Рефераты. Пенсионная реформа в Украине

Кроме того, современная демографическая ситуация требует скорейшего внедрения второго уровня пенсионной системы, поскольку солидарная система эффективна лишь при условии расширенного воспроизводства поколений. В условиях депопуляции, которая будет оставаться основной тенденцией демографического развития Украины в ближайшие 50 лет, солидарная система будет финансово неспособной обеспечить достойный уровень пенсий. По прогнозам до 2055 г. численность населения Украины уменьшится, по оптимистическому варианту, на треть, а по пессимистическому – вдвое. Численность  населения будет сокращаться, несмотря на рост рождаемости и продолжительности жизни, причем в структуре населения будет уменьшаться именно доля лиц трудоспособного возраста. Как следствие, нагрузка на население трудоспособного возраста увеличится с современных 394‰ до 872‰ в 2055 г. Даже постепенное повышение пенсионного возраста женщин позволит сдерживать рост этой нагрузки лишь до 2015 г., а в дальнейшем она будет продолжать увеличиваться.

В Украине негосударственные пенсионные фонды уже созданы. Однако они еще не получили надлежащего развития, несовершенным остается нормативно-правовое регулирование условий участия в негосударственном пенсионном обеспечении страховых организаций и банков.   

Количество негосударственных пенсионных фондов в Украине по состоянию на начало 2008 г. почти достигло отметки 100 фондов. Активы негосударственных пенсионных фондов по результатам работы в 2007 г. выросли более чем вдвое и достигли приблизительно 300 млн. грн.

Распределение негосударственных пенсионных фондов по видам отражено на рисунке 2.2.

 

           

Рисунок 2.2 – распределение НПФ по видам по состоянию на 31.12.2007 г.

 
 

Региональное распределение выглядит следующим образом: наибольшее количество НПФ зарегистрировано в Киеве – 65 из 97; остальные размещены в регионах (Днепропетровская обл. – 10, Донецкая обл. – 5; Харьков – 4; Львов – 4; Ивано-Франковск – 4; Симферополь – 1; Сумы – 1; Черкассы – 1; Херсон – 1; Запорожье – 1.

Активами НПФ управляют 44 компании по управлению активами, 16 из которых заключили договора на обслуживание с несколькими НПФ.

На конец III квартала 2007 г. участниками НПФ по заключенным контрактам являются почти 260 тыс. физических лиц, что составляет около 1,3% экономически активного населения Украины трудоспособного возраста. Наибольшее количество вкладчиков – вкладчики открытых НПФ. Основные показатели деятельности НПФ на конец 2007 г. отражены в табл. 2.2.


Таблица 2.2 – Основные показатели деятельности НПФ на конец 2007 г.

Название

Единица измерения

На конец 2007 г.

Общее количество НПФ, внесенных в Реестр финансовых учреждений

шт.

97

Количество администраторов НПФ, имеющих соответствующую лицензию

шт.

40

Общее количество участников НПФ

тыс. лиц

278,7

Общее количество вкладчиков НПФ

шт.

42315

Пенсионные взносы

млн. грн.

237,2

Чистая стоимость пенсионных активов НПФ

млн. грн.

278,5

Инвестиционный доход НПФ

млн. грн.

68,1


Остаются нерешенными вопросы по созданию новых надежных финансовых инструментов, которые смогут обеспечить доходность пенсионных активов. Законодательно не урегулирован вопрос о выпуске в обращение средне- и долгосрочных государственных ценных бумаг Украины, ипотечных и долговых ценных бумаг, депозитных сертификатов и валютных депозитов украинских коммерческих банков с выплатой валютных процентов.

Нет четких позиций относительно сроков практического проведения пенсионной реформы с учетом нынешнего состояния экономики, демографической ситуации, а также стабилизации пенсионной системы. Одобренная Стратегия развития пенсионной системы имеет декларативный характер и требует неотложной разработки конкретных мер по ее выполнению и надлежащему организационному, кадровому и материально-техническому обеспечению.

Если жизнеспособность пенсионной реформы в ближайшее время не будет подтверждена, это повлияет на сроки введения всеобщей обязательной накопительной системы в наиболее благоприятный период (2008-2009 гг.) и отложит существенное увеличение пенсионных доходов граждан на более поздний срок, создаст дополнительные проблемы для государственного бюджета и Пенсионного фонда Украины, при этом инвестирование пенсионных средств в экономику и развитие финансовых рынков вообще растянется на неопределенное время.

Таким образом, предпосылками успешного реформирования пенсионного обеспечения в Украине должно быть:

-  сбалансированность солидарной пенсионной системы как основы пенсионного обеспечения украинских граждан;

-  разработка  и создание необходимой стабильной политической, экономической и регулятивной среды в стране, организационное объединение наличного интеллектуального потенциала ученых, ведущих специалистов для работы над проектами нормативно-правовых актов по вопросам пенсионной реформы, осуществление пенсионной реформы, ускорение принятия Закона о введении всеобщей обязательной накопительной системы государственного пенсионного страхования;

-  способность правительственных структур поддерживать макроэкономические показатели (экономический рост, инфляцию), обеспечить стабильность валюты, низкий уровень безработицы и т.д.;

-  готовность финансового рынка к восприятию больших объемов финансовых ресурсов, поступающих из накопительной пенсионной системы, и к помещению их в приемлемые для инвестирования финансовые инструменты – акции, государственные ценные, муниципальные и корпоративные облигации, ипотечные ценные бумаги, банковские депозиты и т.д.;

-  административная способность центральных и местных органов исполнительной власти взимать налоги, в том числе на общеобязательное государственное пенсионное страхование и обеспечение на этой основе финансовой стабильности солидарной пенсионной системы;

-  ликвидация высоких рисков, связанных с возможным сокращением поступлений в солидарную систему государственного пенсионного страхования в связи с уплатой части страховых взносов в Накопительный фонд, а также наличие реального плана финансирования из государственного бюджета с целью ликвидации дефицита солидарной системы на переходный период введения обязательной накопительной системы;

-   повышение уровня ответственности центральных и местных органов государственной власти за выполнение утвержденных мер и соблюдение сроков реализации требований принятых нормативно-правовых актов по проведению пенсионной реформы.

Таким образом, в целом проведение пенсионной реформы в полном объеме должно обеспечить рост и стабильные выплаты пенсий, стать мощным фактором инвестирования отечественной экономики.          

  

3 Международные стандарты построения пенсионной системы

        

Реформирование системы пенсионного обеспечения в странах мира происходит по разным схемам в зависимости от экономических условий, имеющихся политических структур, особенностями распределения ответственности между государством и частным сектором, исторического развития страны. Существуют определенные международные стандарты построения пенсионной системы.

Существует много классификаций пенсионных систем, однако способ финансирования пенсионных выплат является одним из важнейших критериев такой классификации.

В мировой практике применяется солидарная (или перераспределительная) и накопительная схемы финансирования. Характерным признаком солидарной системы является то, что пенсионные выплаты финансируются из текущих доходов, формируемых за счет взносов работодателей и работников. Эти взносы аккумулируют и немедленно перераспределяют в виде пенсионных выплат в пользу пенсионеров. Перераспределительная система, как правило, является государственной формой пенсионного обеспечения.

Преимуществом солидарной системы является отсутствие значительных расходов на ее администрирование, определенность в механизме перераспределения средств и установлении ставки отчислений, стабильность источников доходов, формируемого за счет налоговых отчислений из фонда оплаты труда.

Однако перераспределительный способ финансирования характеризуется наличием льгот по уплате, не имеющих финансового обоснования, высокой зависимостью от демографических показателей.

Максимальная граница пенсий в солидарной системе определяется путем ограничения размера фонда оплаты труда, с которого взимаются пенсионные взносы, или установлением максимальной величины пенсии. Согласно украинскому законодательству максимальная величина заработной платы, с которой платятся страховые взносы и которая учитывается для начисления пенсии, не должна превышать 7 средних заработных плат в стране (ст. 41 ЗУ «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании»).

Минимальный размер пенсии определяется по тем же принципам, что и максимальная граница, или как процент к минимальной заработной плате.

В накопительной системе до момента осуществления пенсионных выплат происходит аккумулирование средств застрахованных лиц в пенсионных фондах и их дальнейшее инвестирование с целью получения дополнительной прибыли.

Как правило, в накопительной системе пенсионного обеспечения льготы отсутствуют. размер пенсионных выплат определяется как соотношение накопленных средств к средней ожидаемой продолжительности жизни. Рассчитанная таким образом сумма выплат называется аннуитетом.

Вместе с тем административное управление накопительной схемой имеет высокую стоимость: от 0,3% (в развитых странах) до 20% (в странах с переходной экономикой) от величины активов пенсионных фондов.

Пенсионные системы также классифицируются по принципу обязательности и добровольности участия в пенсионной системе работников. Обязательность участия предусматривает ответственность государства перед застрахованными лицами обеспечить осуществление пенсионных выплат в установленных размерах. Со своей стороны, государство законодательно обязывает участников системы осуществлять взносы.

Добровольность предусматривает возможность предоставления застрахованному лицу право самостоятельно принимать решение об участии в системе с целью получения дополнительных доходов за счет дополнительных накоплений. При этом ответственность за последствия инвестирования пенсионных средств в той или иной степени переходит от государства к человеку. Если в большинстве стран мира существуют ограничения, касающиеся инвестиционной деятельности, то в таких странах как Австрия, Австралия, Великобритания, Исландия, Испания, США такие ограничения отсутствуют вообще.

Виды индексации также являются критерием, по которому классифицируются пенсионные системы. Индексация применяется с целью защиты покупательной способности сбережений. Как правило, индексация проводится тремя путями:

-  пересмотр размера пенсий согласно нормам, предусмотренным в законодательстве о социальном обеспечении;

-  периодическое внесение поправок в порядок, установленный законодательством;

-  по специальному решению правительства.

В мировой практике цены индексируются согласно росту цен, средней заработной плате, или применяется смешанный принцип индексации. В Украине согласно новому пенсионному законодательству, кроме индексаций пенсий, предусмотрено их увеличение не менее чем на 20% темпов роста средней заработной платы в стране.

Виды схемы налогообложения зависят от имеющейся системы пенсионного страхования.

В солидарной системе пенсионные взносы взимаются в виде начислений на заработную плату с их дальнейшим перераспределением. В накопительной системе взносы используются на финансирование необходимых выплат или аккумулируются, а потом инвестируются в отрасли экономики. В таких промышленно развитых странах как Великобритания, Швейцария, США пенсионные средства составляют 85% ВВП и являются источником для формирования частных накоплений, которые обеспечивают поступление капитала в промышленность и доходы пенсионеров.  

Пенсионные накопления могут облагаться налогами на трех этапах: во время взимания налогов, при начислении инвестиционного дохода, на этапе осуществления выплат. При этом правительствами могут быть введены налоговые льготы в тех или иных формах для того, чтобы смягчить применение фиксированных ставок налогообложения. В Канаде, Великобритании и США налоговые льготы, применяемые к налогообложению пенсионеров, составляют 3% в структуре общего налогового дохода.

Согласно Конвенции Международной организации труда №102 от 28.061952 г. определены следующие виды социального обеспечения, которые отражены в табл. 3.1.

Вид социального обеспечения

Характеристика

Пособие по старости

самый распространенный вид помощи, обуславливает высокий уровень затрат на его выплату; выплата пенсий прекращается, если пенсионер продолжает работать и получать доход от своей деятельности, или может быть уменьшена

Пособие в случае трудового увечья или профессионального заболевания

выплачивается по факту несчастного случая на производстве или определенных профессиональных заболеваний

Семейное пособие

предоставляется в виде периодических выплат или предоставления детям пищи, одежды, условий для отдыха; общая сумма пособия должна составлять не менее 3% заработной платы неквалифицированного работника мужского пола из расчета на каждого ребенка или 1,5% от зарплаты, умноженные на количество детей  

Пособие в связи с беременностью и родами

включает как минимум врачебную помощь до и после родов, госпитализацию, предоставление периодических выплат

Пособие по инвалидности

выплачивается в случае неспособности лица осуществлять любую деятельность, дающую прибыль

Пособие в связи с потерей кормильца

в случае потери средств к существованию вдовой или ребенком в случае потери кормильца

 

В латиноамериканских странах основную роль играет накопительная система, в большинстве промышленно развитых странах сохранилась солидарная пенсионная система как обязательная составляющая в системе пенсионного страхования, страны Восточной Европы избрали преимущественно смешанную систему, которая объединяет в себе преимущества солидарности поколений с преимуществами обязательных долгосрочных накоплений.

Таким образом, реформирование пенсионной системы Украины строится на основе международных стандартов построения пенсионных систем. Страны, которые давно начали реформирование пенсионных систем, имели много вариантов стратегий его осуществления, однако к тому времени не было возможности предусмотреть долгосрочные проблемы социально-экономического характера. Учитывая это, Украина имеет преимущество, касающееся возможности учета опыта тех стран, которые прошили путь реформирования пенсионной системы.    



ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Реформирование системы пенсионного обеспечения в странах мира происходит по разным схемам в зависимости от экономических условий, имеющихся политических структур, особенностями распределения ответственности между государством и частным сектором, исторического развития страны. Проводимая в Украине пенсионная реформа столкнулась с рядом трудностей, вызванных нестабильным экономическим положением, неотлаженностью законодательства, демографическими проблемами. В целом проект реформирования пенсионной системы вписывается в рамки международных стандартов и направлен на обеспечение рота и стабильной выплаты пенсий, а также пенсионная реформа станет мощным фактором инвестирования экономики. Для успешного завершения реформирования пенсионной системы необходимо  разработать  и создать необходимую стабильную политическую, экономическую и регулятивную среду в стране, организационное объединение наличного интеллектуального потенциала ученых, ведущих специалистов для работы над проектами нормативно-правовых актов по вопросам пенсионной реформы, поддерживать макроэкономические показатели (экономический рост, инфляцию), обеспечить стабильность валюты, низкий уровень безработицы и т.д. 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1                   Бахмач А. Развитие системы негосударственного пенсионного обеспечения в Украине // Вестник Пенсионного фонда Украины. – 2008. - № 3. – с. 12-13.

2                   Гнибиденко И. Пенсионная реформа в Украине: состояние, проблемы, перспективы // Экономика Украины. – 2007. –  № 4. – с. 4-11.

3                   Малецкий А. Накопительная система // Вестник Пенсионного фонда Украины. – 2007. - № 1. – с. 20-21

4                   Морозова Е. Международные стандарты построения пенсионной системы // Вестник Пенсионного фонда Украины. – 2004. - № 9. – с. 17-19.

5                    Морозова Е. Международные стандарты построения пенсионной системы (продолжение)  // Вестник Пенсионного фонда Украины. – 2005. - № 1. – с. 16-17.

6                    Пидлиснюк В. Обеспечиваем введение накопительной системы // Пенсионного фонда Украины. – 2007. - № 11. – с. 17.

7                   http://www.pension.kiev.ua 


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.