Рефераты. Предприятие, как субъект и объект рыночных отношений

Вся история развития общественного производства свидетельствует и доказывает, что наиболее эффективно предприятия функционируют в условиях цивилизованного рынка, для которого характерны наличие различных форм собственности, здоровая конкуренция, демонополизация экономики, свободное ценообразование, наличие развитой рыночной инфраструктуры, преимущество потребителя по сравнению с производителем и другие необходимые атрибуты.

В настоящее время именно от государства в значительной мере зависит эффективность деятельности российских предприятий, а прежде всего создание цивилизованного рынка и правил игры на этом рынке, т.е. создание правовой основы, обеспечение надлежащего правопорядка в стране и ее национальной безопасности, стабилизация экономики, обеспечение социальной защиты и социальных гарантий, защита конкуренции, разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства.


Основные функции и цели предприятия в условиях рынка.

 

Важной целью любого предприятия в условиях рынка является обеспечение стабильной финансовой устойчивости в его работе. Предприятия могут достигать этой цели только в том случае, если в своей работе будут придерживаться определенных принципов и выполнять необходимые функции.

Немецкий экономист Г. Шмален выделил следующие «краеугольные камни» управления предприятием – экономичность, финансовая устойчивость и прибыль.

Принцип экономичности требует, чтобы достигался:

-                          определенный результат при наименьших затратах – принцип минимизации;

-                          при заданном объеме затрат наибольший результат – принцип максимизации.

В своей основе принцип экономичности предъявляет свойственное всем предприятиям само собой разумеющееся требование – не тратить даром производственные факторы (ресурсы), т.е. работать экономично.

Принцип финансовой устойчивости означает такую деятельность предприятия, при которой оно могло в любой момент времени расплатиться по своим долгам или собственными, или путем отсрочки, или за счет получения кредита.

Высшая цель предпринимательской деятельности - это превышение результатов над затратами, т.е. достижение возможно большей прибыли или возможно большей рентабельности. Идеальным положением является такое положение, когда получение максимальной прибыли обеспечивает и более высокую рентабельность.

 Для достижения поставленной цели предприятие должны:

1)     рационально использовать производственные ресурсы с учетом их

     взаимозаменяемости;

2)     выпускать высококачественную продукцию, систематически ее

     обновлять и оказывать услуги в соответствии со спросом и 

     имеющимися производственными возможностями;

3)     обеспечивать конкурентную способность предприятия и продукции, поддерживать высокий имидж предприятия;

4)     систематически внедрять все новое и передовое в производство, в организацию труда и управление;

5)     разрабатывать стратегию и тактику поведения предприятия и корректировать их в соответствии с изменяющимися обстоятельствами;

6)     заботиться о своих работниках, росте их квалификации и большей содержательности труда, повышении их жизненного уровня, создании благоприятного социально-психологического климата в трудовом коллективе;

7)     проводить гибкую ценовую политику и осуществлять другие функции.

При этом очень важно, чтобы все функции предприятия были направлены на реализацию выработанной стратегии и на достижение поставленной цели. Выработка успешной стратегии начинается с определения миссии фирмы и общей цели функционирования коллектива. При этом цели предприятия могут меняться, все зависит от конкретных обстоятельств.

Например, основной целью предприятия на определенном этапе может быть не получение максимальной прибыли, а завоевание рынка. В этом случае получение максимальной прибыли отодвигается на второй план, но в будущем, в случае завоевания рынка, предприятие может с лихвой возместить недополученную прибыль.

 

 

Вопрос №2.

 

Структура себестоимости продукции и определяющие ее факторы.



Себестоимость продукции – это выраженные в денежной форме текущие затраты предприятий на производство и реализацию продукции (работ, услуг и т.д.).

Себестоимость продукции является не только важнейшей экономической категорией, но и комплексным показателем, на основании которого можно судить об эффективности использования предприятием различных видов ресурсов (переменного и постоянного капитала), находящихся в его распоряжении, а также об уровне организации труда на предприятии.

Как экономическая категория себестоимость продукции выполняет ряд важнейших функций:

-                          учет и контроль всех затрат на выпуск и реализацию продукции;

-                          определение оптимальных размеров предприятия;

-                          база для формирования оптовой цены на продукцию предприятия и определение прибыли и рентабельности;

-                          экономическое обоснование и принятие любых управленческих решений;

-                          экономическое обоснование целесообразности вложения реальных инвестиций на реконструкцию, техническое перевооружение, расширение действующего предприятия, и т.д.

Получение наибольшего эффекта с наименьшими затратами, экономия трудовых, материальных и финансовых ресурсов зависят от того, как решает предприятие вопросы снижения себестоимости продукции.

Себестоимость продукции находится во взаимосвязи с показателями эффективности производства. Она отражает большую часть стоимости продукции и зависит от изменения условий производства и реализации продукции.



Существенное влияние на уровень затрат оказывают технико-экономические факторы производства. Это влияние проявляется в зависимости от изменений в технике, технологии, организации производства, в структуре и качестве продукции и от величины затрат на ее производство.

Различают следующие виды себестоимости продукции:

-                          цеховая себестоимость – это затраты цеха, связанные с производством продукции;

-                          производственная себестоимость – помимо затрат цехов включает в себя общепроизводственные и общехозяйственные расходы;

-                          полная себестоимость – отражает все затраты на производство и реализацию продукции, слагается из производственной себестоимости и внепроизводственных расходов (расходы на тару и упаковку, транспортировку продукции и прочие расходы);

-                          индивидуальная себестоимость – обуславливается конкретными условиями, в которых действует то или другое предприятие;

-                          среднеотраслевая себестоимость – определяется как средневзвешенная величина и характеризует средние затраты на единицу продукции по отрасли, поэтому она находится ближе к общественно необходимым затратам труда.

В условиях перехода к рыночной экономике роль и значение себестоимости продукции для предприятия резко возрастают.

С экономических и социальных позиций значение снижения себестоимости продукции для предприятия заключается в следующем:

-                          в увеличении прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, а следовательно, в появлении возможности не только в простом, но и в расширенном воспроизводстве;

-                          в улучшении финансового состояния предприятия и снижении степени риска банкротства;

-                          в возможности снижения продажной цены на свою продукцию, что позволяет в значительной мере повысить конкурентную способность продукции и увеличить объем продаж;

-                          в появлении большей возможности для материального стимулирования работников и решения многих социальных проблем коллектива предприятия;

-                          в снижении себестоимости продукции в акционерных обществах, что является хорошей предпосылкой для выплаты дивидендов и повышении их ставки.

Из этого вытекает очень важный вывод, что проблема снижения себестоимости продукции всегда должна быть в центре внимания на предприятиях.



Структура себестоимости – это состав по элементам или статьям и их доля в полной себестоимости.


Структура себестоимости всегда находится в движении и на нее влияют следующие факторы:

1)     географическое местонахождение предприятия;

2)     уровень концентрации, специализации, кооперирования, комбинирования и диверсификации производства;

3)     инфляция и изменение процентной ставки банковского кредита;

4)     ускорение научно-технического прогресса (он влияет на структуру себестоимости многопланово, но основное влияние заключается в том, что под воздействием этого фактора доля живого труда уменьшается, а доля овеществленного труда в себестоимости продукции увеличивается);

5)     специфика (особенности) предприятия. Здесь различают:

-                          трудоемкие предприятия - большая доля заработной платы в себестоимости продукции;

-                          материалоемкие предприятия – большая доля  материальных затрат;

-                          энергоемкие  предприятия – большая доля топлива и энергии в структуре себестоимости.

 Структура себестоимости продукции характеризует следующие показатели:

-                          доля отдельного элемента или статьи в полных затратах;

-                          соотношение между живым и овеществленным трудом;

-                          соотношение между постоянными и переменными затратами;

-                          соотношение между основными и накладными расходами, между производственными и коммерческими (непроизводственными) расходами, между прямыми и косвенными расходами и т.д.

Систематическое определение и анализ структуры затрат на предприятии имеют очень важное значение, в первую очередь для управления издержками на предприятии с целью их минимизации.

Структура затрат позволяет выявить основные резервы по их снижению и разработать конкретные мероприятия по их реализации на предприятии.

Структура затрат на каждом предприятии должна анализироваться как в поэлементном, так и в постатейном разрезе. Это необходимо для управления издержками на предприятии с целью их минимизации.



Используемая литература: конспект по экономике предприятий и организаций, «Экономика предприятия» – под редакцией И.В. Сергеева.

                                                                                                     

                                                                                                        



Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.