20. Функциональные и ролевые структуры в
управлении персоналом?
Функциональная
структура
Не
учись Бога славить, учись государством править.
Русская пословица
Использование теории классификации
позволяет обоснованно разделить управленческие процессы на отдельные элементы и
выделить группообразующие
признаки.
Функция управления - особый вид управленческой деятельности,
продукт процесса разделения и специализации труда в сфере управления,
представляющий собой часть процесса управления, выделенный по определенному
признаку. Наибольшее распространение получила классификация по общности
предмета управления (качество, труд и зарплата, научно-технический прогресс,
охрана труда) и производственных ресурсов (трудовые, материальные, технические,
финансовые и др.). Обычно выделяется от 10 до 25 функций управления
организацией.
Комплекс задач - часть функции управления, выделяемая по
признаку основных функций управления (нормирование, планирование, учет,
контроль, анализ, регулирование). Комплекс задач объединяет совокупность задач,
относящихся к конкретной функции и, как правило, реализуется небольшим
функциональным подразделением (отделом, бюро, группой) - например, планирование
подбора персонала для организации. Число комплексов задач составляет около 200
для уровня организации.
Задача управления - совокупность организационно взаимосвязанных
операций переработки информации, осуществляемых персоналом с помощью
технических средств, результатом выполнения которых является принятие
управленческого решения - например, расчет потребности в персонале на год по
организации. Задача является основным элементом процесса управления, а в ее
реализации участвуют, как правило, несколько работников управления. В
управлении организацией решается несколько тысяч задач управления.
Операция управления - совокупность трудовых действий, направленных
на изменение формы или содержания информации, выполняемых одним работником с
помощью определенного набора технических средств. Операция конкретизирует
содержательную часть задачи и может быть представлена в виде типовой схемы.
Ролевая
структура
Беда, коль пироги
начнет печи сапожник;
А сапоги тачать пирожник.
И. А: Крылов
Виды
ролевых структур
Ролевая структура коллектива
определяет состав и распределение творческих, коммуникативных и поведенческих
ролей между отдельными работниками и является важным инструментом в системе
работы с персоналом.
Творческие роли свойственны энтузиастам,
изобретателям и организаторам и характеризуют активную позицию в решении
проблемных ситуаций, поиске альтернативных решений и вариабельности мышления.