерсант, ведущий торговую или финансовую деятельность ломали. Это обстоятельство служило сигналом прекращения деятельности коммерсанта и предупреждением остальных.
Банкротство - это сложный процесс, включающий:
1) рассмотрение ситуации, в которой некоторое физическое лицо или предприятие объявляется несостоятельным;
2) юридические процедуры, с помощью которых можно временно приостановить деятельность физического лица или предприятия в случае банкротства, используя законодательные или практические шаги;
3) определение ответственности для осуществления (или неосуществления) необходимых шагов в экономическом, финансовом, юридическом и политическом плане.
Сущность банкротства
Весь процесс превращения нормально функционирующего предприятия в несостоятельного должника можно представить в виде трех этапов.
Первый этап «Начало кризиса предприятия»
Он характеризуется невыполнением или частичным выполнением текущих задач, развитием конфликта между стратегическими целями и выбранным направлением реализации стратегии.
Этот этап наиболее сложно распознать, так как трудно определить количественные показатели, точно определяющие развитие кризиса на предприятии. Предприятие перестает получать экономическую прибыль, хотя отчет о прибылях еще показывает желаемую величину.
На этом этапе вовремя выявленный кризис сложившейся ситуации позволяет определить, что что-то не то в деятельности предприятия. И как следствие возникает необходимость корректировки стратегии предприятия и постановка новых задач. При помощи незначительных изменений, скорректированная стратегия позволяет оптимизировать потребление факторов производства, снизить издержки, сохранить конкурентоспособность предприятия.
Второй этап «Развитие кризиса предприятия»
Незамеченное начало кризиса предприятия приводит к ухудшению большинства показателей финансово-экономической деятельности. Начало второго этапа характеризуется резким колебанием показателей рентабельности предприятия, ухудшением его положения на рынке ценных бумаг.
Предприятие перестает получать желаемую прибыль. И это обстоятельство свидетельствует о нарастании процесса несостоятельности существующего предприятия.
Привлечение кредитных ресурсов становится затруднительным, так как уровень доходности инвестиций на это этапе ниже доходности альтернативных вариантов использования средств. Фактически это означает, что вкладывать деньги в данное предприятие становится не выгодно, ведь у кредиторов (инвесторов) всегда находится альтернативный, более выгодный вариант вложения денег и предприятие оказывается на «голодном пайке». На этом этапе еще можно избежать банкротства.
Для этого требуется проведение оперативного реструктурирования предприятия в целях обеспечения его выживания на короткий срок. Реструктуризация должна включать минимум два направления: повышение эффективности результатов деятельности (увеличение оборота, снижение материальных затрат и, особенно, постоянных издержек) и такие действия, как продажа излишнего имущества, или сдача его в аренду. В то же время должен разрабатываться бизнес-план развития предприятия на перспективу с учетом текущего момента и анализа рынка.
Третий этап «Кризис предприятия»
Характеризуется неспособностью предприятия отвечать по своим обязательствам перед государством, кредиторами (инвесторами). После тщательного и комплексного анализа деятельности и состояния предприятия, выбираются реорганизационные или ликвидационные процедуры.
На этом этапе очень важно своевременно вскрыть симптомы кризисного развития предприятия, чтобы было возможно «по горячим следам» запустить в действие программы антикризисного управления. Именно на этом этапе предприятие подвергается процедуре банкротства.
Причины и виды несостоятельности предприятий
Наиболее часто причинами несостоятельности предприятий являются внутренние факторы. Они классифицируются четырьмя категориями:
§ Маркетинг
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8