Рефераты. Переходная экономика: закономерности становления и развития

 

   Позитивное воздействие приватизационной программы на эффективность функционирования предприятий достижимо лишь в комплексе мер по финансовой стабилизации, либерализации цен, демонополизации производства, развитию различных рынков и открытию экономики для импорта товаров и капиталов. Собственно приватизация в условиях переходной экономики не ведет автоматически к появлению устойчивых жизнеспособных предприятий (а скорее наоборот, к отмиранию неконкурентноспособных производств), она лишь создает необходимые экономико-правовые предпосылки для этого. 

   Действие рыночного механизма хозяйствования возможно лишь при наличии свободных цен, выступающих индикатором соотношения спроса и предложения, поэтому одной из главных составляющих реформ в переходной экономике является либерализация цен. Для того чтобы раскрыть суть реформы цен нужно ответить на три вопроса: зачем нужна эта реформа, какие последствия может иметь либерализация цен и как должно действовать государство во время и после либерализации.

 

6.    Либерализация цен.

   6.1. Цели и последствия либерализации. 

 

   Либерализация цен в переходной экономике призвана обеспечить: эффективность экономики в целом; формирование рыночного механизма ценообразования, ориентирующегося на потребителя. Однако на пути перехода возникает множество сложностей, не позволяющих достигнуть намеченных результатов. Это наличие огромного числа государственных предприятий, не имеющих достаточных стимулов для роста прибыли за счет снижения затрат; слабая конкурентная среда; высокая степень монополизма; недостатки организации свободной торговли, позволяющие уходить от налогов; поведение покупателя и продавца в условиях инфляционного ожидания.

   Сама по себе  либерализация не ведет к повышению эффективности производства, она лишь позволяет предприятиям вести собственную ценовую политику, вместе с этим предприятия должны учитывать не только затраты производства для определения цен, но и спрос на  собственную продукцию. В период трансформации экономики фирме для того чтобы повысить уровень прибыльности и рентабельности производства можно незначительно поднять цену и желанная цель будет достигнута, не утруждая себя заботами о снижении издержек производства. Поэтому для становления нормального процесса рыночного ценообразования необходимо вмешательство государства в образование цен и проведение системы преобразований, направленных на становление условий для рыночного ценообразования.

   6.2. Роль государства в реформе цен.

   Роль государства в управлении рыночными ценами в период их становления не может ограничиваться лишь введением либерализации цен. Она должна быть существенной, включая нейтрализацию отрицательных социальных последствий либерализации цен. Но это не означает возврата к административному установлению цен или введение прямой фиксации уровней цен. Основное направление в управлении – это создание предпосылок для перехода к ценам рыночного равновесия. При этом нужно выделить основные приоритеты государственной политики, направленной на становление и укрепление рыночных цен: создание условий конкурентного ценообразования; подавление инфляционного развития свободных цен; поддержание относительной стабильности цен рыночного равновесия.

   Создание конкурентной среды в переходной экономике затруднена высокой степенью монополизации производства. Борьба с монополизмом на рынке – существенная часть государственного регулирования в ходе трансформации экономики. 

   Другим не менее важным компонентом государственной политики подавления инфляционного свободных цен. Инфляционная спираль работает по следующей схеме: рост розничных цен, заработной платы, себестоимости, оптовых и закупочных цен, розничных цен. Наиболее удобной точкой для разрыва этой спирали являются розничные цены. Сфера производства товаров народного потребления и услуг для населения является наиболее подготовленной для восприятия рыночного механизма ценообразования, а приостановление инфляции в розничных ценах более достижимо, особенно при государственной поддержке.

   Для подавления инфляционного развития свободных цен необходимо использовать комплекс мер как косвенного, так и прямого воздействия на цены. Среди косвенных методов наиболее значимым является кредитно-денежная политика, призванная ограничить количество денег в обращении. Для подавления инфляции вызванной ростом издержек, необходимо ослабить давление на цены налогов и отчислений на социальное страхование, посредством проведения мягкой фискальной политики.                       

   Объектом прямого воздействия на уровень цен, прибыльности и рентабельности могут быть монополизированные капитальные производства. Ограничивая цены на средства производства, можно увеличить объем производимых в стране потребительских благ, т.к. эта мера позволяет уменьшить издержки вновь открываемым производствам.

 

По мере относительной стабилизации цен методы государственного регулирования должны меняться, ориентируясь при этом на практику их регулирования в странах с развитой рыночной экономикой. В мировой практике применяются весьма разнообразные формы и методы государственного как косвенного, так и прямого регулирования. К косвенны методам относятся методы, при помощи которых государство регулирует поведение объектов, участвующих в процессе ценообразования. При помощи прямых методов государство непосредственно воздействует на порядок, методы определения и уровень цен. Сюда можно отнести регламентирование порядка определения издержек и нормы прибыли, верхнего и нижнего пределов цен.

   При всем выше сказанном следует учесть, что чрезмерное административное вмешательство государство непременно приведет к снижению производства и другим нежелательным последствиям.  

   Экономические реформы, проводимые в постсоциалистических странах, оказывают огромное влияние на социальную сферу и требуют вмешательства государства. Поэтому изучение вопроса о социальной справедливости включено в данную работу. Существует общепринятая взаимосвязь задач становления рынка, с одной стороны, и стабилизации (подъема) производства и решения социальных проблем – с другой: рынок – средство, рост производства и тем более удовлетворение социальных потребностей – цель. Подменять же цель средством недопустимо. При всей справедливости данного утверждения нельзя не видеть, что действительность куда сложнее данной схеме.

 

7.    Практические вопросы переходной экономики.

7.1.        Приватизация в России.

    В переходной экономики одним из основных моментов реформ является приватизация государственной собственности, призванная обеспечить эффективность производства. В России приватизация рассматривалась как важнейшее средство преобразования командной экономики в рыночную. С этой точки зрения при оценке эффективности приватизации на первый план должен выступать не немедленный экономический эффект, который достигается при изменении формы собственности, а воздействие приватизации на формирование более эффективной, чем прежняя, рыночной хозяйственной системы. Главной  целью приватизации было становление новой системы хозяйства и формирование новых институтов, позволяющих существенно увеличить эффективность экономики как в целом, так и на микроуровнях.

 

   С 1991 года в России началась апробация схем и методов приватизации. Было предложено несколько методов, уже апробированных в Восточной Европе, включая бесплатную раздачу или продажу по низким ценам коллективам предприятий, продажу с аукционных торгов, акционирование и продажу или распределение акций государством, бесплатную раздачу населению с помощью ваучеров.

 

   7.2. Малая приватизация.

   Первые два года с июня 1992 г., после принятия государственной программы приватизации, предполагалась приватизация по нескольким схемам. Предполагалось начать с приватизации малых предприятий. К 1 мая 1993 г. 13,6% приватизированных предприятий розничной торговли были проданы на аукционе, 36% посредством коммерческих конкурсов, 40,4%  было снято в аренду и затем выкуплено служащими и 13,6% превращено в акционерные компании, что также сводилось к выкупу служащими. Такое распределение имущества привело к тому, что служащие выкупили 69,9% всех приватизированных предприятий розничной торговли, что существенно выше доли аутсайдеров (внешних владельцев), и, следовательно имели возможность проводить политику фирм в интересах служащих. Это чревато занижением доли прибыли при росте заработных плат и других социальных выплат коллективу (зарплата в России облагается меньшим налогом чем прибыль).   

   К концу 1993 г. в России в ходе малой приватизации, начатой в 1992 г, было приватизированно около 70% предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Наиболее активно процесс приватизации проходил в городах Европейской части России. Было приватизированно около 80 000 малых предприятий. Такая активность объяснялась тем, что приватизировали мелкие предприятия местные органы власти, причем доход от приватизации шел в местный бюджет. Скорость приватизации снизилась с 3 500 предприятий в месяц в 1993 г. до 2 000 в месяц в 1994 г. Вызвано это было политическими причинами и тем, что местные власти стали предлагать больше убыточных предприятий. К первому сентябрю 1994 г. общее количество приватизированных предприятий возросло до 106 000.

 

   7.3. Крупномасштабная массовая приватизация.

   Основной задачей российских реформ все же была приватизация 25 000 крупных и средних промышленных предприятий, которые составляли основу российской экономики. Малая приватизация послужила первой проверкой приватизационных структур. Раздел государственной собственности между различными административными уровнями уже произошел, и были узаконены варианты приватизации. Оставалось трансформировать государственные предприятия в акционерные общества, создать спрос на приватизируемую собственность, для чего были выпущены ваучеры, и затем произвести реальную приватизацию.  

   С самого начала предполагалось крупные и некоторые средние предприятия трансформировать в акционерные общества. Цель акционирования, или комерциализации, – сделать предприятия независимыми от государственной администрации и определить величину их собственности. Это был способ ужесточить бюджетные ограничения и одновременно предоставить предприятиям большую свободу действий.

   Указ об акционировании предписывал всем приватизирумые предприятия преобразовать в акционерные общества открытого типа к 1 ноября 1992 г. После акционирования всеми акциями владело государство в лице  Госкомимущества (ГКИ). Совет директоров новообразуемых акционерных обществ должен был состоять из представителей ГКИ, администрации предприятия, рабочих, банкиров. После приватизации совет директоров избирается акционерами, как в любой частной компании.

   Как и следовало ожидать, акционирование походило не так быстро. К апрелю 1994 г. около 80% из 20 000 крупных и средних предприятий, намеченных приватизации были превращены в акционерные общества. Для того чтобы провести акционирование, собиралось собрание трудового коллектива и выбирался один из трех вариантов приватизации. К концу 1993 г. 79% коллективов выбрали второй вариант, при котором 51% акций выкупается по низкой цене работающими; около 17% выбрали первый вариант, при котором 25% акций отдается работающим бесплатно; и только 1% коллективов выбрал третий вариант с выкупом директорами. В то же время еще 3% предприятий (включая ранее взятых в аренду) были выкуплены работающими. Рабочие на предприятии (особенно администрация) занимали сильную позицию, и захватили столько собственности, сколько смогли. Но уже в последующие годы представительство работников в собрании акционеров уменьшилось: зачастую работники продавали акции не приносящие прибыль.

   Приватизация предприятий проводилась в несколько этапов. На первом этапе собственность предприятий распространялась среди работников, а на втором этапе проводился ваучерный аукцион. Хотя большая часть акций была отдана бесплатно или дешево продана работникам предприятий, ваучерные аукционы стали важным событием в процессе приватизации. Ваучерный процесс завершал процесс приватизации, поднимая частную собственность над 65-процентной отметкой, после чего предприятие могло считаться частным.

   Первые ваучерные аукционы были проведены в декабре 1992 г. К июню 1994 г. около 14 000 предприятий было продано на ваучерных аукционах. Недостаток информации об аукционах существенно уменьшил количество аутсайдеров. А это была одна из основных целей ваучерной приватизации, чтобы привлечь не только работников предприятий, но и граждан и юридических лиц не имеющих отношение к приватизируемым предприятиям.

 

   7.4. Итоги приватизации.

   В марте 1994 г. А.Чубайс заявил: “Более половины нашего валового национального продукта уже производится вне государственного сектора”[9]. Перевод половины экономики из государственного сектора в частные руки всего за два года был, по мнению Андерса Ослунда, величайшим достижением. Столь быстрой приватизации не было ни в одной из стран Восточной Европы. Появились десятки миллионов новых собственников, что позволило говорить о восстановлении института частной собственности, существовавшего в России до 1928 г. 

   Розничная торговля и общественное питание почти полностью перешли в частное владение. В области услуг преобладали также частные компании. В государственном управлении остались предприятия оборонной промышленности, энергетики, железнодорожного транспорта, добывающих отраслей и других отраслей, но уже с другими бюджетными ограничениями нежели раньше. 

   В первые постприватизационные годы не последовало многими ожидаемого повышения эффективности производства. Но для того чтобы возникла эффективность нужно проводить целый комплекс мер, направленных на улучшение управления предприятиями, полную спецификацию прав собственности, стабилизацию экономики в целом. Только в этом случае следовало ожидать высокие результаты приватизации уже в среднесрочном периоде, как, например, это произошло в Польше. В Росси же напротив нестабильная политическая среда, нежелание большой части населения проводить либеральные реформы привели к торможению реформ и развертыванию таких негативных процессов переходной экономики, как инфляция, огромное сокращение производства (на 53% в 1997 г. по сравнению с 1990 г.) и безработица. Другим негативным аспектом приватизации стало увеличение коррупции при продаже предприятий. Только за 10 месяцев 1993 г. органы внутренних дел РФ выявили свыше 3,7 тыс. преступлений в сфере приватизации.

 

   Положительным эффектом приватизации должно было стать формирование института частной собственности, со всеми правами и обязанностями собственников. Но отсутствие спецификации прав (как в случае с правом собственности на землю) и огромные трансакционные издержки сделали неполноценным этот институт, который можно сравнивать с институтами развитых стран начала века.

   Безусловно, что в среднесрочном периоде многие допущенные ошибки должны быть исправлены. И активную роль в этом процессе должно занимать государство. Росси предстоит пройти путь занявший в странах с развитой рыночной экономикой более столетия. Как в 50-60-е годы усиливалась роль государства в мире, так в России на втором этапе трансформации следует ожидать такое же усиление для исправления тех просчетов, существующих в переходной экономике. Это вмешательство в рыночные процессы должно проходить очень разумно, чтобы не усугубить проблемы переходной экономики. 

   Снижение роли государства на третьем этапе предполагается после стабилизации экономики, окончательного становления института частной собственности и повышения эффективности производства. 

 

8.    Внутриэкономическая либерализация.

   Свободное предпринимательство на национальном уровне включает ряд различных элементов: свободу цен, торговли и организации производства. Либерализация производства в России была проведена в 1990 г. в законе о предпринимательской деятельности.

   В 1991 г. система цен находилась в состоянии полного хаоса. В стране создался огромный денежный навес (чрезмерное предложение денег), а инфляция сдерживалась только административными методами. При этом стал возникать свободный коммерческий сектор с нерегулируемыми и очень высокими ценами.

   В январе 1991 г. в значительной степени были отпущены оптовые, но не розничные цены. К апрелю 1991 г. доля фиксированных цен сократилась до 55% объема розничного товара. Но результатом такой неверной концепции стало повышение цен на розничные товары на 142%, а на оптовые цены – 236%[11]. При этом объем производства снизился на 11%, а как известно одним из решений прекращения роста цен является наполнение рынка потребительскими товарами.

   В центре внимания российской радикальной реформы было полномасштабное дерегулирование цен. Необходимо было в самом начале переходного периода быстро и повсеместно ликвидировать контроль над ценами. 2 января 1992 было отпущены цены практически на все товары. В принципе свободными стали 80% цен на товары производственного назначения (кроме энергоносителей и транспорта) и 90% цен на потребительские товары (исключение составили товары первой необходимости).  

   Региональным властям было разрешено назначать максимальные цены на основные продукты питания и услуги по своему усмотрению, но все дотации еще не приватизированных предприятий они должны были покрывать из местных бюджетов. Кроме того был установлен потолок наценки на потребительские товары равный 25%. Все эти меры были призванны ограничить инфляцию, при этом не возвращаясь к прежнему жесткому контролю. Однако в 1993 г. существовала огромная инфляция, не позволившая достигнуть высоких результатов реформ.

   В целом проведенная либерализация явилась одним из тех волевых шагов, позволивших, несмотря на сопротивление некоторых производственных структур (имеющих свое лобби), организовать целый ряд последующих радикальлных реформ. Итогом либерализации цен стала огромная инфляция из-за незнания людей как действоватть в такой ситуации, но все-таки это был краткосрочный эффект вызванный не эффективностью производства.

 

 

 

  

                         Список используемой литературы:

1. Политическая экономия. Экономическая энциклопедия. т.1. М. Наука. 1968, с.548

2. Учебник по основам экономической теории, Камаев В.Д. Владос. Москва

3.    Теория переходной экономики под ред. В.В. Герасименко. МГУ. 1997г.

4.    Илларионов А. Природа российской инфляции. “Вопросы экономики”. 1995г. №3.

5.    Экономика переходного периода. / Под ред. В.В.Радаева. М. 1995.

6.    Итоги и проблемы приватизации государственных и       

     муниципальных предприятий. Вопросы экономики. 1994 г.     

     №6. Стр. 34.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.