Рефераты. Применение мировых информационных ресурсов в менеджменте

1.6.4 Решение задачи

Сеанс работы в онлайновом режиме начинается с соединения с узлом компьютерной сети, а затем с Host-компьютером выбранной информационной системы. После ввода своего пароля возможен доступ к информационным ресурсам системы. Методы решения задачи в онлайн режиме могут быть различными. Выбор метода зависит как от квалификации и опыта пользователя, так и формы контракта между пользователем и Вендором. Начинающему пользователю рекомендуется следующая простейшая схема. Прежде всего, надо позаботиться о сохранении на винчестере найденных в процессе решения задач документов. Это весьма просто и большинство коммуникационных программ, которые вы получаете при подписании контракта, имеют простые команды, позволяющие сохранять тексты, поступающие к вам на экран компьютера.

Затем следует шаг за шагом вводить задания на поиск, которые входят в предварительно составленный стратегический план. Введенное задание на поиск выполняется практически мгновенно. После каждого шага необходимо просмотреть полностью или частично найденные документы и сохранить их у себя на винчестере. Существует также форма сохранения найденных документов без их просмотра на экране компьютера. Это удобно при работе с большими отчетами, длина которых может составлять до нескольких сотен страниц.

Отметим, что при этом подходе минимизируется онлайновое время сеанса (иногда весьма дорогое), сама процедура поиска выполняется достаточно быстро. В итоге, после нескольких минут работы в онлайн режиме, можно получить солидную порцию информации, требующую для ее внимательного просмотра и анализа нескольких часов, или даже дней. Просмотрев полученные результаты, можно модифицировать свою стратегию, если она была не очень удачной, составить новый план и новые задания на поиск и повторить описанную выше процедуру в следующем онлайновом сеансе.

Как правило, только специалисты, хорошо знающие исследуемую предметную область и четко представляющие себе, какого рода информация им нужна и что является "лишним", могут себе позволить работу в полноценном интерактивном режиме по схеме типа: "запрос - ответ - беглый просмотр и анализ результатов - новый уточненный запрос и т.д.".

Иногда решение задачи не приводит к ожидаемому результату - найти нужную информацию не удается. Однако чаще всего это вовсе не свидетельствует об ее отсутствии в БД. Уточнив формулировку, изменив подход к решению задачи, скорректировав стратегию поиска, можно выйти на искомую информацию.

В любом случае очевидно, что результативность, точность решения, затраченные время и средства, в конечном счете, определяются опытом и знаниями пользователя, его способностью квалифицированно сформулировать задачу, умением ориентироваться в информационном пространстве, навыками построения грамотной стратегии поиска, анализа получаемой информации.

Информация научно-технических баз данных (например, патентных) применяется, в том числе, при изучении рынка - при реализации метода деловой и конкурентной разведки.

Одной из составных частей маркетинга является сбор информации о стратегии конкурентов, в то время как получить эту информацию из аналитических отчетов или открытой печати достаточно трудно: рыночная стратегия компании, как правило, представляет собой коммерческую тайну. Для сбора подобной информации о своих конкурентах фирмы приме­няют различные методы коммерческой разведки. И здесь мощным инструментом могут стать БД с информацией об интеллектуальной собственности (патенты и товарные знаки).

Часто патент бывает первой публикацией о разработке, исследовании, изобретении. Анализ описаний патентов позволяет судить о направлениях инновационной деятельности фирмы-конкурента, которая обычно направле­на на создание нового продукта. По этим описаниям специалист вполне может составить представление о новом продукте задолго до его появления на рынке.

Согласно результатам исследований патентного ведомства ФРГ, около 30% всех затрат на исследование ежегодно тратятся на параллельные разработки и почти 18 млрд. марок ежегодно расходуются напрасно на продук­ты и процессы, которые уже запатентованы. Компании, использующие БД для тщательного контроля своих разработок, увеличивают выход своих исследовательских программ по меньшей мере, на 30 %.

Маркетинговую стратегию конкурентов анализируют, в первую очередь, по патентам, в которых фактически описано ноу-хау нового продукта. При этом название страны, в которой патент зарегистрирован, следует рассматривать, как символ того, что компания собирается работать на конкретной территории.

Большие компании для выхода на новые рынки или для продвижения нового продукта на уже освоенном рынке действуют скрытно, учреждая дочерние компании, иногда с новыми именами, для того, чтобы выяснить реакцию на новый продукт или оценить возможность работы на этих новых рынках. Классическими информационными средствами довольно трудно выявить такие скрытые намерения. Патентный поиск будет незаменимым и здесь.

При формировании файла WPATIWPIL производитель этой базы данных, компания Dewent, часто присваивает патентующим фирмам определенный универсальный код. Все дочерние подразделения этой компании, также будут иметь этот код, он-то и является тем средством, которое позволяет выявлять компании избегающие публичного освещения своей деятельности.

Ниже приводится список российских онлайновых баз данных, которые можно найти в Gale Directory of Databases. Большинство баз данных содержат новости (7 БД), информацию о компаниях, экономические проекты и деловые предложения (8 БД), а также информацию по определенным отраслям промышленности (10 БД). Наиболее крупные производители информации в России: Международный центр научной и технической информации (МЦНТИ) - 13 БД и агентство Russica - 8 БД. Продают российские БД на международном рынке LEXIS-NEXIS, MagnaTex Communicate, Wistlaw и др. Кроме онлайновых БД в Gale Directory приведены еще около 60 БД, распространяемых на CD-ROM, дискетах или других носителях.

Краткая характеристика некоторых БД, производимых в России и доступных пользователям в онлайновом режиме через системы LEXIS-NEXIS, Westlaw, MagnaTex Communicate, DataStar, DIMDI, STN:

BizEkon News-Soviet Business Directory. Содержит информацию о более чем 33 тыс. компаниях, вовлеченных в международный бизнес. (PDR - Russica; VE - LEXIS-NEXIS, GBI, MagnaTex Communicate);

GARANT. Тексты около 1500 законов и правительственных постановлений в различных областях экономики (PDR - Гарант-Сервис; VE - LEXIS -NEXIS);

RusLegisLine. Полные тексты торговых законов и декретов стран СНГ. Информация о патентах, лицензировании, недвижимом имуществе, торговых марках (PDR - Russica; VE - LEXIS -NEXIS , GBI, MagnaTex Communicatel, Westlaw);

Who is who in Russia and the Commonwealth of Independent States. Биографические данные более чем 500 политиков и военных, а также ученых, спортсменов, артистов и т.д. (PDR - Russica; VE - LEXIS -NEXIS, MagnaTex Communicate);

RUSMED Articles. Более 300 тыс. ссылок на "Российский биомедицинский журнал", материалы конференций и исследовательские статьи. (PDR - Центральная научно-медицинская библиотека; VE - DIMDI).


2. Обзор отечественных источников научно-технической информации


Информационная инфраструктура России представляет собой обширную сеть как специализированных информационных предприятий (государственных и негосударственных), так и информационных подразделений предприятий (НИИ, КБ, федеральных органов и др.), ведущих информационную деятельность. В течение 1996 года усилиями Комитета при Президенте РФ по политике информатизации (Роскоминформ) и Госкомстатом проводились работы по учету информационных ресурсов России, закреплению ответственности за ведомствами, государственной регистрации и статистической переписи БД. Основная категория информационных ресурсов в перечне – БД и БнД (банки данных) числом более 400.

Среди ведомств, формирующих БД в области науки и техники, бесспорным лидером является Министерство науки и технологий (Миннауки). Созданная под его руководством в 1960-1970 годах. Государственная система научно-технической информации (ГСНТИ) была одной из крупнейших информационных систем в стране. Кризис 1990-х  затронул ГСНТИ особенно остро. Система, включавшая около двухсот специализированных организаций, а также десятки тысяч служб на предприятиях, практически развалилась. Из почти 80 отраслевых институтов информации функционирует на более 10, Федеральные информационные центры, хотя почти все и сохранились, сократили масштабы своей деятельности в десятки раз.

Наиболее наглядно оценить современное состояние средств получения профессиональной информации можно, проведя сравнение с положением на начало 1990х годов (Таблица №3.).

Таблица 3

ИЗМЕНЕНИЯ, ПРОИСШЕДШИЕ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ УЧЕНЫХ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ РОССИИ С 1991 ГОДА

п/п

Средства

получения

информации

Возможности, предоставляемые ГСНТИ по состоянию

на конец 1980-х годов

Информационное обеспечение науки

в условиях формирования

информационного рынка

1

Научные книги (монографии, сборники статей, научные справочники)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.