Рефераты. Приватизация в России: этапы, практика осуществления и проблемы. Особенности приватизации в Москве

- крупный пакет акций (государственная доля в имуществе) приватизируемого предприятия продавался на инвестиционных конкурсах (торгах) тому покупателю, который принимал на себя обязательство вложить в предприятие наибольший объем инвестиций;
- средства, полученные от приватизации в г. Москве, не растворялись в городском бюджете, а частично направлялись Целевым порядком на реорганизацию и санацию других предприятий. На федеральном уровне такой механизм увязки результатов приватизации с инвестированием отсутствовал.
         Актуальные вопросы дальнейшего развития процесса приватизации нашли свое разрешение в распоряжении Мэра от 30 мая 1994 г. № 264 "О приватизации недвижимого имущества на территории г. Москвы".
         Утвержденное этим распоряжением Положение о временном порядке продажи и определении цены приобретения объектов нежилого фонда, сданных в аренду в Москве, положило начало реальной оценке стоимости городской недвижимости.
           Методология оценки основывалась на двух положениях:
стоимости базовой ставки строительства жилья, скорректированной на соответствующие коэффициенты, и величине средней рыночной цены 1 кв. м площади с учетом места расположения объекта. Правительство оставляло за собой право ежеквартального внесения корректив в размер базовой ставки строительства, при этом динамично отслеживая изменение средней рыночной цены.

Указом Президента России № 96 от 6 февраля 1995 г. "О втором этапе приватизации в г. Москве" была подкреплена правомочность московских подходов к разработке программы приватизации. Этот документ, получивший большой общественный резонанс, официально регламентировал особый, московский путь приватизации, отличный от российской схемы, установленной Госкомимуществом РФ. Указ расширил возможности воздействия властных столичных структур на ход приватизации.
   20 сентября 1995 г. Московская городская Дума[6] на основе принятых в январе 1995 г. "Основных положений приватизации государственных и муниципальных предприятий г. Москвы" определила правовую базу столичной программы приватизации, в том числе "малой".
          Новый этап приватизации, по убеждению московских властей, требовал разработки и реализации индивидуальных планов, нацеленных на решение задачи реорганизации и модернизации предприятий в интересах горожан.
         В документе были не только обозначены цели, но и указаны средства их достижения, в основу которых легли защита прав собственника, привлечение инвестиций, дифференцированный подход к совершенствованию управления приватизированными предприятиями. Кроме того, впервые было указано на необходимость возложения многих приватизационных функций на региональные органы исполнительной власти и местного самоуправления с предоставлением им адекватных прав и полномочий. В июне 1998 года Московской городской Думой был продлен срок действия Программы приватизации государственной и муниципальной собственности в г. Москве.

Помимо вышеуказанных основополагающих и программных документов, регулирующих проведение приватизации в Москве, Правительство Москвы выпустило ряд постановлений, определяющих практику и механизм текущей работы приватизации. К числу таких нормативных актов относятся постановление Правительства Москвы № 221 от 14 марта 1995 г. "О реконструкции и модернизации предприятий потребительского рынка и услуг г. Москвы на основе инвестиционных контрактов", распоряжение Мэра № 516 от 26 сентября 1995 г. "Об упорядочении управления имущественным комплексом Москвы", постановление Правительства Москвы № 840 от 17 октября 1995 г. "О введении в действие Положения о порядке продажи сданных в аренду объектов нежилого фонда на территории г. Москвы", постановление Правительства Москвы № 928 от 14 ноября 1995 г. "О работе Фонда имущества г. Москвы в области приватизации государственных и муниципальных предприятий".

Постановлением Правительства Москвы № 221 от 14 марта 1995 г. утверждался общий порядок составления, заключения и контроля исполнения инвестиционного контракта, являвшегося основным документом, регламентирующим взаимоотношения города, предприятия и инвесторов при передаче муниципальных объектов недвижимости в виде доли в уставный капитал предприятия. Если трудовые коллективы были не в состоянии выкупить свои помещения, им предлагался инвестор, заинтересованный не только в финансировании выкупа и реконструкции, но и в сохранении профиля предприятия. В документе определялся прежде всего порядок рассмотрения и утверждения соответствующих инвестиционных проектов с приобретением в конечном счете нежилых помещений, причем предусматривались возможности использования, как собственных средств предприятия, так и привлеченных капиталов, в том числе со стороны инвесторов.


         Распоряжением Мэра № 516 от 26 сентября 1995 г. в структуре Правительства Москвы было выделено звено, ответственное за весь имущественно-земельный комплекс и проведение единой рыночной политики, связанной с городской недвижимостью.

На образованный комплекс управления имуществом города был возложен весьма обширный круг задач:

а) обеспечение эффективного использования городского имущества, включая недвижимость и землю;

б) организация работы по инвентаризации госсобственности на территории города и по ее разграничению на федеральную и муниципальную;
в) подготовка и реализация Программы разгосударствления и приватизации объектов, находящихся в собственности г. Москвы;
г) разработка нормативных актов, регламентирующих деятельность органов столичной администрации в части приватизации и управления имуществом, правопреемственности приватизируемых или ликвидируемых предприятий;
д) принятие решений о создании, реорганизации и управлении имуществом унитарных предприятий муниципальной собственности;
е) организация взаимодействия структур Правительства Москвы с субъектами рыночной инфраструктуры в вопросах, касающихся московского имущественного комплекса;

ж) координация деятельности органов управления по разработке и реализации комплексных программ развития приоритетных направлений предпринимательской деятельности;
з) обеспечение экономических служб, административных округов и отраслевых органов управлениями методическими и научно-информационными материалами.

Постановление Правительства Москвы № 840 от 17 октября 1995 г. определило новый порядок продажи нежилых помещений. Данное постановление базировалось на опыте организации продаж и развивало ранее принятые документы, в частности постановление Правительства Москвы № 480 от 30 мая 1995 г. В постановлении была определена методология оценки нежилых помещений, включая базовую ставку строительства 1 кв. м и систему коэффициентов, характеризующих:

-         износ помещения;

-          качество строительного материала;

-         тип здания;

-          территориальную зону (выделено пять зон);

-          вид деятельности, качество нежилого помещения.


         Постановлением Правительства Москвы № 915 от 14 ноября 1995 г. "О поступлении средств от приватизации и аренды городского имущества и рекомендациях по повышению отдачи долей (паев) городской собственности приватизированных предприятий" впервые в российской практике-приватизации была заложена задача разработки Концепции управления имущественным комплексом города с учетом отраслевых, территориальных аспектов, предусматривающей права и обязанности департаментов и комитетов Правительства Москвы, префектур в процессе управления городской собственностью.
         Постановление Правительства Москвы № 928 от 14 ноября 1995 г. "О работе Фонда имущества г. Москвы в области приватизации государственных и муниципальных предприятий" закрепило положения, призванные, в частности, упорядочить, прежде всего, процесс "малой" приватизации:
- прекратить в основном льготные продажи арендованного имущества трудовым коллективам и перейти с 1996 г. к дифференцированным продажам помещений на конкурсных началах, а также к прямым их продажам по ценам, близким к рыночным;

- обеспечить жесткий контроль за выполнением столичными приватизированными предприятиями договоров купли-продажи, юридически закрепить положение об обязательных штрафных платежах городу со стороны предприятий, меняющих профиль деятельности при осуществленном льготном выкупе арендованного имущества.
         16 февраля 1996 г.[7] была утверждена Типовая методика размещения акций среди членов трудового коллектива и лиц, приравненных к ним.                   Указанная методика обобщила и свела воедино существовавшие нормативные и распорядительные акты Правительства России, Госкомимущества России, Московской городской Думы, регулировавшие данный вопрос. С учетом этих обстоятельств Типовая методика явилась документом прямого действия.

                  

 

 2.2 Современный этап приватизации в Москве.

Рыночные отношения в России, в Москве продолжают развиваться, появляются новые виды товаров и услуг, складываются новые модели финансирования, новые формы частной собственности.
          В современных условиях объективное, обоснованное заключение о величине рыночной стоимости государственного (муниципального) имущества необходимо не только при операциях купли-продажи недвижимости или сдаче в аренду, но и при акционировании и перераспределении имущественных долей, при привлечении инвестиций и дополнительной эмиссии акций.

Для того чтобы определиться в направлениях развития процесса разгосударствления собственности в Москве, в качестве базовой задачи Правительство поставило задачу разработки Концепции управления имущественным комплексом города с учетом отраслевых и территориальных аспектов.

26 сентября 2000 года постановлением Правительства Москвы № 773 была принята "Концепция управления собственностью Москвы и взаимодействия с иными собственниками на территории города до 2005 года" и одобрена 18 октября 2000 года постановлением Московской городской Думы № 108.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.