Рефераты. Планирование в менеджменте

§         ин­фор­ма­ция, со­б­ран­ная из дос­то­вер­ных ис­точ­ни­ков, как пра­ви­ло, весь­ма дос­то­вер­на;

§         она по­мо­га­ет в си­туа­ци­ях, ко­гда тре­бу­ет­ся пред­ва­ри­тель­ных ана­лиз.

Вто­рич­ная ин­фор­ма­ция об­ла­да­ет и ря­дом об­щих не­дос­тат­ков:

§         имею­щие­ся ин­фор­ма­ция мо­жет не под­хо­дить для це­лей про­во­ди­мо­го ис­сле­до­ва­ния в си­лу сво­ей не­пол­но­ты, слиш­ком об­ще­го ха­рак­те­ра и дру­го­го;

§         вто­рич­ная ин­фор­ма­ция мо­жет быть ста­рой или ус­та­рев­шей;

§         ме­то­до­ло­гия, ле­жав­шая в ос­но­ве сбо­ра дан­ных, мо­жет быть не­из­вест­ной;

§         мо­гут пуб­ли­ко­вать­ся не все ре­зуль­та­ты ис­сле­до­ва­ния;

§         мо­гут су­ще­ст­во­вать про­ти­во­ре­чи­вые дан­ные;

§         на­деж­ность ин­фор­ма­ции не все­гда из­вест­на.

Внут­рен­няя вто­рич­ная ин­фор­ма­ция

До то­го как на­чать рас­хо­до­вать вре­мя и сред­ст­ва на по­иск внеш­ней вто­рич­ной ин­фор­ма­ции или сбор пер­вич­ных дан­ных, ис­сле­до­ва­тель дол­жен изу­чить ин­фор­ма­цию, имею­щую­ся внут­ри ком­па­нии: бюд­же­ты, дан­ные о сбы­те, дан­ные о при­бы­ли и убыт­ках, сче­та кли­ен­тов, дан­ные о за­па­сах, ре­зуль­та­ты пре­ды­ду­щих ис­сле­до­ва­ний и на­пи­сан­ные со­об­ще­ния.

В на­ча­ле го­да боль­шин­ст­во фирм раз­ра­ба­ты­ва­ет бюд­же­т на сле­дую­щие 12 ме­ся­цев, ос­но­ван­ные на про­гно­зах сбы­та. В них оп­ре­де­ля­ют­ся пла­но­вые рас­хо­ды на ка­ж­дый то­вар или ус­лу­гу в те­че­ние го­да. Бюд­жет и дос­ти­же­ние фир­мой бюд­жет­ных це­лей (со­от­вет­ст­вие раз­ра­бо­тан­но­му пла­ну рас­хо­дов) яв­ля­ют­ся хо­ро­ши­ми ис­точ­ни­ка­ми вто­рич­ной ин­фор­ма­ции.

Дан­ные сбы­та час­то ис­поль­зу­ют как по­ка­за­те­ли ус­пе­ха. Ана­ли­зи­руя про­да­жи по от­де­ле­ни­ям, ас­сор­ти­мент­ным груп­пам, от­дель­ным про­дук­там, гео­гра­фи­че­ским ре­гио­нам, про­дав­цам, вре­ме­ни дня, дням не­де­ли и дру­гим фак­тор и со­пос­тав­ляя эти про­да­жи с пре­ды­ду­щи­ми пе­рио­да­ми вре­ме­ни, мар­ке­то­лог мо­жет из­ме­рить ре­зуль­та­тив­ность.

Ес­ли рас­смат­ри­вать толь­ко дан­ные сбы­та, мож­но оши­бить­ся, по­сколь­ку уве­ли­че­ние про­даж не все­гда от­ра­жа­ет бо­лее вы­со­кие при­бы­ли. Эти дан­ные долж­ны ис­поль­зо­вать­ся в увяз­ке со ста­ти­сти­кой при­бы­ли и убыт­ков.

Дан­ные о при­бы­ли и убыт­ках со­дер­жат боль­шой объ­ем ин­фор­ма­ции. По то­му, дос­тиг­ну­та ли за­пла­ни­ро­ван­ная при­быль, мож­но оце­нить ре­аль­ные ре­зуль­та­ты. Есть воз­мож­ность вы­явить вре­мен­ные тен­ден­ции в ус­пе­хе ком­па­нии; ана­ли­зи­ро­вать при­быль по от­дель­ным под­раз­де­ле­ни­ям, про­дав­цам и то­ва­рам; вы­явить силь­ные и сла­бые сто­ро­ны в мар­ке­тин­го­вой про­грам­ме фир­мы на ос­но­ве де­таль­ной раз­бив­ки при­бы­ли и убыт­ков и при­вес­ти к улуч­ше­ни­ям.

Сче­та кли­ен­тов ин­фор­ми­ру­ют о дви­же­нии за­па­сов, про­даж по ре­гио­нам, мак­си­маль­ных пе­рио­дах сбы­та, объ­е­мах сбы­та и про­даж по ка­те­го­ри­ям по­тре­би­те­лей. На­при­мер, кли­ен­тов, при­об­ре­таю­щих то­ва­ры в кре­дит, мож­но про­ана­ли­зи­ро­вать по гео­гра­фи­че­ским рай­онам, имею­щим­ся обя­за­тель­ст­вам, пе­рио­дам по­га­ше­ния, по­ку­пае­мым то­ва­рам, по­лу, воз­рас­ту или дру­гим де­мо­гра­фи­че­ским по­ка­за­те­лям.

Дан­ные о за­па­сах по­ка­зы­ва­ют объ­ем при­об­ре­тен­ной про­дук­ции, про­из­вод­ст­ва, за­па­сов, от­гру­зок и про­даж на про­тя­же­нии го­да.

Пла­ни­ро­ва­ние за­па­сов улуч­ша­ет­ся, ко­гда из­вес­тен срок вы­пол­не­ния за­ка­зов (из­лиш­ний объ­ем хра­ня­щей­ся про­дук­ции для пре­дот­вра­ще­ния ее не­хват­ки).

Со­об­ще­ния пре­ды­ду­щих ис­сле­до­ва­ний, ос­но­ван­ные на ре­зуль­та­тах про­шлых мар­ке­тин­го­вых раз­ра­бо­ток, час­то хра­нят­ся для бу­ду­ще­го ис­поль­зо­ва­ния. Ко­гда ра­бо­та ис­поль­зу­ет­ся впер­вые, она пред­став­ля­ет со­бой пер­вич­ные дан­ные.

Даль­ней­шие ссыл­ки на от­че­ты вто­рич­ны, по­сколь­ку они ис­поль­зу­ет­ся не для пер­вич­ной це­ли. При оцен­ке зна­чи­мо­сти ис­сле­до­ва­ния сле­ду­ет учи­ты­вать срок его под­го­тов­ки.

Внеш­няя вто­рич­ная ин­фор­ма­ция

Ес­ли ис­сле­до­ва­тель­ская про­бле­ма не бы­ла раз­ре­ше­на с по­мо­щью внут­рен­ней вто­рич­ной ин­фор­ма­ции, фир­ма долж­на ис­поль­зо­вать внеш­ние ис­точ­ни­ки — пра­ви­тель­ст­вен­ные и не­пра­ви­тель­ст­вен­ные.

Ком­мер­че­ские ис­сле­до­ва­тель­ские ор­га­ни­за­ции про­во­дят пе­рио­ди­че­ские и ра­зо­вые ис­сле­до­ва­ния и пре­дос­тав­ля­ют их ре­зуль­та­ты кли­ен­там за пла­ту. Этот тип ис­сле­до­ва­ния вто­ри­чен, ес­ли фир­ма вы­сту­па­ет как под­пис­чик и спе­ци­аль­но для нее де­лать ни­че­го не на­до.

Пер­вич­ные дан­ные пред­став­ля­ют со­бой толь­ко что по­лу­чен­ную ин­фор­ма­цию для ре­ше­ния кон­крет­ной ис­сле­дуе­мой про­бле­мы или во­про­са. Они не­об­хо­ди­мы в тех слу­ча­ях, ко­гда дос­ко­наль­ных ана­лиз вто­рич­ных све­де­ний не в со­стоя­нии обес­пе­чить не­об­хо­ди­мую ин­фор­ма­цию.

Что­бы оце­нить об­щую зна­чи­мость пер­вич­ных дан­ный, ис­сле­до­ва­тель дол­жен взве­сить их дос­то­ин­ст­ва и не­дос­тат­ки.

Пер­вич­ные дан­ные име­ют сле­дую­щие прин­ци­пи­аль­ные дос­то­ин­ст­ва:

§         со­би­ра­ют­ся в со­от­вет­ст­вии с точ­ны­ми це­ля­ми дан­ной ис­сле­до­ва­тель­ской за­да­чи;

§         ме­то­до­ло­гия сбо­ра дан­ных кон­тро­ли­ру­ет­ся и из­вест­на ком­па­нии;

§         все ре­зуль­та­ты дос­туп­ны для ком­па­нии, ко­то­рая мо­жет обес­пе­чить и сек­рет­ность для кон­ку­рен­тов;

§         от­сут­ст­ву­ют про­ти­во­ре­чи­вые дан­ные из раз­лич­ных ис­точ­ни­ков;

§         на­деж­ность мо­жет быть оп­ре­де­ле­на (при же­ла­нии);

§         ес­ли вто­рич­ная ин­фор­ма­ция не от­ве­ча­ет на все во­про­сы, то сбор и ана­лиз пер­вич­ных дан­ных — един­ст­вен­ный спо­соб по­лу­чить не­об­хо­ди­мые све­де­ния.

Не­дос­тат­ки пер­вич­ных дан­ных:

§         сбор пер­вич­ных дан­ных мо­жет за­нять мно­го вре­ме­ни;

§         мо­гут по­тре­бо­вать­ся боль­шие за­тра­ты;

§         не­ко­то­рые ви­ды ин­фор­ма­ции не мо­гут быть по­лу­че­ны;

§         под­ход ком­па­нии мо­жет но­сить ог­ра­ни­чен­ный ха­рак­тер;

§         фир­ма мо­жет быть не­спо­соб­ной со­би­рать пер­вич­ные дан­ные.

Итак, в про­цес­се оп­ре­де­ле­ния про­пор­ций про­из­вод­ст­ва превалирующую роль иг­ра­ет сбор вто­рич­ной ин­фор­ма­ции. На основании собранной информации и ее анализа проводится прогнозирование.

Анализ информации и прогнозирование

Пла­ни­ро­ва­ние и прогнозирование все­гда ори­ен­ти­ру­ет­ся на дан­ные про­шло­го, но стре­мит­ся оп­ре­де­лить и кон­тро­ли­ро­вать раз­ви­тие пред­при­ятия в пер­спек­ти­ве. По­это­му на­деж­ность прогнозирования за­ви­сит от точ­но­сти полученной и обработанной информации — фак­ти­че­ских по­ка­за­те­лей про­шло­го.

Воз­мож­ные раз­но­вид­но­сти про­гно­зов мож­но пред­ста­вить в ви­де сле­дую­ще­го ря­да:

1.       Эко­но­ми­че­ские про­гно­зы — но­сят пре­иму­ще­ст­вен­но об­щий ха­рак­тер и слу­жат для опи­са­ния со­стоя­ния эко­но­ми­ки в це­лом по ком­па­нии или по кон­крет­ным из­де­ли­ям.

2.       Про­гно­зы раз­ви­тия кон­ку­рен­ции — ха­рак­те­ри­зу­ют воз­мож­ную стра­те­гию и прак­ти­ку кон­ку­рен­тов, их до­лю на рын­ке и так да­лее.

3.       Про­гно­зы раз­ви­тия тех­но­ло­гии — ори­ен­ти­ру­ют поль­зо­ва­те­ля от­но­си­тель­но пер­спек­тив раз­ви­тия тех­но­ло­гий.

4.       Про­гно­зы со­стоя­ния рын­ка — ис­поль­зу­ют­ся для ана­ли­за рын­ка то­ва­ров.

5.       Со­ци­аль­ное про­гно­зи­ро­ва­ние — ис­сле­ду­ет во­про­сы, свя­зан­ные с от­но­ше­ни­ем лю­дей к тем или иным об­ще­ст­вен­ным яв­ле­ни­ям.

Неформальные ме­то­ды про­гно­зи­ро­ва­ния

На­гляд­ная ин­фор­ма­ция — это ин­фор­ма­ция, по­лу­чае­мая от средств мас­со­вой ин­фор­ма­ции (кро­ме пе­чат­ных ор­га­нов), а так­же смеж­ни­ков, по­став­щи­ков, кон­ку­рен­тов.

Ма­те­ри­аль­ные рас­хо­ды по­лу­че­ния та­кой ин­фор­ма­ции не­зна­чи­тель­ны, од­на­ко тре­бу­ют боль­шо­го ко­ли­че­ст­ва вре­ме­ни.

Пись­мен­ная ин­фор­ма­ция — это ин­фор­ма­ция, по­лу­чае­мая из пе­чат­ных ис­точ­ни­ков пе­рио­ди­че­ской пе­ча­ти. Так же, как и на­гляд­ная, пись­мен­ная ин­фор­ма­ция не име­ет глу­бо­ко­го ха­рак­те­ра и бы­ст­ро ус­та­ре­ва­ет.

Про­мыш­лен­ный шпио­наж — ин­фор­ма­ция, по­лу­чен­ная по­сред­ст­вом про­мыш­лен­но­го шпио­на­жа, из­на­чаль­но, как важ­ней­шая, на­хо­дит­ся под за­щи­той поль­зо­ва­те­ля. Та­кая ин­фор­ма­ция яв­ля­ет­ся наи­бо­лее цен­ной.

Ко­ли­че­ст­вен­ные ме­то­ды про­гно­зи­ро­ва­ния

При­ме­не­ние та­ких ме­то­дов це­ле­со­об­раз­но в слу­ча­ях ус­той­чи­вой экс­т­ра­по­ля­ци­он­ной на­прав­лен­но­сти ис­сле­дуе­мо­го яв­ле­ния. Ина­че го­во­ря, лишь то­гда, ко­гда мож­но пред­по­ло­жить, что дея­тель­ность в про­шлом име­ла оп­ре­де­лен­ную тен­ден­цию, ко­то­рую мож­но ожи­дать и в пер­спек­ти­ве, имею­щей­ся ин­фор­ма­ции дос­та­точ­но для вне­се­ния воз­мож­ных кор­рек­тив и вы­яв­ле­ния ста­ти­сти­че­ски дос­то­вер­ных за­ви­си­мо­стей.

Ка­че­ст­вен­ные ме­то­ды про­гно­зи­ро­ва­ния

Ана­ли­зи­руя дея­тель­ность пред­при­ятия, со­став­ляя про­гноз его функ­цио­ни­ро­ва­ния, ана­ли­тик не все­гда рас­по­ла­га­ет ин­фор­ма­ци­ей, дос­та­точ­ной для ко­ли­че­ст­вен­ных ме­то­дов про­гно­зи­ро­ва­ния, а иной раз выс­шее ру­ко­во­дство фир­мы по­про­сту не по­ни­ма­ет слож­ных ме­то­дов ко­ли­че­ст­вен­но­го про­гно­зи­ро­ва­ния, что, в лю­бом слу­чае, тре­бу­ет при­ме­не­ния ка­че­ст­вен­ных ме­то­дов про­гно­зи­ро­ва­ния.

Ка­че­ст­вен­ные ме­то­ды про­гно­зи­ро­ва­ния пред­по­ла­га­ют об­ра­ще­ние к мне­нию экс­пер­тов — лю­дей наи­бо­лее ком­пе­тент­ных по ис­сле­дуе­мым во­про­сам.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.