Государственные отраслевые и общенациональные программы также оказывают большое влияние на объем и структуру производимых товаров и услуг, обеспечивая их соответствие изменяющимся общественным потребностям.
Задача использования ресурсов решается в рамках крупных компаний на основе стратегического планирования с учетом наиболее перспективных отраслей. В то же время перераспределение ресурсов на развитие новейших отраслей происходит за счет бюджетных ассигнований, государственных общенациональных и международных программ, проведения НИОКР и приоритетных направлений НТР. Например, в настоящее время реализуются общеевропейские программы «ЭВРИКА», «ЭСПРИТ» и другие.
Наконец, задача распределения созданного валового внутреннего продукта не только решается на основе традиционно сложившихся форм, но и дополняется выделением всё больших ресурсов как крупными
компаниями, так и государством для вложений в развитие «человеческого фактора»: финансирование систем образования, в том числе переподготовка работников различных квалификаций, совершенствование медицинского обслуживания населения, социальные нужды.
В развитых странах с рыночной экономикой на социальное обеспечение, реализацию многочисленных программ «борьбы с бедностью» в настоящее время направляется не менее 40-50% всех государственных бюджетных ассигнований. В тоже время крупные фирмы заботятся о своих сотрудниках, стремясь активизировать работы персонала, повысить производительность труда, сократить потери рабочего времени и тем самым укрепить конкурентоспособность фирмы.
В большинстве стран современного мира переплетаются элементы разных экономических систем хозяйствования, что позволило определить в качестве самостоятельного типа экономической системы смешанную экономику.
Современная экономика развитых стран (США, страны Западной Европы и Японии) – смешанная экономика. Но страны отличаются по соотношению частного сектора и государства (правительства) в экономике. Вот почему в отличие от модели чистого капитализма, где господствует только частная собственность, современная модель капитализма – смешанный капитализм – господство частной собственности и государственного сектора.
Частный сектор в смешанной экономике развитых стран несёт на себе основную экономическую нагрузку: его доля в экономике колеблется от 60-70%. Он господствует в прибыльных секторах экономики, производит основную массу продуктов и услуг индивидуального пользования (автомобили, компьютеры, производственные и жилые дома, уголь, нефть и т.д.), то есть создаваемые материальные блага для удовлетворения безграничных потребностей, в том числе и для осуществления государственной деятельности.
При этом общество:
- возлагает на государство задачу создания широкого ассортимента так называемых общественных благ;
- поручает государству решение задач ослабления внешних эффектов частнопредпринимательской деятельности;
-доверяет государству перераспределение части ресурсов и доходов граждан и фирм;
Иными словами, в смешанной экономической системе государство берет на себя решение тех задач, которые рынки либо вообще не могут решить, либо решают не лучшим образом. При этом основная масса товаров и услуг реализуются через свободные рынки, и государство не пытается действовать на основании общеобязательного плана
Административно-командная система
Эта система господствовала ранее в СССР, странах Восточной Европы и ряде азиатских государств. В последние годы многие отечественные и зарубежные экономисты в своих работах попытались дать её обобщенную характеристику.
Характерными чертами данной системы являются общественная ( а в реальности государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах, централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.
Хозяйственный механизм административно-командной системы имеет ряд особенностей. Он предполагает:
1) непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра – высший эшелон государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов.
2) государство постоянно контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными предприятиями.
3) государственный аппарат руководит хозяйственной деятельность с помощью преимущественно административно-распорядительных методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.
При чрезвычайной централизации исполнительной власти развивается бюрократизация хозяйственного механизма и экономических связей. По своей природе бюрократический централизм не способен обеспечить рост эффективности хозяйственной деятельности. Дело в том, что полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим масштабам монополизацию производства и сбыта продукции. Гигантские монополии, утвердившиеся во всех отраслях народного хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок техники. Для порождаемой монополизмом дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности народного хозяйства.
В странах с административно-командной системой решение общеэкономических задач имело свои специфические особенности. В соответствии с господствующими идеологическими установками задача определения объёма и структуры продукции считалась слишком серьёзной и ответственной, чтобы передать её решение самим непосредственным производителям – промышленным предприятиям, колхозам, совхозам. Поэтому структура общественных потребностей определялась непосредственно центральными плановыми органами. Однако поскольку детализировать и предвидеть изменение общественных потребностей в таких масштабах принципиально невозможно, эти органы руководствовались преимущественно задачей удовлетворения минимальных потребностей.
Центральное распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и потребителей в соответствии с заранее выбранными целями и критериями на основе централизованного планирования. Значительная часть ресурсов согласно господствующим идеологическим установкам направляется на развитие военно-промышленного комплекса.
Разделение созданной продукции между участниками производства жестко регламентировалось центральными органами посредством повсеместно применяемой тарифной системы, а также централизованно утверждаемых нормативов средств, направляемых в фонд заработной платы. Это вело к преобладанию уравнительного подхода в оплате труда.
Нежизнеспособность этой системы, её негибкость и инертность в отношении достижений НТР, неспособность обеспечить переход к интенсивному типу экономического развития послужили причиной социально-экономических преобразований во всех бывших социалистических странах. Сегодня стратегия экономических реформ в этих странах и определяется ориентирами развития мировой цивилизации, но полностью зависит от внутренних возможностей каждого государства.
Иными словами, при командной системе объем производства, ее структура, размеры потребления и уровень цен устанавливаются централизованно, посредством государственного планирования.
Общегосударственное планирование возможно благодаря господству общественной собственности на средства производств, создаваемые блага и услуги. Планы составляются для национальной экономики в целом, для региональных структур и отдельно взятых предприятий. Процесс составления планов включает два встречных движения: снизу вверх и сверху вниз. Первоначально планы разрабатываются первичными звеньями экономики, причём за основу берутся достижения и механизм функционирования производства прошлых лет. Эти планы передаются вышестоящим структурам, где они взаимосвязываются и в виде единого плана министерств или ведомств адресуются государственным плановым органам, где проходят корректировку и взаимосвязку и утверждаются как единый общегосударственный план социально-экономического развития, обязательный для выполнения всеми структурными звеньями экономики.
Процесс составления планов и их реализация предполагают использование инструментов рыночного механизма (цены деньги). Однако важным здесь считается то, что рыночный механизм не выступает регулятором установления народно-хозяйственных пропорций и определения уровня цен.
Плановая экономика позволяет централизованно учесть и распределить производственные ресурсы по сферам экономики и регионам страны, но не в состоянии обеспечить их рациональное использование, ибо ни один орган государственного управления не в состоянии определить запросы в ресурсах каждого производства. С учетом этого формируются общественные запросы к централизации экономической деятельности или к свободе рыночных отношений.
Рождение этой системы явилось следствием ряда социалистических революций, идеологическим знаменем которых была теория под названием «марскизм-ленинизм». Её разработали немецкий политический деятель К.Маркс и Ф.Энгельс, а реализовали на практике в нашей стране руководители коммунистической партии В.И.Ленин и И.С.Сталин. В соответствии с этой теорией человечество могло бы резко ускорить свой путь к высотам благосостояния и устранить различия в индивидуальном благосостоянии граждан путем:
- ликвидации частной собственности, передачи всех производственных ресурсов в общую совместную собственность всех граждан страны
- ведения всей хозяйственной деятельности страны на основе единого общеобязательного плана, который разрабатывается руководством государства на научной основе. Корни этой теории уходят в эпоху средневековья, в так называемые социальные утопия, но её практическая реализация пришлась именно на 20век, когда возник, а затем рухнул так называемый социалистический лагерь. В период расцвета социалистического лагеря (50-80-е годы) в его странах жило более 1/3 населения земного шара, так что это, пожалуй, крупнейший экономический эксперимент, который знает история человечества. Эксперимент, который закончился неудачей, несмотря на огромные жертвы нескольких поколений этих стран.
Страницы: 1, 2, 3