Рефераты. Приватизация в России: этапы, практика осуществления и проблемы. Особенности приватизации в Москве

Одной из главных составных частей этой концепции стало решение проблем управления собственностью Москвы и дальнейшего развития процесса приватизации.

Ежегодно на рассмотрение Московской городской Думы вносились перечни предприятий, подлежащих приватизации в планируемом году.
         Позиция Москвы в области приватизации на перспективу носит ярко выраженный дифференцированный характер.

Прежде всего, для нормально, устойчиво работающих предприятий, созданных в процессе преобразования госсобственности, участие городских структур управления ограничивается анализом их финансово-экономического состояния с целью выработки рекомендаций по повышению отдачи доли городской собственности в уставном капитале предприятий смешанной формы собственности, эффективного размещения городского заказа, финансируемого из бюджета города.
         В развитие этого положения 17 октября 2000 года были выпущены постановление Правительства Москвы № 819 "Об использовании специального права на участие города Москвы в управлении акционерными обществами, созданными в процессе приватизации предприятий строительного комплекса" и ряд других постановлений, предусматривающих закрепление в собственности города пакетов акций приватизированных предприятий, таких, как ОАО "Лужники", ОАО "Чайка", аптечных предприятий, предприятий хлебопекарной промышленности, строительного комплекса и др.

Приватизация является структурным элементом государственной политики по управлению государственным имуществом, направленной на получение отдачи от приватизированных предприятий путем расширения налогооблагаемой базы, создания дополнительных рабочих мест, наполнения рынка конкурентоспособными товарами и услугами российских производителей.

В целях совершенствования правовой базы приватизации по поручению Правительства Москвы Комплексом по имущественно-земельным отношениям в 2000 году разработан и внесен на рассмотрение Московской городской Думы проект закона "О приватизации государственной и муниципальной собственности Москвы"[8].

 Основными целями приватизации представленным законопроектом определены:
- повышение   эффективности   использования   имущества  путем   его
приватизации;
- привлечение средств инвесторов в реальный сектор экономики;
- повышение уровня благосостояния населения;

- изменение структуры занятости населения;

- сохранение культурных ценностей при приватизации объектов
 государственной и муниципальной собственности (движимые ценности);

-реализация мероприятий по социальной защите населения;
- получение доходов.

Приоритетами в осуществлении приватизации в Москве становятся:
- вовлечение в гражданский оборот низкорентабельных объектов
государственной и муниципальной собственности;
- оптимизация структуры государственной и муниципальной собственности и расходов на ее управление;

- привлечение инвестиций, направленных на развитие приватизируемых
предприятий;
- осуществление протекционизма по отношению к отечественным
товаропроизводителям;
- производственная, социальная, экологическая реабилитация территории
города, промышленных зон и отдельных предприятий;
- оказание поддержки малому и среднему предпринимательству и др.
     Московской городской Думой законопроект "О приватизации государственной и муниципальной собственности" принят во втором чтении.

Правительство  Москвы  отмечает,  что принятие основных принципов формирования    среднесрочной    программы    приватизации   (продажи) государственного имущества города Москвы позволило создать предпосылки и условия включения государственного имущества города Москвы в перечни объектов, подлежащих приватизации.

По  итогам  работы  в  2004 году в бюджет города Москвы поступило средств  в  виде  доходов от приватизации государственного имущества в размере  3480557000  руб.,  в  том  числе  доходов  от  продажи  акций приватизированных  предприятий - 1744315000 руб. и нежилых помещений -1736242000 руб.

Продажу   нежилых   помещений   в   2005-2007  годах  планируется

осуществлять  в  соответствии  с финансовыми заданиями, руководствуясь

принципом  восполнения  нежилого фонда города за счет долей города при

реконструкции, новом строительстве и реновации. Первоочередной продаже подлежат  неэффективно  используемые  или  используемые не по целевому назначению   объекты   нежилого  фонда,  в  том  числе  оформленные  в хозяйственное ведение государственных унитарных предприятий.

  Проведенный   финансово-экономический   анализ  с  использованием экономических   индикаторов  позволил  структурировать  находящиеся  в собственности города Москвы предприятия и пакеты акций (доли), выделив группу  предприятий и пакетов акций (долей), подлежащих приватизации в 2005-2007 годах.

 Первоочередному  включению в среднесрочную программу приватизации (продажи)  государственного  имущества города Москвы на 2005-2007 годы подлежат государственные унитарные предприятия, действующие в условиях конкуренции   с  коммерческой  направленностью.  В  целях  определения способа   и   сроков   приватизации   указанных  предприятий  проведен экономический   анализ   с  применением  двух  основных  экономических индикаторов:  наличие  доходов  города  от  использования предприятием городской  собственности  (отчисления части чистой прибыли) и динамика

изменения стоимости чистых активов предприятия.

Приватизация   государственных  унитарных  предприятий  в  первую очередь  должна  быть  направлена  на  решение задачи повышения уровня обслуживания  населения  города  через привлечение рыночных структур и через  конкурсное  размещение  заказов,  в  том  числе  бюджетных,  на выполнение работ.


2.3 Результаты приватизации.

В начале 90-х годов почти одновременно начались инфляция и ваучерная приватизация. Предполагалось, что ваучеры позволят восполнить отсутствие у населения легитимных сбережений. Но запущенный механизм либерализации цен, сопровождавшийся гиперинфляцией, уничтожил не только возможность получения доходов за счет ваучеров (рассчитывали, что на каждый ваучер можно будет приобрести до двух легковых автомобилей «Волга»), но и те небольшие сбережения, которые копились населением годами. В итоге проведенной «операции», во-первых, возникло недовольство населения, потерявшего свои сбережения; во-вторых, акция по созданию легитимных источников для выкупа государственной собственности не состоялась; в-третьих, было подорвано отношение не только к ваучерам и к легитимности приватизации, но и новой системе прав собственности в целом.

Предполагалось, что в результате денежной приватизации будет создан класс собственников, который поведет дело более рационально и резко повысит эффективность производства. Предусматривалось определение начальной цены для продажи предприятий по конкурсу (на аукционе), или величины уставного капитала акционерного общества на основании оценки предприятия по его предполагаемой доходности, либо на базе оценки возможной выручки от распродажи его активов.[9]

Практически назначение стартовой цены осуществлялось по остаточной балансовой стоимости основных производственных фондов, что занижало оценку предприятий на несколько порядков. При фактически бесплатной раздаче собственности оказалось выгодным приобретать имущество не для того, чтобы завести дело, а ради продажи. При этом собственниками крупных пакетов акций, как правило, становились субъекты, которые заведомо не обладали ресурсами для существенных инвестиций. В итоге после десяти лет реформ большинство населения стало жить не легче.

В нашей стране за годы реформ проводилась наиболее жесткая социальная политика. В результате, произошел самый большой рост социального неравенства по сравнению со странами не только СНГ, но и Центральной и Восточной Европы.

Приватизация в естественном смысле этого слова - то есть нормальная продажа государством своего имущества в частные руки - была в сложившихся условиях невозможна по трем основным причинам.

Во-первых, такая приватизация - дело небыстрое, а реформа экономики требовалась незамедлительно.

Во-вторых, такая приватизация - дело «штучное», для которого понадобилась бы буквально армия хорошо подготовленных специалистов для представления интересов обеих сторон: и продавца, и покупателей.

Наконец, в-третьих - и это препятствие неодолимее всех остальных - в стране попросту не было достаточного количества денежных средств. .

Что касается взаимосвязи приватизации и социально-политической ситуации в обществе, то приватизация не только способствовала росту социальной напряженности в обществе, но и создала предпосылки для его роста в будущем. К таким предпосылкам могут быть отнесены: возможность перехода предприятий под контроль иностранного капитала или криминальных структур и начало массового банкротства бесперспективных предприятий, акции которых были проданы населению от имени государства.


                                    Заключение

 

Итак, приватизация  стала  важнейшим  элементом  процесса  экономического обновления постсоциалистического мира, развития частной собственности  и  на ее  основе  рыночного  хозяйства.   Смена   социально-экономической   модели потребовала прежде всего глубокой перестройки отношений собственности.

В рамках приватизации  государственных  предприятий  тесно  переплетаются политические, экономические и  социальные  мотивы,  и  процесс  приватизации может рассматриваться как составная  часть  комплексного  подхода  к реформированию экономики. Процессы  реформ  охватывают  такие  сферы, как  либерализация  цен,  реформа  банковской  системы,  рынок  капиталов  и торговая политика. Реформы сопровождаются  масштабным  изменением  правовых условий.

Сравнительный анализ основных черт приватизационного процесса в Восточной Европе и в России показывает наличие общих  тенденций: 

- использование  в качестве инструмента перехода  к  рынку   коммерциализации  и  акционирования государственных предприятий;

- введение  чековой  (или  купонной)  системы;

- низкая доходность приватизации;

- аукционная продажа малых объектов.

Приватизация  представляет  особую   систему   экономических   отношений, возникающих  в  связи  с  изменением   формы   собственности   на   средства производства: с «государственной» на  «частную». 

Она  включает  взаимосвязь приоритетов, отражающую сочетание интересов органов государственной  власти, трудовых коллективов предприятий, населения в  целом  в  процессе  глубинных изменений.

Объективные  причины  развития  приватизационного  процесса   носят   как макроэкономический,  так  и   микроэкономический   характер.   Необходимость постоянного   внерыночного   согласования производственной    деятельности государственных предприятий в условиях  административно-командной  экономики обусловила их высокие планово-координационные издержки. Между  тем  механизм рынка  осуществляет  такое  согласование  с  гораздо  меньшими   издержками.

Следовательно, приватизация обусловлена не только переходом страны  в  целом от «административно-командной» системы к «социальному рыночному  хозяйству», но и позитивным стремлением предприятий к снижению издержек.

Приватизация выполняет две основные функции. С одной  стороны,  она  должна  стать элементом экономической  реформы,  ядром  радикальных  преобразований,  а  с другой,  -  инструментом  государственного   регулирования   долговременного характера. Непосредственными целями приватизации являются:

o   формирование слоя мелких и средних собственников;

o   сокращение доли имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

o   перераспределение экономических основ власти.

Достижение    социальной    справедливости,    повышение    экономической эффективности  производства,  рост  доходов  государственного   бюджета   не выступают  собственными  целями  приватизации.  Она   может   способствовать развитию данных процессов только в долгосрочном периоде.

Основньми критериями  выбора  способа  приватизации  являются  отраслевая принадлежность   и   размер   предприятия,   учет    принципов    социальной справедливости   и   приоритета   трудового   коллектива,   демонополизация, необходимость  сохранения  профиля  предприятия  и   его   производственного потенциала, рентабельность предприятия,  привлечение  инвестиций.  Названные критерии обусловили следующие основные способы приватизации  -акционирование (с закрытой подпиской или продажей акций); продажа предприятий  и  имущества по  коммерческому  или  инвестиционному  конкурсу   (на   аукционе);   выкуп арендованного имущества; банкротство.

Особенностями начального этапа  приватизации  в  России  (1991-1994  гг.) являются:  приоритет   политических   целей   процесса,   введение   системы приватизационных чеков;  сверхвысокие  темпы  приватизации;  преимущественно формальный характер приватизации  при  акционировании  крупных  предприятий; аукционная продажа малых объектов; низкая доходность приватизации.

Эти    черты    сближают    российскую    практику     приватизации     с восточноевропейской.

Эмиссия и обращение приватизационных чеков стали эффективным инструментом быстрого     перераспределения     государственного      имущества  среди негосударственных инвесторов. Вторичный  же  рынок  акций  приватизированных предприятий  развивается  медленно  из-за   отсутствия   спроса   на   акции большинства акционерных обществ

(и, соответственно, их низкой  ликвидности),малой доходности акций и неразвитости инфраструктуры фондового рынка.

Успешное  проведение  приватизации  и  особенно   пост   приватизационное развитие предприятий зависит от создания и  функционирования  управленческих как  государственных,  так  и  не   государственных   структур   (холдингов, финансово-промышленных групп). Именно они  призваны  обеспечить  эффективное распоряжение государственной долей в уставном капитале акционерных обществ.

 


 

      Список используемой литературы:

 

1.  А.И.Попов учебник: Экономическая теория изд. Питер 2001.

2. Жилищная реформа в Российской Федерации: сборник нормативных документов и комментарии – Москва, 2006 г.

3.  Приватизация в России / под ред. Хохлов О. - Типография "Поволжье", Нижний Новгород, 2005 г.

4.  Приватизация в России / под ред. Ходченков Е.О. – Москва, 2004

5.  Приватизационное право. Скворцов О.Ю. Интел-Синтез, 2000 г.

6. Приватизация жилья: новый порядок, судебная практика. Титов А.А. Юрайт, 2006 г.

7. Приватизация государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации. - М., Юстицинформ, 2005

8. Программа углубления экономических реформ в России. - М., Республика, 2002.

9. http://mos.ru/

 

 


[1] Приватизация в России / под ред. Ходченков Е.О. – Москва, 2004

[2] Приватизация государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации. - М., Юстицинформ, 2005

[3] Приватизация государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации. - М., Юстицинформ, 2005

[4] Указ Президента РФ от 29 января 1992 г. №66, приложение №2 // http://www.mos.ru/

 

[5] Данная цена составляла 1000 руб. за 1 кв. м.

[6] Постановление № 61 "Об утверждении и введении в действие программы приватизации государственной и муниципальной собственности в Москве" // http://www.mos.ru

[7] Распоряжение первого заместителя Премьера Правительства Москвы № 134-РП от 16 февраля 1996 г.

[8] Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации", разработанный Гражданским кодексом Российской Федерации, Государственной программой приватизации в Российской Федерации и другими законодательными и нормативными актами Российской Федерации.

[9] Закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», 1991.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.