а) все финансируемые затраты относятся непосредственно на прибыль;
б) из прибыли создаются фонды-посредники, а затраты относятся на эти фонды.
Состав фондов-посредников предприятие устанавливает самостоятельно.
На практике они называются фондами экономического стимулирования или фондами специального назначения. Официальными материалами рекомендуется создавать следующие фонды:
-фонд накопления (используется для финансирования производственного и социального развития предприятия);
-фонд потребления (используется для финансирования средств, направляемых на потребление и не относящихся на себестоимость);
-фонд социальной сферы (используется для содержания объектов соцкультбыта).
Достоинством этих фондов является возможность контроля использования прибыли путем сопоставления величины и сроков плановых затрат с фактическими.
Необходимо распределить плановую величину остаточной прибыли по вышеуказанным фондам.
Решение:
Распределение остаточной прибыли:
1.Отчисления в резервный фонд составляют:
2.Отчисления, направляемые в:
-фонд накопления составляют:
-фонд социальной сферы составляют:
-фонд потребления составляют:
2.4 Выводы и рекомендации по повышению эффективности деятельности предприятия
Для оценки эффективности работы предприятия необходимо сопоставить прибыль и производственные фонды, с помощью которых она создана, т.е. рассчитать рентабельность производственных фондов :
где
- рентабельность производственных фондов;
- среднегодовая стоимость основных производственных фондов, рубли;
- нормирующие оборотные средства, рубли.
В таком случае рентабельность производственных фондов будет:
Рентабельность продукции можно рассчитать как по всей реализованной продукции, так и по отдельным ее видам. В первом случае она определяется как отношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее производство и реализацию. В случае расчета рентабельности продукции по отдельным ее видам используют формулу:
,где
- рентабельность продукции;
- прибыль от данного вида продукции, р.;
- себестоимость продукции, р.
Тогда рентабельность продукции составит:
Из этих расчетов видно, что совершенно нерентабельным является выпуск продукции В. Это может быть связано с устарением, «немодностью», неэффективностью этого товара. Если среди причин такой сравнительно низкой рентабельности продукции преобладают вышеперечисленные, то есть смысл модернизировать, «осовременить» этот товар.
Наиболее рентабельным является выпуск изделия Н. Это также может быть связано со спросом на этот товар в виду его популярности и своевременности выпуска. Рентабельность также может зависеть от качества продукции. В связи с этим с целью повышения общей рентабельности продукции можно рекомендовать снять с производства товар В, а высвободившиеся средства направить на дополнительный выпуск товара Н.
Чем больше будет балансовая прибыль предприятия, тем выше будет рентабельность. Среди путей и способов повышения балансовой прибыли предприятия можно выделить следующие:
1. Увеличение прибыли от реализации продукции, так как она составляет «львиную» долю балансовой. Это может быть достигнуто путем:
А) снижения себестоимости. Это очень заметно сказывается на росте прибыли при прочих равных условиях. На предприятиях существуют даже специальные экономические службы, которые занимаются постатейным анализом себестоимости и изыскивают пути ее снижения. Но в значительной мере эта работа обесценивается инфляцией и ростом цен на исходное сырье и топливно-энергетические ресурсы.
Б) увеличения объема реализации продукции в натуральном выражении, что может достигаться с помощью капитальных вложений на покупку более производительного оборудования, освоение новых технологий, расширение производства.
В) уменьшение размеров нереализованных остатков на начало и конец отчетного периода. Для этого необходимо провести следующие мероприятия:
- Сокращение времени, необходимого на комплектацию, упаковку продукции, оформление расчетно-денежных документов.
- Составление договоров с четко оговоренными условиями оплаты покупателем продукции, чтобы исключить ситуацию, когда покупатель не оплачивает продукцию в срок.
2. Получение дохода от реализации основных фондов и иного имущества предприятия. Также возможно получение дохода от сдачи имущества в аренду.
В системе мер, направленных на повышение эффективности работы предприятия и укрепление его финансового состояния, важное место занимают вопросы рационального использования оборотных средств. Поскольку финансовое положение предприятий находится в прямой зависимости от состояния оборотных средств, то предприятия заинтересованы в рациональной организации оборотных средств — организаций их движения с минимально возможной суммой для получения наибольшего экономического эффекта.
Эффективность использования оборотных средств характеризуется системой экономических показателей, которые могут исчисляться по всем оборотным средствам, участвующим в обороте, и по отдельным элементам:
1. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств. Под оборачиваемостью оборотных средств понимается длительность одного полного кругооборота средств с момента превращения оборотных средств в денежной форме в производственные запасы и до выхода готовой продукции и ее реализации. Кругооборот средств завершается зачислением выручки на счет предприятия. Он рассчитывается по формуле:
, где
- коэффициент оборачиваемости;
-среднегодовой остаток оборотных средств, руб.;
-объем реализованной продукции, руб.
Рассчитаем коэффициент оборачиваемости:
Это означает, что за год каждый рубль, вложенный в оборотные средства, совершил приблизительно 107 оборотов.
Чем выше коэффициент оборачиваемости, тем лучше используются оборотные средства.
2.Длительность одного оборота:
.
- длительность одного оборота, дни.
Длительность одного оборота оборотных средств составляет:
Особенностью этого показателя по сравнению с коэффициентом оборачиваемости в том, что он не зависит от продолжительности того периода, за который был вычислен.
Уменьшение длительности одного оборота свидетельствует об улучшении использования оборотных средств, а увеличение - об обратном, то есть об ухудшении.
3.Коэффициент закрепления оборотных средств. Коэффициент закрепления оборотных средств. Этот коэффициент - величина, обратная коэффициенту оборачиваемости. Его экономический смысл в том, что он характеризует сумму среднего остатка оборотных средств, приходящегося на 1 рубль выручки от реализации. Он рассчитывается по формуле:
- коэффициент закрепления оборотных средств.
Коэффициент закрепления оборотных средств предприятия будет следующим:
Изменение оборачиваемости средств выявляется путем сопоставления фактических показателей с плановыми или показателями предшествующего периода. В результате сравнения показателей оборачиваемости оборотных средств выявляется ее ускорение или замедление. При ускорении оборачиваемости оборотных средств из оборота высвобождаются материальные ресурсы и источники их образования, при замедлении - в оборот вовлекаются дополнительные средства.
Среди способов повышения оборачиваемости оборотных средств можно выделить следующие:
1.Сокращение времени, в течение которого оборотные средства отвлечены, то есть находятся в обороте.
2.Сокращение среднегодовых остатков оборотных средств.
3.Снижение потребности предприятия в оборотных средствах.
4.Выпускать ту продукцию, которую можно достаточно быстро и выгодно продать, сокращая при этом выпуск продукции, не пользующейся текущим спросом. Это поможет избежать кризисов сбыта произведенной продукции.
5.Направление полученной предприятием прибыли на дополнение оборотных средств.
6.Рациональная организация производственных запасов:
- рациональное использование;
- ликвидация сверхнормативных запасов материалов;
- улучшение организации снабжения;
- улучшение работы складского хозяйства.
Экономическое значение экономии оборотных фондов в современных условиях выражается в следующем:
1.Снижение удельных расходов сырья, материалов, топлива обеспечивает производству большие экономические выгоды - дает возможность от данного количества ресурсов выработать большие объемы продукции.
2.Стремление к экономии материальных ресурсов побуждает предприятия к внедрению новой техники и совершенствованию технологических процессов.
3. Экономия материальных ресурсов в значительной мере способствует снижению себестоимости промышленной продукции.
4.Существенно влияя на снижение себестоимости продукции, экономия материальных ресурсов оказывает положительное воздействие на финансовое состояние предприятия.
Таким образом, экономическая эффективность улучшения использования и экономии оборотных фондов весьма велики, поскольку они оказывают положительное воздействие на все стороны производственной и хозяйственной деятельности предприятия. Так, ускорение оборота оборотных средств позволяет высвободить значительные суммы, и таким образом, увеличить объем производства без дополнительных финансовых ресурсов, а высвободившиеся средства использовать в соответствии с потребностями предприятия.
Для оценки эффективности использования основных фондов предприятия применяется такой показатель, как фондоотдача.
Показатель фондоотдачи как обобщающий стоимостный показатель использования всей совокупности основных фондов предприятия определяется по формуле:
- фондоотдача;
-объем произведенной продукции, руб.;
- среднегодовая стоимость основных производственных фондов, руб.
Фондоотдача данного предприятия составляет:
Одной из главных причин, ухудшающих показатель фондоотдачи, является медленное освоение вводимых в действие предприятий.
Эффективность использования материальных затрат оценивается на основе расчета затрат на 1 рубль товарной продукции:
- себестоимость товарной продукции, руб.;
- товарная продукция, руб.;
Повышение эффективности использования основных фондов может быть достигнуто следующими способами:
1. Своевременный ввод в эксплуатацию новых основных фондов и производственных мощностей, быстрое их освоение. Это позволяет быстрее получить нужную продукцию с технически более совершенных основных фондов, ускорить их оборот и тем самым замедлить наступление морального износа основных фондов предприятий, повысить эффективность общественного производства в целом.
2. Улучшение использования действующих основных фондов и производственных мощностей промышленных предприятий, в том числе вновь введенных в эксплуатацию, что может быть достигнуто благодаря:
- повышению интенсивности использования производственных мощностей и основных фондов (техническое перевооружение, повышение темпов обновления);
- повышению экстенсивности их нагрузки (увеличение времени работы оборудования в календарный период, увеличение удельного веса действующего оборудования в составе всего оборудования).
3. Своевременный монтаж неустановленного оборудования, а также ввод в действие всего установленного оборудования за исключением части, находящейся в плановом резерве и ремонте.
4. Совершенствования организации производства путем:
- сокращения времени внутрисменных простоев оборудования;
- обеспечение непрерывно-поточного графика работы.
5. Повышение квалификации, мастерства персонала, обслуживающего оборудование.
6. Совершенствование системы морального и материального стимулирования персонала предприятия.
Заключение
Основной хозяйствующей структурной единицей в условиях рыночной экономики является предприятие. Предприятие – самостоятельный хозяйствующий субъект с правом юридического лица, созданный в порядке установленном законом, для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
В условиях рыночной экономики любое предприятие, занимающееся производственной или иной деятельностью, является по-существу предпринимателем. Вплотную к понятию «предприниматель» примыкает и понятие «предпринимательство». Предпринимательская деятельность (предпринимательство)- инициативная самостоятельная деятельность, направленная на удовлетворение потребности и получения прибыли. Предпринимательской деятельностью в Российской Федерации могут заниматься граждане (физические лица), а также предприятия (юридические лица).
Предприятия различаются по условиям, целям и характеру функционирования. Они классифицируются по виду и характеру хозяйственной деятельности, формам собственности, по организационно-правовым формам.
В практике сложились такие типы объединений предприятий, которые различаются в зависимости от целей объединения, хозяйственных отношений между их участниками, степени самостоятельности входящих в объединение предприятий. Это картели, синдикаты, пулы, тресты, концерны, промышленные холдинги, ФПГ.
Получение прибыли и удовлетворение общественных потребностей - это непосредственная цель функционирования деятельности предприятия.
Литература
1. Сафронова Н.А. Экономика предприятия. М., 2002.
2. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия. М., 1996.
3. Волков О.И. Экономика предприятия. М., 1998.
4. Горфинкеля В.Я., Купрякова Е.М. Экономика предприятия. М., 1996.
5. Грузинов В. Экономика предприятия и предпринимательства. М., 1996.
6. Семенов В.М. Экономика предприятия. М., 2000.
7. Сергеев И. В. Экономика предприятия. М., 1998.
8. Иохин В. Я. Экономическая теория. М., 2000.
9. Швандар В.А., Горфинкель В.Я. Экономика организаций (предприятий). - ЮНИТИ, 2003.
10. Райзберг Б. Г. Курс экономики. М., 2000.
11. Булатов А. Экономика. М., 1998.
12. Карлик А.Е., Добрин Г.Н., Белов А.М. Экономика организации (предприятия). Практикум. - Инфра-М, 2003.
13. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. М., 2001.
14. Раицкий К.А. Экономика предприятия. М.,1999.
15. Максютов А.А. Экономика и управление предприятием. М., 2002.
16. Малов А., Майн Е. Экономическое положение предприятия // Экономист. - 1999.
17. Борисов Е. Ф.Экономическая теория. М.,2000.
18. Осипов Ю., Смирнова Е. Основы предпринимательского дела. М., 1996.
19. Фишер С., Дорнуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М.,1993.
20. Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия. М.,1999.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5