- валютные поступления резидентов от их участия в фондовых операциях за границей, которые используются для дальнейшего проведения этих операций и покрытия операционных расходов (на период проведения этих операций);
- валютные поступления резидентов от проведения выставок, спортивных, культурных и иных мероприятий за границей, используемые для покрытия расходов по их проведению (на период проведения этих мероприятий).
После завершения строительства, проведения фондовых операций, выставок, спортивных и культурных мероприятий, остаток средств в иностранной валюте в течение 30 дней от даты завершения соответствующих операций и урегулирования всех претензий к резиденту по сделкам должен быть реализован на валютном рынке.
На территории РФ расчеты между резидентами осуществляются в национальной валюте, которая принимается без ограничений в оплату любых требований и обязательств. Использование иностранной валюты, а также любых платежных документов в иностранной валюте допускается только с разрешения Центрального Банка России, который определяет порядок и сферу их обращения.
Использование в отношениях между резидентами иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте на территории РФ допускается в следующих случаях:
- в расчетах между экспортерами и транспортными, страховыми и экспедиторскими организациями в случаях, когда услуги этих организаций по доставке, страхованию и экспедированию грузов входят в цену товара и оплачиваются иностранными покупателями;
- при расчетах импортеров с транспортными, страховыми и экспедиторскими организациями за их услуги;
- при расчетах за транзитные перевозки грузов через территорию РФ;
- за услуги предприятий связи по аренде международных каналов связи для российских предприятий;
- при оплате комиссионного вознаграждения организациям, осуществляющим посреднические операции с иностранными партнерами по заказам поставщиков экспортной и покупателей импортной продукции;
- при расчетах между поставщиками и субпоставщиками продукции на экспорт из валютной выручки, остающейся в распоряжении экспортеров;
- при оплате расходов банковских учреждений и посреднических внешнеэкономических организаций;
- при проведении расчетов, связанных с получением коммерческого и банковского кредита в иностранной валюте и его погашением, а также при проведении операций по покупке и продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке.
С 1 января 1994 года реализация гражданам на территории РФ товаров (работ, услуг) за наличную иностранную валюту запрещена. При этом расчеты между предприятиями и гражданами за покупаемые, последними, на территории РФ товары (работы, услуги) могут осуществляться в рублях и иностранной валюте во всех формах, принятых в международной практике (включая оплату кредитными картами), за исключением расчетов наличной иностранной валютой.
Действующее валютное законодательство запрещает всем участникам внешнеэкономических связей, а также физическим лицам - резидентам вывозить и пересылать за границу, ввозить и пересылать из-за границы облигации государственных займов, акций российских предприятий и организаций в рублях, вывозить аннулированные ценные бумаги, вывозить, ввозить и пересылать за границу и из-за границы российскую валюту, кроме случаев, предусмотренных действующим валютным законодательством. Нормы ввоза из-за границы и вывоза за границу физическими лицами наличной национальной валюты устанавливаются Центральный Банк России.
Ввоз и пересылка иностранной валюты, валютных и иных ценностей из-за границы разрешаются без ограничений, но при условии соблюдения юридическими и физическими лицами почтовых правил и правил таможенного контроля. Объёмы переводов через уполномоченные банки в 2003 году отражены в Таблице 1.
Законодательство разрешает гражданам-резидентам и нерезидентам иметь в собственности валютные ценности, ввезенные, перевезенные или пересланные в РФ из-за границы или приобретенные на территории РФ в соответствии с действующим законодательством, хранить их на счетах во вкладах в уполномоченных банках и использовать на цели, не запрещенные законодательством РФ.
Сделки с валютными ценностями между резидентами, а также резидентами и нерезидентами на территории РФ запрещены, за исключением следующих случаев:
- передачи в дар государству, фондам, организациям на общественные и благотворительные цели;
- дарения валютных ценностей супругу и близким родственникам;
- завещания валютных ценностей или получения их по праву наследования;
- приобретения, продажи и обмена в целях коллекционирования единичных иностранных денежных знаков и монет, в том числе из драгоценных металлов.
Закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" установил не только основные понятия валютного законодательства, обозначил объекты и субъекты валютного контроля, но и определил полномочия различных государственных органов в области валютного регулирования и валютного контроля.
Валютный контроль в РФ осуществляется органами валютного контроля и их агентами. Органами валютного контроля по Закону являются:
1. Центральный банк России;
2. Правительство РФ;
3. Государственный таможенный комитет.
Агенты валютного контроля - это организации, которые в соответствии с законодательными актами РФ могут осуществлять функции валютного контроля. Агенты валютного контроля подотчетны соответствующим органам валютного контроля. Так, например, коммерческий банк "Южный регион" является агентом валютного контроля и подотчетен Центральному Банку России по Ростовской области, а региональные таможни, также являясь агентами, подотчетны Государственному таможенному комитету.
В октябре 1992 г. Законом РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" на Центральный Банк России была возложена функция основного органа валютного регулирования в стране.
Центральный Банк России устанавливает единые формы первичной учетной документации, отчетности и статистики валютных операций, в том числе уполномоченными банками.
Валютный контроль направлен на обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Он осуществляет непосредственно Правительством и Центральным Банком России, а также через агентов валютного контроля, подотчетные органам валютного контроля.
Органы и агенты валютного контроля в пределах своей компетенции вправе проверять все документы, связанные с осуществлением ими функций валютного контроля, получать необходимые объяснения, справки и сведения, изымать документы, содержание которых противоречит действующему валютному законодательству. В их функции входит также приостанавливать операции по счетам в уполномоченных банках, лишать лицензий и разрешений на право ведения валютных операций при непредставлении необходимых документов и информации. В конце 1995 г. функции валютного и экспортного контроля, помимо Центрального Банка России, осуществлялись ГТК, Министерством финансов, Госналогслужбой, Госкомимуществом, Департаментом налоговой полиции, МИД (в части координации с заграницей по пресечению отмывания преступных денег), судебными, правоохранительными органами и Министерством по сотрудничеству со странами участниками СНГ. Координирующим органом деятельности указанных ведомств и министерств, в данной сфере внешнеэкономической деятельности, является Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю (ВЭК России), образованная в соответствии с Указом Президента РФ от 24 сентября 1993 г. № 1444. Агенты валютного контроля в пределах своей компетенции осуществляют контроль за соответствием проводимых валютных операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, проводят соответствующие проверки. По представлению агентов валютного контроля органы валютного контроля имеют право налагать установленные законодательством взыскания.
Важной сферой внешнеэкономической деятельности являются кредитно-расчетные отношения, связанные с движением капитала из одной страны в другую, денежными расчетами за товары и услуги, а также с нетоварными операциями. До недавнего времени все эти операции осуществлял Внешэкономбанк СССР, который поддерживал в этих целях широкие корреспондентские отношения с иностранными банками. На 1 января 1987 г. во всех частях света насчитывалось 1889 таких банков-корреспондентов. В результате ликвидации СССР и реорганизации кредитной системы кредитно-расчетное обслуживание внешнеэкономической деятельности юридических и физических лиц на территории РФ стали осуществлять коммерческие банки в том числе и коммерческий банк "Южный регион". Передача этих операций от банка-монополиста (Внешэкономбанк СССР) коммерческим банкам позволила улучшить кредитно-расчетное обслуживание внешнеэкономической деятельности предприятий и обеспечить клиенту полный комплекс услуг в одном банке.
Однако операции с иностранной валютой могут осуществлять не все коммерческие банки, а только те, которые получили лицензию на проведение валютных операций от Центрального банка России.
Существуют три вида лицензий, позволяющих вести валютные операции: генеральная, расширенная, внутренняя.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19