Рефераты. Планирование в менеджменте

За­тра­ты де­неж­ных средств, на­прав­лен­ные в ча­ст­но­сти на вос­про­из­вод­ст­во ка­пи­та­ла. Ин­ве­сти­ции реа­ли­зу­ют­ся пу­тем кре­ди­то­ва­ния, пря­мых за­трат де­неж­ных средств, по­куп­ки цен­ных бу­маг.

К ка­пи­таль­ным вло­же­ни­ям обыч­но от­но­сят:

§         до­пол­не­ние: но­вые ос­нов­ные сред­ст­ва, ко­то­рые уве­ли­чи­ва­ют про­из­вод­ст­вен­ные мощ­но­сти без за­ме­ны су­ще­ст­вую­ще­го обо­ру­до­ва­ния;

§         об­нов­ле­ние или за­ме­на: обо­ру­до­ва­ние, при­об­ре­тен­ное для за­ме­ны ана­ло­гич­ных ос­нов­ных средств, при­бли­зи­тель­но та­кой же мощ­но­сти;

§         усо­вер­шен­ст­во­ва­ние или мо­дер­ни­за­ция: ка­пи­таль­ные за­тра­ты, ве­ду­щие к фак­ти­че­ской за­ме­не или из­ме­не­нию ос­нов­ных средств.

Од­ной из важ­ней­ших час­тей фи­нан­со­вых ре­сур­сов яв­ля­ет­ся кас­со­вое пла­ни­ро­ва­ние, то есть про­цесс оцен­ки всех ис­точ­ни­ков по­сту­п­ле­ния и рас­хо­дов на­лич­ных средств в те­че­ние оп­ре­де­лен­но­го пе­рио­да вре­ме­ни. Имен­но пло­хое управ­ле­ние на­лич­но­стью яв­ля­ет­ся глав­ной при­чи­ной фи­нан­со­во-эко­но­ми­че­ских труд­но­стей: от­сут­ст­вие на­лич­ных средств ско­рее при­во­дит к бан­крот­ст­ву, не­же­ли от­сут­ст­вие при­бы­ли. Ос­нов­ная за­да­ча здесь — оп­ре­де­лить ми­ни­маль­ный раз­мер обо­рот­но­го ка­пи­та­ла, не­об­хо­ди­мо­го для пре­вра­ще­ния на­лич­но­сти в то­вар­ные за­па­сы, за­тем в де­би­тор­скую за­дол­жен­ность и, на­ко­нец, вновь в на­лич­ные.

Обо­рот­ным ка­пи­та­лом обыч­но счи­та­ет­ся пре­вы­ше­ние мо­биль­ных средств (те­ку­щих ак­ти­вов) над обя­за­тель­ст­ва­ми.

В ка­че­ст­ве ста­би­ли­зи­рую­ще­го фак­то­ра долж­ны вы­сту­пать спе­ци­аль­ные ре­зер­вы и фон­ды, фи­нан­си­руе­мые как из при­бы­ли, так и из из­дер­жек. Опыт по­ка­зы­ва­ет, что пред­при­ятия долж­ны обя­за­тель­но на­ка­п­ли­вать на­лич­ные сред­ст­ва, что­бы иметь их на пред­стоя­щие ну­ж­ды — уп­ла­ту на­ло­гов, по­га­ше­ние дол­гов, за­ме­ну обо­ру­до­ва­ния, вы­пла­ту пен­сии и по­со­бий.

Ис­сле­до­ва­ния и раз­ра­бот­ки влия­ют на при­быль пред­при­ятия. Толь­ко пред­при­ятия, имею­щие боль­шую до­лю на рын­ке, мо­гут вкладывать сред­ст­ва в на­уч­ные ис­сле­до­ва­ния и раз­ра­бот­ки, по­лу­чая ве­со­мую от­да­чу. Рас­че­ты по­ка­зы­ва­ют, что ес­ли фир­ма рас­хо­ду­ет на НИ­ОКР бо­лее 3% обо­ро­та, то она ра­бо­та­ет с уров­нем рен­та­бель­но­сти по­ряд­ка 26%. Ис­сле­до­ва­ния и раз­ра­бот­ки силь­нее влия­ют на рен­та­бель­ность, чем уве­ли­че­ние до­ли на рын­ке. Ма­лым пред­при­яти­ям не ре­ко­мен­ду­ет­ся ис­поль­зо­вать дорогостоящие тех­но­ло­гии, так как это при­ве­дет к па­де­нию при­бы­ли.

При­ве­ден­ные вы­ше ви­ды пла­ни­ро­ва­ния да­ют наи­луч­ший эф­фект, ес­ли их ис­поль­зо­вать пра­виль­но. Лю­бая ком­па­ния долж­на при­ме­нять как дол­го­сроч­ное, так и крат­ко­сроч­ное пла­ни­ро­ва­ние. На­при­мер, при пла­ни­ро­ва­нии про­из­вод­ст­ва про­дук­та как од­но­го из важ­ней­ших эле­мен­тов ры­ноч­ной стра­те­гии це­ле­со­об­раз­но при­ме­нять дол­го­сроч­ное и опе­ра­тив­ное пла­ни­ро­ва­ние в со­во­куп­но­сти, так как пла­ни­ро­ва­ние про­из­вод­ст­ва про­дук­та име­ет свои спе­ци­фи­че­ские чер­ты и оп­ре­де­ля­ет­ся по­став­лен­ной це­лью, сро­ка­ми ее дос­ти­же­ния, ви­дом то­ва­ра и так да­лее.

Выбор цели — первостепенная задача планирования

Одной из наиболее важных задач в планировании является установление цели, для достижения которой формируется, функционирует и развивается любое предприятие. В общем, установление целей для предприятия означает:

§         раз­ра­бот­ку об­щих це­лей;

§         оп­ре­де­ле­ние кон­крет­ных, де­та­ли­зи­ро­ван­ных це­лей на за­дан­ный, срав­ни­тель­но ко­рот­кий пе­ри­од вре­ме­ни (2, 5, 10 лет);

§         оп­ре­де­ле­ние пу­тей и средств дос­ти­же­ния цели;

§         кон­троль над дос­ти­же­ни­ем по­став­лен­ных це­лей пу­тем со­пос­тав­ле­ния пла­но­вых по­ка­за­те­лей с фак­ти­че­ски­ми показателями.

Первым и, может быть самым существенным решением при планировании будет выбор целей предприятия. Предприятия, которые, вследст­вие своего размера, испытывают необходимость в многоуров­невых системах, нуждаются также в нескольких широко сформулированных целях, также как и в более частных целях, связанных с общими целями организации.

Основная общая цель предприятия, четко выраженная причина его существования, обозначается как его миссия. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии.

Миссия детализирует статус предприятия и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных организационных уровнях. Формулировка мис­сии предприятия должна содержать следующее:

1.       Задача предприятия с точки зрения его основных услуг или изделий, его основных рынков и основных технологий

2.       Внешняя среда по отношению к фирме, которая опре­деляет рабочие принципы предприятия

3.       Культура организации.

Некоторые руководители никогда не заботятся о выборе и формулировании миссии своей организации. Часто эта мис­сия кажется для них очевидной. Если спросить типичного представителя мелкого предпринимательства, в чем его мис­сия, ответом, вероятно, будет: «Конечно, получать прибыль». Но если тщательно обдумать этот вопрос, то, несоответствие выбора прибыли в качестве общей миссии становится ясным, хотя, несомненно, она является существенной целью.

Прибыль представляет собой полностью внутреннюю проблему предприятия. Поскольку организация является от­крытой системой, она может выжить, в конечном счете, только если будет удовлетворять какую-то потребность, находя­щуюся вне ее самой. Чтобы заработать прибыль, необходи­мую ей для выживания, фирма должна следить за средой, в которой функционирует. Поэтому именно в окружающей среде руководство подыскивает общую цель организации. Необходимость выбора миссии была признана выдающимися руководителями задолго до разработки теории систем. Генри Форд, руководитель, хорошо понимающий значение при­были, определил миссию «Форд» как предоставление людям дешевого транспорта.

Выбор такой узкой миссии организации, как прибыль, ограничивает возможность руководства изучать допустимые альтернативы при принятии решения. В результате ключевые факторы могут быть не рассмотрены и последующие решения могли привести к низкому уровню эффективности организа­ции.

В общем, це­ли фир­мы могут быть следующие:

1.       Об­щие (гло­баль­ные) цели, раз­ра­бо­тан­ные для фир­мы в це­лом, должны от­ра­жать кон­цеп­цию фир­мы; должны быть раз­ра­бо­та­ны на дли­тель­ную пер­спек­ти­ву; оп­ре­де­ля­ть ос­нов­ные на­правле­ния про­грамм раз­ви­тия фир­мы; долж­ны быть чет­ко сфор­му­ли­ро­ва­ны и увя­за­ны с ре­сур­са­ми; должны ран­жи­ро­ва­ться по прин­ци­пу при­ори­тет­но­сти.

2.       Спе­ци­фи­че­ские це­ли, раз­ра­ботанные в рам­ках об­щих це­лей по ос­нов­ным ви­дам дея­тель­но­сти в ка­ж­дом про­из­вод­ст­вен­ном под­раз­де­ле­нии фир­мы, которые вы­ра­жа­ют­ся в ко­ли­че­ст­вен­ных и ка­че­ст­вен­ных по­ка­за­те­лях (рен­та­бель­ность, нор­ма при­бы­ли).

3.       Дру­гие спе­ци­фи­че­ские це­ли (под­це­ли):

3.1.     по мар­ке­тин­гу (уро­вень про­даж, ди­вер­си­фи­ка­ция, сис­те­ма рас­пре­де­ле­ния, объ­ем сбы­та);

3.2.     на­уч­ные ис­сле­до­ва­ния и раз­ра­бот­ки (но­вые то­ва­ры, ка­че­ст­во про­дук­ции, тех­но­ло­ги­че­ский уро­вень);

3.3.     про­из­вод­ст­во (из­держ­ки, ка­че­ст­во, эко­но­мия ма­те­ри­аль­ных ре­сур­сов, но­ва­я и усо­вер­шен­ст­во­ван­ная про­дук­ция);

3.4.     фи­нан­сы (струк­ту­ра и ис­точ­ни­ки фи­нан­си­ро­ва­ния, ме­то­ды рас­пре­де­ле­ния при­бы­ли, ми­ни­ми­за­ция на­ло­го­об­ло­же­ния);

Це­ли долж­ны быть:

1.       кон­крет­ны­ми и из­ме­ри­мы­ми;

2.       ориентированными во вре­ме­ни (дол­го­сроч­ные, сред­не­сроч­ные, крат­ко­сроч­ны­ми);

3.       дос­ти­жи­мы­ми;

4.       взаи­мо­под­дер­жи­ваю­щи­ми (не­про­ти­во­ре­чи­вы­ми).

За­да­чи выбора цели оп­ре­де­ля­ют­ся ка­ж­дой фир­мой са­мо­стоя­тель­но в за­ви­си­мо­сти от дея­тель­но­сти, ко­то­рой она за­ни­ма­ет­ся. В це­лом же цели лю­бой фир­мы сво­дят­ся к следующему:

1.       По­вы­ше­ние кон­тро­ли­руе­мой до­ли рын­ка.

2.       Пред­ви­де­ние тре­бо­ва­ний по­тре­би­те­ля.

3.       Вы­пуск про­дук­ции бо­лее вы­со­ко­го ка­че­ст­ва.

4.       Обес­пе­че­ние со­гла­со­ван­ных сро­ков по­ста­вок.

5.       Ус­та­нов­ле­ние уров­ня цен с уче­том ус­ло­вий кон­ку­рен­ции.

6.       Под­держа­ние ре­пу­та­ции фир­мы у по­тре­би­те­лей.

Роль информации в планировании

Для пла­ни­ро­ва­ния не­об­хо­ди­мо со­би­рать и об­ра­ба­ты­вать так на­зы­вае­мую вто­рич­ную ин­фор­ма­цию.

Вто­рич­ная ин­фор­ма­ция пред­став­ля­ет со­бой дан­ные, со­б­ран­ные ра­нее для це­лей, от­лич­ных от свя­зан­ных с ре­ше­ни­ем ис­сле­дуе­мой про­бле­мы. Не­за­ви­си­мо от то­го, дос­та­точ­на ли она для ре­ше­ния, ее низ­кая це­на и от­но­си­тель­но бы­ст­рая дос­туп­ность тре­бу­ет, что­бы пер­вич­ные дан­ные не со­би­ра­лись до за­вер­ше­ния тща­тель­но­го по­ис­ка вто­рич­ной ин­фор­ма­ции. Что­бы оце­нить ее об­щую цен­ность, ис­сле­до­ва­тель дол­жен со­пос­та­вить ее дос­то­ин­ст­ва и не­дос­тат­ки.

Вто­рич­ная ин­фор­ма­ция име­ет сле­дую­щие об­щие дос­то­ин­ст­ва:

§         мно­гие ви­ды не­до­ро­ги, по­сколь­ку не ну­жен сбор но­вых дан­ных (это от­но­сить­ся, в ча­ст­но­сти, к ма­те­риа­лам фирм, от­рас­ле­вым пуб­ли­ка­ци­ям, пра­ви­тель­ст­вен­ным из­да­ни­ям, пе­рио­ди­че­ской пе­ча­ти и так да­лее);

§         ин­фор­ма­ция обыч­но со­би­ра­ет­ся бы­ст­ро;

§         час­то име­ет­ся не­сколь­ко ис­точ­ни­ков ин­фор­ма­ции;

§         ис­точ­ни­ки ин­фор­ма­ции (на­при­мер, пра­ви­тель­ст­вен­ные) мо­гут со­дер­жать дан­ные, ко­то­рые фир­ма не мо­жет са­ма по­лу­чить;

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.