Рефераты. Перспектива развития межбюджетных отношений на 2005-2010 гг.

Конституция закрепила состав субъектов Российской Федерации. В нее вошли 89 субъектов: 21 республика, 10 автономных округов, 6 краев, 1 ав­тономная область, 49 областей и 2 города федерального значения — Моск­ва и Санкт-Петербург. Все субъекты Федерации признаны равноправными между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государствен­ной власти.

В то же время Конституция сохранила элементы неопределенности стату­са (правомочий) субъектов Федерации. В частности, в надстроечных воп­росах (язык, гражданство, право на принятие не устава, а Конституции) рес­публики получили больший статус, чем нереспублики. В некотором смысле особое положение среди субъектов Федерации заняли автономная область и автономные округа, входящие в состав иных субъектов Федерации. Не были полностью урегулированы вопросы разделения полномочий между фе­деральным и региональным уровнями, нечетко определены предметы веде­ния (ст. 71 и 72). Кроме того, Конституция предоставила федеральному пра­вительству право заключать с регионами двусторонние соглашения. Все эти моменты создают основу возникновения проблемы асимметричных бюджетных взаимоотношений в Федерации.[4]

2.   Современное состояние межбюджетных

 отношений в России

 

2.1  Взаимоотношения  региональных бюджетов с федеральным центром сегодня


Достижение устойчивого экономического роста в России, стабильного социально-экономического раз­вития регионов невозможно без создания оптимальной системы бюджетных отношений. В современных усло­виях важно обеспечить направленность реформирова­ния процесса исполнения региональных и местных бюджетов на создание эффективных средств управле­ния региональными и муниципальными финансовыми ресурсами.

Современное состояние межбюджетных отношений в Российской Федерации в значительной степени зависит от того, как они складываются между федеральным цен­тром и регионами.

Прошло 10 лет с тех пор, как в 1994 г. перешли на формализованный метод определения финансовой по­мощи субъектам Федерации, цель которого - исклю­чить субъективное влияние, как выше, так и нижестоя­щих органов власти на результаты расчетов.

За последние три года произошло существенное про­движение вперед в реформировании межбюджетных отношений. Вместе с тем, в Послании Президента Рос­сийской Федерации Федеральному Собранию в мае 2003 г. в числе причин, препятствующих России всерьез про­тивостоять стоящим перед ней угрозам, названа и та, что «иждивенческие настроения не отступают, а рас­тут». Это — результат и действующего механизма меж­бюджетных отношений.[5]

Рассмотрим анализ доходов и расходов консолидиро­ванных бюджетов Российской Федерации в расчете на одного жителя за 2000 г. (табл. 1 и 2) и 2003 г. (табл.3 и 4).

Таблица 2.1

Группировка субъектов РФ по доходам консолидированных бюджетов

в расчете на одного жителя в 2000 г. (в руб.)

п/п

Показатели


Количество субъектов РФ в данной группе


Средний доход по группе


Максимальное значение в группе


Минимальное значение в группе


1


свыше 20000


8


30687,6


67128.7


22941,0


2


от 15000 до 20000


3


15459.4


156373


15113,3


3


от 10000 до 15000


5


10520


13480,8


10148,1


4


от 5000 до 10000


20


6413,1


9368.6


5092.9


5


менее 5000


52


3550,3


4994.6


2395,6




Итого


88


7207,6


67128.7


2395.6


Сазонов С.П. Финансовое обеспечение регионов. //Финансы №10, 2004г., с. 7

В 2000 г. 8 территорий России имели доходы в расче­те на одного жителя свыше 20000 руб. Максимальное значение доходов в расчете на одного жителя у Таймыр­ского (Долгано-Ненецкого) АО - 67128,7 руб., мини­мальное — 2395,6 руб. — у Пензенской области. Разница между максимальным и минимальным показателями по доходам - 28 раз.

Таблица2.2

  Группировка субъектов РФ по расходам консолидированных бюджетов в расчете

 на одного жителя в 2000 г. (в руб.)

№ п/п


Показатели


Количество субъектов РФ в данной группе


Средний расход по группе


Максимальное значение в группе


Минимальное значение в группе


1


свыше 20000


9


27417,1


62745,2


20034.1


2


от 15000 до 20000


2


15054,6


15380,5


15014.0


3


от 10000 до 15000


3


10310,3


1.1012,2


10119,5


4


от 5000 до 10000


21


6504.3


9850,9


5041/1


5


менее 5000


53


3592,1


4970,1


2384,5




Итого


88


6970,1


62745,2


2384,5



Сазонов С.П. Финансовое обеспечение регионов. //Финансы №10, 2004г., с. 8

9 регионов имели расходы на одного жители свыше 20000 руб. Максимальное значение расходов на одного жителя у Ханты-Мансийского АО - 62745,2 руб. У 53 регионов России расходы в расчете на одного жителя составляют менее 5000 руб. Минимальный показатель у Пензенской области - 2384,5 руб. Разница между мак­симальным и минимальным показателями по расходам в расчете на одного жителя — более 26 раз.

Таблица2.3

Группировка субъектов РФ по доходам консолидированных бюджетов в расчете

на одного жителя в2003 г (в руб.)

п/п


Показатели


Количество субъектов РФ в данной групп

Средний доход по групп

Максимальное значение в группе

Максимальное значение в групп

Минимальное значение в групп

1

свыше 20000

15

37800.6

161566,1

20107,3

2


от 15000 до 20000


7


16137,5


17548,5


15054,3


3


от 10000 до 15000


24


11750,5


14877,5


10001,7


4


от 5000 до 10000


42


8142,7


9795,6


6089,8




Итого

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.