МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АКАДЕИМЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
Кафедра «Бухгалтерский учет и аудит»
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Налоги и налогообложение»
на тему «Пенсионная реформа в Украине»
2008
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1Структура пенсионной системы в Украине
2 Состояние и проблемы пенсионной реформы
3 Международные стандарты построения пенсионной системы
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
События и процессы, происшедшие в Украине за последнее десятилетие, характеризуются многими изменениями в экономической, социальной и общественной жизни. Им присуща стремительная динамика, которая не обошла и вопросы национальной безопасности Украины, составной частью которой все больше выступает социальная безопасность. Наряду со многими другими социальными вопросами, которые приходится решать Украине, важной составной частью является пенсионная реформа, начавшаяся в 2004 г. Данная реформа должна стать основой социальной защиты пенсионеров, доля которых в настоящее время составляет 28,4%.
Пенсионная реформа продвигается медленно, что связано с экономической и демографической ситуацией в стране. В целом проведение пенсионной реформы в полном объеме должно обеспечить рост и стабильные выплаты пенсий, стать мощным фактором инвестирования отечественной экономики. Однако в связи с влиянием определенных факторов процесс реформирования на данном этапе неэффективен. На данном этапе главной задачей правительства является разработка конкретных мер по реализации пенсионной реформы в Украине.
Структура пенсионной системы отражена в Законе Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 9 июля 2003 года № 1058-IV и Законе Украины «О негосударственном пенсионном обеспечении» от 9 июля 2003 года № 1057-IV. Пенсионная система является трехуровневой:
1 Первый уровень — солидарная система общеобязательного государственного пенсионного страхования, базирующаяся на принципах солидарности и субсидирования и осуществления выплаты пенсий и предоставления социальных услуг за счет средств Пенсионного фонда на условиях и в порядке, предусмотренных законодательством.
2 Второй уровень — накопительная система общеобязательного государственного пенсионного страхования, базирующаяся на принципах накопления средств застрахованных лиц в Накопительном фонде и осуществления финансирования расходов на оплату договоров страхования пожизненных пенсий и единовременных выплат на условиях и в порядке, предусмотренных законом.
3 Третий уровень — система негосударственного пенсионного обеспечения, базирующаяся на принципах добровольного участия граждан, работодателей и их объединений в формировании пенсионных накоплений в целях получения гражданами пенсионных выплат на условиях и в порядке, предусмотренных законодательством о негосударственном пенсионном обеспечении.
Первый и второй уровни системы пенсионного обеспечения в Украине составляют систему общеобязательного государственного пенсионного страхования. Второй и третий уровни системы пенсионного обеспечения в Украине составляют систему накопительного пенсионного обеспечения.
В таблице 1.1 отражены субъекты системы пенсионного страхования в Украине.
Таблица 1.1 – Субъекты системы пенсионного страхования в Украине
Субъекты
Характеристика
Субъектами солидарной системы
застрахованные лица, а в отдельных случаях, определенных законодательством, – члены их семей и прочие лица
физическое лицо, которое подлежит общеобязательному государственному пенсионному страхованию и уплачивает (уплачивало) и/или за которого уплачиваются или уплачивались в установленном законом порядке страховые взносы на общеобязательное государственное пенсионное страхование
страхователи
работодатели и другие лица, которые уплачивают страховые взносы на общеобязательное государственное пенсионное страхование
Пенсионный фонд
уполномоченный банк
банк, который осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности и производит расчетно-кассовые операции со средствами Пенсионного фонда
предприятия, учреждения, организации, осуществляющие выплату и доставку пенсий
Субъекты системы накопительного пенсионного обеспечения
лица, от имени и в пользу которых осуществляется накопление и инвестирование средств
предприятия, учреждения, организации и физические лица, осуществляющие перечисление взносов в систему накопительного пенсионного обеспечения
Накопительный фонд
целевой внебюджетный фонд, который аккумулирует страховые взносы застрахованных лиц, учитываемые на накопительных пенсионных счетах и инвестируемые в целях получения инвестиционного дохода в пользу застрахованных лиц, пенсионные активы которого используются для оплаты договоров страхования пожизненных пенсий или единовременных выплат застрахованным лицам, а в случаях, предусмотренных предусмотренные законодательством, членам их семей или наследникам и на другие цели
негосударственные пенсионные фонды
негосударственный пенсионный фонд, созданный и действующий в соответствии с законодательством о негосударственном пенсионном обеспечении
юридические лица, осуществляющие административное управление Накопительным фондом и негосударственными пенсионными фондами и управление их пенсионными активами
хранитель
банк, осуществляющий свою деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности и соответствующий требованиям законодательства в части хранения и обслуживания средств Накопительного фонда
страховые организации
юридические лица, исключительным видом деятельности которого является страхование жизни, имеет соответствующую лицензию, выданную в установленном законодательством порядке, и осуществляет страхование и выплату пожизненных пенсий
Виды пенсионных выплат отражены в таблице 1.2.
Таблица 1.2 – Виды пенсионных выплат
За счет средств Пенсионного фонда в
солидарной системе назначаются следующие пенсионные выплаты
За счет средств Накопительного фонда, учитываемых на накопительных
пенсионных счетах, осуществляются следующие пенсионные выплаты
пенсия по возрасту
пожизненная пенсия с установленным периодом
пенсия по инвалидности вследствие общего заболевания (в том числе увечья, не
связанного с работой, инвалидности с детства
пожизненная обусловленная пенсия
пенсия в связи с потерей кормильца
пожизненная пенсия супругов
единовременная выплата
Реформа солидарной системы предполагает:
- охват системой обязательного государственного пенсионного страхования всех работающих граждан (в том числе и тех, кто обеспечивает себя работой самостоятельно, а также наемных работников в частном секторе экономики);
- введение новой формулы начисления пенсий, которая подразумевает расширение периода расчета заработной платы при назначении размеров пенсии (на основании данных системы персонифицированного учета взносов), отнесение к страховому стажу периодов, за которые уплачены страховые взносы, зависимость будущего размера пенсий от величины заработной платы, с которой уплачивались пенсионные взносы. Сегодняшним пенсионерам будет дано право на перерасчет назначенной им пенсии по условиям законодательства;
- сохранение права выхода на пенсию в 55 и 65 лет, с одновременной возможностью более позднего выхода а пенсию с повышением размеров пенсии от 3% за один год отсрочки выхода на пенсию до 85,32% за десять лет более позднего выхода на пенсию. Кроме того, в случае отсрочки времени выхода на пенсию, увеличится период, в течение которого лицо уплачивает взносы в Пенсионный Фонд, а значит и размер пенсии соответственно увеличится;
- размер источников финансирования пенсий, назначенных по разным пенсионным программам. На первом этапе – разграничение источников финансирования с государственным бюджетом, на втором – постепенное переведение финансирования досрочных пенсий в систему негосударственных профессиональных и корпоративных пенсионных фондов;
- экономическое стимулирование граждан до выхода на пенсию в более позднем возрасте без законодательного повышения действующего пенсионного возраста;
- финансирование из государственного бюджета дефицита денежных средств в рамках солидарной системы, в случае его возникновения;
- постепенное введение системы управления Пенсионным фондом на основе паритетного представительства сторон социального партнерства (представителей государства, работодателей и работающих).
Страницы: 1, 2, 3, 4