Вопрос №1
Предприятие, как субъект и объект рыночных отношений.
Основанием всей системы хозяйственного управления в стране являются предприятия. Любые изменения в системе хозяйственного управления будут бессмысленными, если они благотворно не сказываются на деятельности предприятия.
Предприятие – это структура или самостоятельный хозяйственный субъект, который использует ресурсы для производства продукции, товаров или услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Предприятие занимает центральное место в народно-хозяйственном комплексе любой страны. Это первичное звено общественного разделения труда. Именно здесь создается национальный доход. Предприятие выступает как производитель и обеспечивает процесс воспроизводства на основе самоокупаемости и самостоятельности.
На предприятиях создаются продукция и услуги, необходимые для производственных целей и нужд населения. От того, как они используют свои ресурсы, какую выпускают продукцию по уровню качества и конкурентной способности, как внедряют результаты научно-технического прогресса, зависят экономическое могущество страны и уровень жизни ее граждан.
Предприятие как юридическое лицо – это предприятие, наделенное правами юридического лица прошедшего в установленном порядке государственную регистрацию и отвечающее определенным признакам установленным законодательством страны.
Предприятие владеющее правами юридического лица имеет право свободно распоряжаться имуществом, защищать свои имущественные интересы в судебных, арбитражных и других органах власти, получать кредит, вступать в хозяйственные отношения с другими юридическими или физическими лицами.
Предприятие владеющее правами юридического лица имеет самостоятельный бухгалтерский баланс, расчетный счет и иные счета в банке, где находятся денежные средства, которые используются для расчетов с другими предприятиями и на выплату зарплаты.
При любой форме хозяйствования предприятия играют важнейшую роль в экономике государства.
С макроэкономических позиций предприятия являются основой для:
- увеличения национального дохода, валового внутреннего продукта и валового национального продукта,
- обеспечения обороноспособности государства;
- повышения материального благосостояния всех слоев граждан страны;
- решения проблемы занятости;
- простого и расширенного воспроизводства;
- возможности существования всего государства и выполнения им своих функций (это связано с тем, что значительная часть государственного бюджета формируется за счет налогов и сборов с предприятий);
- решения многих других социальных проблем (эту роль предприятия будут выполнять только в том случае, если они эффективно функционируют).
В зависимости от объемов производства и количества рабочих предприятие может быть малым, средним и крупным.
Предприятия имеют право объединять свою производственную, научную и коммерческую деятельность и создавать следующие объединения:
- ассоциация – это договорное объединение, созданное в целях постоянной координации хозяйственной деятельности;
- консорциум – это временное уставное объединение промышленного и банковского капитала для достижения общей цели;
- корпорация – это договорное объединение на основе сочетания производственных, научных и коммерческих интересов с делегированием отдельных полномочий. Центральным регулированием деятельности каждого из участников;
- концерн – это уставное объединение предприятий промышленности, научных организаций, транспорта, банков, торговли и т.д. на основе полной зависимости от одного или группы предпринимателей.
Предприятие представляет собой такую форму организации хозяйства, при которой индивидуальный потребитель и производитель взаимодействуют посредством рынка с целью решения трех основных экономических проблем: что, как и для кого производить. При этом никто из предпринимателей и организаций сознательно решением этой триады экономических проблем не занят, каждый решает в стихии рынка на индивидуальном уровне.
По согласованию между покупателями и продавцами (спроса и предложения) на каждом из этих рынков рыночная экономика решает одновременно все три проблемы:
1) что производить? – определяется каждодневно голосованием
посредством денег (путем выбора покупателем товара и его
покупки);
2) как производить? – определяется конкуренцией между производителями (каждый стремится использовать новейшие технологии, выиграть ценовую конкуренцию, увеличить прибыль и снизить издержки производства);
3) для кого производить? – определяется соотношением спроса и
предложения на рынках, факторами производства (рабочая сила и
средства производства).
Эти рынки определяют уровень зарплаты, ренты, процента и прибыли, то есть источников из которых складываются доходы. Производитель устанавливает свои цены, перемещая свой капитал в отрасли с высокой прибылью и оставляя нерентабельное производство товара. Все это и определяет, что, как и для кого производить. Здесь решающий фактор функционирования рыночного хозяйства – это прибыль.
В условиях рыночной экономики на эффективность работы предприятия влияют самые разнообразные факторы. В зависимости от направленности действия все факторы можно объединить в две группы: позитивные и негативные. Позитивные факторы – это такие факторы, которые благотворно влияют на деятельность предприятия, а негативные – наоборот.
В зависимости от места возникновения все факторы можно классифицировать на внутренние и внешние. Внутренние факторы зависят от деятельности самого предприятия, т.е. само предприятие их порождает.
Внутренние факторы очень разнообразны и для лучшего понимания, учета, анализа и выявления резервов производства их целесообразно объединить в следующие группы:
1) связанные с совершенствованием организации производства и
труда, управлением предприятием;
2) связанные с организационно-правовой формой хозяйствования;
3) связанные с ускорением научно-технического прогресса и с
инновационной политикой предприятия;
4) связанные со спецификой производства и отрасли;
5) связанные с амортизационной и инвестиционной политикой;
6) связанные с качеством и конкурентной способностью продукции, с
управлением издержками и ценовой политикой;
7) связанные с личностью руководителя и способностью его команды
управлять предприятием в условиях рынка;
8) связанные с созданием благоприятного социально-
психологического климата в коллективе.
Эта классификация чисто условная и она не отражает все многообразие факторов, но позволяет более детально представить внутренние факторы и их влияние на эффективность производства.
Также внутренние факторы можно разделить на:
- объективные факторы – это такие факторы, возникновение которых не зависит от субъекта управления (например, стихийные бедствия, ухудшение горно-геологических условий на горном предприятии);
- субъективные факторы – составляют абсолютное большинство и полностью зависят от субъекта управления, они должны быть всегда в поле зрения и анализа.
Эффективность работы предприятия в условиях рынка в значительной мере зависит и от внешних факторов.
Внешние факторы можно классифицировать в следующие группы:
1) связанные с изменениями политической обстановки как внутри страны, так и в более глобальном масштабе;
2) связанные с инфляционными процессами;
3) связанные с деятельностью государства;
4) связанные с изменением конъюнктуры внутреннего и мирового рынка (в основном это проявляется в изменении спроса и предложения, а также в колебании цен).
Страницы: 1, 2