Размер этого резерва должен составлять не менее 15% уставного фонда. Ежегодно резервный фонд пополняется за счет отчислений, составляющих практически не менее 5% прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Кроме того покрытия возможных убытков от деловых рисков финансовый резерв может быть использован на дополнительные затраты по расширению производства и социальному развитию, разработку и внедрение новой техники, прирост собственных оборотных средств и восполнение их недостатка, на другие затраты, обусловленные социально-экономическим развитием коллектива.
С расширением спонсорской деятельности часть чистой прибыли может быть направлена на благотворительные нужды, оказание помощи театральным коллективам, организацию художественных выставок и другие цели.
Итак, наличие чистой прибыли, создающей стимулирующие условия хозяйственного развития предприятия при переходе к рынку, является важным фактором дальнейшего укрепления и расширения предпринимательской деятельности.
ГЛАВА II. АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
НА ПРИМЕРЕ ОАО “ЭЛЕКТРОАППАРАТНЫЙ ЗАВОД”
2.1. Динамика финансовых результатов
деятельности предприятия.
Большое количество показателей, характеризующих финансовые результаты деятельности предприятия, создает методические трудности их системного рассмотрения. Различия назначения показателей затрудняют выбор каждым участником товарного обмена тех из них, которые в наибольшей степени удовлетворяют его потребности в информации о реальном состоянии данного предприятия, Например, администрацию предприятия интересуют масса полученной прибыли и ее структура, факторы воздействующие на ее величину. Налоговые инспекции заинтересованы в получении достоверной информации о всех слагаемых балансовой прибыли: прибыли от реализации продукции, прибыли от реализации имущества, внереализационных результатах деятельности предприятия и др. Анализ каждого слагаемого прибыли предприятия имеет не абстрактный, а вполне конкретный характер, потому что позволяет учредителям и акционерам выбрать значимые направления активизации деятельности предприятия. Другим участникам рыночных отношений анализ прибыли позволяет выработать необходимую стратегию поведения, направленную на минимизацию потерь и финансового риска от вложений в данное предприятие.
Анализ финансовых результатов деятельности предприятия включает в качестве обязательных элементов исследование, во-первых, изменений каждого показателя за текущий анализируемый период (“горизонтальный анализ” показателей финансовых результатов за отчетный период); во-вторых, исследование структуры соответствующих показателей и их изменений (что принято называть “вертикальным анализом” показателей); в-третьих, изучение хотя бы в самом обобщенном виде динамики изменения показателей финансовых результатов за ряд отчетных периодов (то есть “трендовый анализ” показателей).
Себестоимость продукции, как уже отмечалось, основной фактор, определяющий доходность предприятия, которая характеризуется абсолютными и относительными показателями. К абсолютным относят; прибыль от реализации продукции, доходы от внереализационной деятельности, балансовая прибыль, чистая прибыль. Среди относительных наибольшее значение имеют: уровень рентабельности продукции, структура выручки от реализации продукции, структура балансовой прибыли.
Для динамических исследований в современных условиях сильных инфляционных процессов возрастает значимость относительных показателей для обеспечения их сопоставимости.
Рассмотрим динамику выпускаемой продукции на ОАО “Электроаппаратного завода” за 2002-2003 г.г.
Выпуск продукции в стоимостном и натуральном выражении характеризуется следующими данными (табл. 2.1).
Таблица 2.1
Динамика выпуска продукции на ОАО “Электроаппаратный завод”
_____________________________________________________
Показатели Еди.изм. 2002 2003 03/02, %
Объем пр-ва продукции в млн.руб. 143034 21804 х
действующих оптовых ценах
соответствующего периода
Объем пр-ва продукции в млн.руб. 206627 207640 100,5
действующих сопостави-
мых ценах
Объем реализованной про- млн.руб. 154544 201295 х
дукции в действу-х опто-
вых ценах
Производство основных
видов продукции: ___________________________
Аппаратура низковольтная млн.руб. 167822 173329 103,3
электрическая
Низковольтные комплект- шт. 17897 16918 94,5
ные устройства
Комплектные компл. 634 577 91,1
электроприводы
Панели защиты шт. 509 580 113,9
Комплекты защиты шт. 9123 8142 89,2
Панели энергетические шт. 1886 2163 114,7
Реле управления и защиты шт. 450312 402142 89,3
Контакторы шт. 57895 40043 69,2
Высоковольтная аппаратура млн.руб. 8070 7805 96,7
Устройства комплектные яч. 289 265 91,7
распределительные
Товары народного потребле- млн.руб. 23902 23297 97,5
потребления в действующих
в сопоставимых ценах
В отчетном году предприятие достигло прироста объема производства продукции на 0,5%. Однако по отдельным видам продукции, в том числе и товарам народного потребления выпуск снизился.
Основной причиной, повлиявшей на снижение производства отдельных видов продукции является продолжающийся спад производства машин и оборудования в отраслях машиностроения. Объем реализации продукции (по оплате) составил 93,7% от объема производства, в том числе в отчетном году заключено 2179 договоров на поставку продукции, в том числе:
товаров народного потребления - 12
бартерные поставки - 99
Поставка продукции по видам сложилась следующим образом:
Таблица 2.2
Поставка продукции на ОАО “Электроаппаратный завод” за 2003 год
Вид продукции Поставлено, Уд. вес в
млн. руб. общем объеме
Реле 52552 25,7
Контакторы 19966 9,8
Низковольтные комплектные 39233 19,2
устройства
Панели защиты 19114 9,3
Панели энергетические 13574 6,6
Комплекты защиты 6894 3,4
Комплектные электроприводы 9706 4,7
Комплектные распредустройства 7679 3,8
Товары народного потребления 23914 5,8
Прочие виды продукции 11916 5,8
По сравнению с прошлым годов увеличились поставки по низковольтным комплектным устройствам на 18,9%, по панелям защиты на 8,9%. В то же время уменьшились поставки по реле (к уровню прошлого года они составили 78,6%), по контакторам (78%), комплектам защиты (75,5%), панелям энергетическим (91,6%).
Поставка продукции производилась в 69 административных регионов Российской Федерации, 9 стран ближнего зарубежья и в страны дальнего зарубежья. Доля поставок в Российскую Федерацию составила 91,7%, в страны ближнего зарубежья - 7,2%, в страны дальнего зарубежья - 1,1%
Рассмотрим взаимосвязь и взаимовлияние себестоимости и прибыли. Себестоимость продукции за отчетный период характеризуется следующими данными:
Таблица 2.3
Взаимосвязь себестоимости и прибыли на ОАО “ЭАЗ”
Ед. 2002 2003 Уд. вес в
изм. общей сумме
_____________
2002 2003
Затраты на производ- млн. 112124 162063 100,0 100,0
ство продукции,в т.ч. руб.
Материальные затраты -”- 56041 82613 50,0 50,0
Затраты на оплату
труда -”- 20582 34564 18,3 21,3
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6