Рефераты. Понятие предпринимательства и его макросреда

Понятие предпринимательства и его макросреда

ПОНЯТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ЕГО МАКРОСРЕДА

 

Одной из наиболее существенных черт рыночной системы является предпринимательство. Оно оплодотворяет рыночные отношения. Создает и формирует их философию. Дух предприни­мательства считается четвертым фактором производства. Это Божий дар. Предпринимательству в принципе научиться нельзя. Духом, даром предпринимательства обладают примерно 5% бизнесменов.

Когда говорят, что у человека есть дух предпринимательства, то тем самым хотят подчеркнуть его особые качества и свойства как делового человека, бизнесмена. Однако между просто бизнесменом (деловым человеком) и предпринимателем громадная разница. Бизнесмен может производить один и тот же продукт много лет. Печь хлеб из поколения в поколение. Это репродуктивный бизнесмен, но не предприниматель. Предприниматель находится в постоянном поиске нового в производстве. Предприниматель ищет и пробивается на новые рынки, находит новые ресурсы. Предприниматель постоянно генерирует новые идеи в производстве, обслуживании населения. Создает новые товары. Он - источник и движущая сила вдохновляет людей и заставляет их делать не то, что они считают нужным делать, а то, что необходимо ему. Он концентрирует энергию других и направляет ее на реализацию общей цели.

Одна из наиболее характерных черт предпринимателя - его деятельность в условиях неопределенности, может быть, неустойчивости, когда практически невозможно предсказать результат сделки. Следовательно, он чаще других рискует и чаще других выигрывает.

Очевидно, учитывая вышеизложенное, предприниматели - это люди исключительно мобильные и динамичные. Такие качества особенно важны при изменении технологий, спроса, качества, цен, общей потребительской психологии.

Если подвести общий итог сказанному, то суть предприниматель­ства выражается в свободном и организационном новаторстве.

Предпринимательство - это новое мышление. Бизнесмен исходит из традиционных установок, в сущности своей - правильных: макси­мум прибыли при минимуме издержек, рациональная организация труда на предприятии; поиск внутрипроизводственных резервов. Однако при таком подходе предприятие рассматривается как «закрытая система», его цели и задачи заданы заведомо и остаются стабильными, одними и теми же, достаточно долго. Основная страте­гия такой фирмы — рост и углубление специализации производства, а четкое определение функций, правильные команды и контроль - главное в механизме ее управления.

Предприниматель же считает предприятие «открытой системой» и исходит в своей деятельности из этого. Он связывает успех в основном с тем, насколько удачно предприятие приспосабливается к своему внешнему окружению - экономическому, научно-техни­ческому, социально-политическому, сумеет ли он вовремя распознать угрозу для своего существования, не упустит ли возможностей, возникших в данной конкурентной среде, и сможет ли извлечь максимальные выгоды из этих возможностей. Как видим, предпри­нимательство вовсе не отрицает бизнесмена, а опирается на его принципы, исходит из них, но идет значительно дальше. Ищет, рискует и чаще всего - находит.

Коротко сущность предпринимательства можно выразить в его принципах:

1) ориентация на человека - он главная ценность и предприятия, и общества в целом;

2)   беззаветное служение покупателю. Предприятие работает на
него и существует благодаря ему;

3)   создание и поддержание культурной среды фирмы, духа товарищества, взаимного уважения, демократических традиций, соблюдение этических норм поведения;

4) постоянное стремление вырваться вперед. Опередить, успеть, обойти, превзойти конкурента. Максимальное использование преимуществ конкурентной среды.

Так формируется философия предпринимательства, основными чертами которой являются: творческая активность, прагматизм (практичность), этичность (рис. 5).

Другие отличия предпринимательства от простого репродукти­вного бизнеса хорошо видны из табл. 1.

Предпринимательство реализуется в конкретной социально-экономической среде на макроуровне, и оно не может не учитывать ее, поскольку и исходит из этой среды, и приспосабливается к ней. В конечном итоге, предпринимательство - продукт этой среды. Данная среда предпринимательства столь многообразна, что объяснить, изложить все ее аспекты практически невозможно в рамках учебника по общей экономической теории. Ниже приводятся основные ее направления.

Предприниматель должен хорошо разбираться прежде всего в двух вещах: в конкретном экономическом положении своей фирмы и в ее возможностях. Ведь фирма и ее макросреда постоянно и динамично взаимодействуют - здесь нет места спокойствию, статике. Нельзя расслабляться. Поэтому предприниматель должен четко представлять силу и слабость фирмы по отношению к внешней среде, возможности и угрозы, исходящие из внешней среды. Все это необходимо для максимально благополучной адаптации фирмы в своей макросреде: принять меры для наращивания своей мощи и в то же время свести к минимуму слабости фирмы, использовать все возможности, которые вольно или невольно предоставляет ей внешняя среда, тем самым ликвидируя угрозу для своей фирмы или сводя ее к минимуму. Что же конкретно должен учитывать предприни­матель?

 Понятие предпринимательства и его макросреда Экономическая среда. Предприниматель должен четко знать, на какой фазе экономического цикла находится в данный момент экономика страны; в каком состоянии находится внешняя торговля; каковы уровни безработицы и инфляции; устойчива ли налоговая система или постоянно подвергается изменениям; насколько стабилен курс национальной валюты; каков уровень жизни населения в целом и отдельных его слоев в частности. Ведь от учета всех этих элементов экономической среды зависит напрямую благополучие предприни­мателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а  1

 

Сравнение характеристик репродуктивного бизнесмена

и предпринимателя

 

Характеристика

Поведение

Поведение

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.