- подготовка во взаимодействии с пресс-службой аналитических и пропагандистских материалов для СМИ,
- подготовка предложений Президенту РФ по вопросам государственной политики в отношении СМИ,
- обеспечение по поручению Президента РФ деятельности совещательных и консультативных органов при Президенте РФ и др.
В Управлении по связям с общественностью создавались и специальные подразделения, которых не было в пресс-службе, например отдел по связям с общественностью в регионах и отдел социологических исследований.
2. Управление связями с общественностью на предприятии.
Управление связями с общественностью в организации всегда должно быть нацелено на конкретные категории общественности, поведение которых имеет важное значение для успешной работы фирмы.
Всю общественность той или иной компании можно условно разделить на внутреннюю и внешнюю. К внутренней общественности относятся:
Ø Персонал компании
Ø Руководители структурных подразделений компании
Ø Акционеры, непосредственно и постоянно участвующие в управлении компанией и решении наиболее важных вопросов ее функционирования .
Внешняя общественность фирмы может оказывать постоянное влияние на работу фирмы:
Ø Поставщики сырья , материалов, комплектующих изделий, деталей и т. д.
Ø Предприятия и организации инфраструктуры, обеспечивающие нормальное функционирование фирмы (энергетические, транспортные, торговые, посреднические и т.п.)
Ø Акционеры, не участвующие непосредственно в управлении фирмой, но обладающие значительным количеством ее акций
Ø Потребители продукции, выпускаемой фирмой
Ø Органы государственного контроля и регулирования, полномочные осуществлять различные проверки, выдавать предписания, налагать штрафы и т.п.
К общим функциям управления связями с общественностью относятся: прогнозирование, планирование,
организация, регулирование, учет, контроль, анализ, стимулирование и ответственность.
Правильная реализация перечисленных функций возможна лишь в том случае, если руководством фирмы предусмотрены различные виды обеспечения процесса управления связями с общественностью: идеологический, кадровый, материально-технический, финансовый, нормативно-правовой, технологический, информационный и др.
К основным принципам управления связями с общественностью на предприятии относятся: научность, планомерность, комплексность, оперативность, непрерывность, законность, гибкость, конструктивность, эффективность.
Эффективное управление связями с общественностью предполагает его определенную организационную оформленность.
Наиболее распространенной является схема при которой внутрифирменная служба связей с общественностью оформляется в виде самостоятельного структурного подразделения, возглавляемого руководителем (директором), подчиненным непосредственно генеральному директору предприятия или организации.
В составе самой службы в зависимости от специфики и масштаба стоящих перед ней задач могут выделяться следующие подразделения ( бюро, группы, сектора):
ØСбора и анализа информации
ØОбработки конфиденциальных материалов
ØПодготовки и распространения собственных информационных материалов различного вида и содержания
ØПодготовка специальных ПР-мероприятий
ØПодготовки рекламных кампаний и отдельных рекламных акций
ØВзаимодействия с электронными и печатными средствами массовой информации и ведения архива
ØДелопроизводства
ØТехнического обеспечения работы службы связей с общественностью и др.
Успешная деятельность предприятия по установлению и поддержанию связей с различными категориями общественности возможна лишь при наличии в штате соответствующих служб специалистов с необходимым уровнем и профилем образования , достаточной квалификацией и опытом работы.
Важнейший элемент профессиональной подготовки специалистов в этой области – их обучение в институтах , академия и университетах теоретическим и методологическим основам связей с общественностью с последующей стажировкой в соответствующих подразделениях ведущих организаций.
3. Некоммерческие структуры.
3.1. Информационно-аналитический отдел по связям с общественностью при Министерстве общего и профессионального образования.
В отделе существовали следующие подразделения:
- Сектор связей с прессой и общественностью и сектор «Пресс-экспресс», которые обеспечивали постоянные контакты с редакциями СМИ, готовили аналитические обзоры, публикации, теле и радиопередачи; проводили пресс-конференции и брифинги, организовывали интервью с руководителями Министерства, приглашали журналистов на заседание коллегий.
- Журнал «Вестник образования» – официальное справочно-информационное издание Министерства и приложение к нему – «Образование».
- Структура, координирующая (на внештатной основе) деятельность Содружества негосударственных издательств, выпускающих детскую и педагогическую литературу. В ее задачи входило информирование руководителей территориальных органов управления образованием, директоров учебных коллекторов на местах об имеющейся и планируемой к выпуску детской и учебно-педагогической литературе; подготовка каталога Содружества издательств, составленного на основе их тематических планов; публикация в «Вестнике образования» перечня новых поступлений учебно-педагогической литературы.
- Оргкомитет выездных выставок учебного оборудования и учебной книги (внештатно).
Как, перечень структур и функций, входящих в систему государственных ПР, достаточно широк, разнообразен и имеет потенциал для дальнейшего развития вширь и вглубь. Например, В.Ужанов в своей диссертации, посвященной вопросам «паблик рилейшнз» в Вооруженных Силах , описывает такие подсистемы связей с общественностью, как информационная (печать, телерадиовещание, пресс-службы и пресс-центры), исследовательская (подразделения, занимающиеся сбором социологической информации, анализом и прогнозированием отношений с населением, социологическим консультированием управленческого звена, выполнением научно-практической экспертизы действующих и разрабатываемых управленческих решений), социоорганизационная, лоббистская и рекламная.
3.2. Центр общественных связей Федеральной службы налоговой полиции (ЦОС ФСНП).
ЦОС изначально создавался как подразделение, способное вести продуктивную работу информационно-профилактическую деятельность, развивать и поддерживать цивилизованные отношения между государством (в лице ФСНП) и налогоплательщиками, формировать в обществе лояльное отношение к налогообложению.
Центр сочетал функции ПР-службы и пресс-службыи включал следующие подразделения:
¨ 1-й отдел, в задачи которого входило взаимодействие со СМИ и общественностью;
¨Отделение, занимающееся культурно-массовой и воспитательной работой, связями с общественными организациями и Музеем налоговой полиции;
¨2-й отдел – редакционно-издательский;
¨3-й отдел, представляющий собой телевизионную студию ФСНП.
Основными задачами 1-го отдела являлись:
· планирование, организация и осуществление взаимодействия с ведущими СМИ РФ, оказание помощи их представителям в получении информации о деятельности федеральных органов налоговой полиции;
· разъяснение через СМИ задач и функций федеральных органов налоговой полиции, правовых основ и принципов их деятельности , роли и места федеральных органов налоговой полиции в системе правоохранительных органов, обеспечении экономической безопасности;
· осуществление взаимодействия с аналогичными службами др. правоохранительных органов, Государственной налоговой службы РФ, Министерства финансов РФ, иных заинтересованных министерств и ведомств;
· координация деятельности групп по связям с общественностью и прессой территориальных органов налоговой полиции.
На телевизионную группу возлагались следующие обязанности:
· подготовка видеоматериалов о деятельности ФСНП, взаимодействие с ведущими телекомпаниями в целях профилактики налоговых правонарушений и преступлений, воспитание законопослушных налогоплательщиков, широкого информирования о конкретных результатах работы налоговой полиции;
· создание видеотеки ФСНП в целях оказания помощи и содействия российским и зарубежным тележурналистам в подготовке телепередач о деятельности налоговой полиции.
Ставились спец. Задачи и перед Музеем налоговой полиции:
· сбор экспонатов и оформление экспозиции;
· организация посещений музея представителями общественности ;
· накопление и постоянное пополнение музейных фондов.
4.Международные ПР-ассоциации.
Концепция Международной ассоциации ПР появилась в ноябре 1949г. , когда двое голландских и четверо английских работников ПР собрались в Лондоне, чтобы обсудить свою деятельность. В ходе обсуждения они пришли к мысли об организации международного общества, целью которого было бы повышение уровня работы в области ПР в различных странах и профессионального уровня и эффективности деятельности практических работников ПР.
В результате этой частной встречи в Лондоне группа работающих в области ПР руководителей фирм из Великобритании, Нидерландов, Франции, Норвегии и США собралось в Голландии в марте 1950г. под эгидой Нидерландской королевской международной торговой ярмарки и Голландского общества ПР. После дискуссии партнеры приняли заявление о том что необходимо создать временный международный комитет, целью которого является развитие такого обмена и в конечном счете учреждение Международной ассоциации ПР.
Был создан Временный международный комитет , и в течение пяти лет в Англии проводились его постоянные заседания, совпадавшие с ежегодными конференциями британского Института ПР (ИПР). На этих встречах присутствовали представители из Франции, Великобритании, Нидерландов, Норвегии и США, а иногда наблюдатели от Австралии, Бельгии, Канады, Финляндии, Италии и Швейцарии.
Международная ассоциация ПР (ИПРА) была создана в Лондоне 1 мая 1955г. Тогда же был официально принят ее Устав и избран Совет ИПРА.
Сегодня ИПРА является всемирной профессиональной организацией, которая служит катализатором развития высоких норм в области образования , этики, практики ПР. Проводя регулярные встречи в разных частях света и публикуя свои материалы , Ассоциация дает стимул дальнейшему развитию знаний в области ПР, пониманию различных форм, методов, стилей работы. После каждого Всемирного конгресса по ПР (1 раз в три года) ИПРА публикует «золотой доклад» по текущей теме, например «ПР и пропаганда – сравнение ценностей», «Информационное общество» и т.д.
Ассоциация получила официальное признание со стороны ООН в 1964г. в качестве консультанта ЭКОСОС ( Экономического и социального совета ООН). Ныне она также получила признание ЮНЕСКО в качестве неправительственной организации в «категории отношений взаимного информирования».
Членство в ИПРА открыто только для тех, кто уже по меньшей мере пять лет занимается деятельностью в области ПР и имеет высокую профессиональную компетентность . Все члены избираются в личном качестве. Имея более 800 членов в 65 разных странах, ИПРА выступает как уникальная международная организация, соединяющая высокую профессиональную квалификацию, компетентность и опыт в области ПР и смежных областях. Хотя ИПРА остаётся ассоциаций отдельных работников в сфере ПР. она работает в тесном контакте с национальными ассоциациями ПР и региональными федерациями.
Кодексы профессионального поведения:
ØКодекс профессионального поведения международной ассоциации по связям с общественностью (кодекс ИПРА). (Принят международной ассоциацией ПР (ИПРА) на её генеральной ассамблее в Венеции в мае 1961 года и является обязательным для всех членов Ассоциации.)
Ø Лиссабонский кодекс(Европейский кодекс профессионального поведения в области ПР – кодекс СЕРП). (Принят Генеральной ассамблеей Европейской конфедерации ПР (СЕРП) в Лиссабоне в апреле 1978 года и дополнен в мае 1989 года).
Ø Афинский кодекс (кодекс ИПРА и СЕРП). (Принят Генеральной ассамблеей ИПРА в Афинах в мае 1965года. В этом же году Афинский кодекс принят Европейской конфедерацией по связям с общественностью - СЕРП. В апреле 1968 года в него внесены некоторые изменения).
Ø Римская хартия (профессиональная хартия ИКО). (Принята на заседании ИКО в Риме в октябре 1991года).
Ø Минимальные стандарты качества (МСК). (Разработаны Международным институтом качества связей с общественностью (ИКПР) и приняты на Всемирном конгрессе ПР в Хельсинки в июне 1997 года).
Ø Кодекс профессионального поведения Британского института ПР- ИПР. (Принят в декабре 1963года . Пересмотрен в 1985году и в обновлённом виде принят в качестве специальной резолюции на ежегодной сессии ИПР в апрели 1986 года.)
Ø Декларация профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью. (Принята на конференции Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) в ноябре 1994 года).
Заключение
Зачем мы осуществляем ПР-деятельность?
Если исходить из прагматических определений «паблик рилейшнз», то обобщенный ответ будет, видимо, таким: ПР-деятельность осуществляется с целью побуждения целевых групп к совершению определенных действий. Но чтобы такое побуждение имело реальный эффект, необходимо оказать влияние на следующий комплекс позиций:
Ценности, которые управляют Þ потребностями, которые влияют на Þ интересы, которые формируют Þ отношения, которые проявляются в Þ мнениях, которые мотивируют Þ действия.
Общий вывод таков: чем дальше от финального звена цепочки начинается ПР-влияние , тем более значимый результат может быть достигнут; и наоборот: прямой призыв к совершению немедленных действий имеет очень низкий эффект.
Список литературы:
1. Савинова О.Н. «Власть и общество: деятельность служб по связям с общественностью в российских региональных органах управления» Дисс. В виде научного доклада на соискание учен. Степ. Докт. Полит. Наук. М. РАГС, 1998г.
2.Чумиков А.Н. «Связи с общественностью» Академия народного хозяйства при правительстве российской федерации. Изд.»ДЕЛО» М.2001г.
3.Блек С. «Что такое «паблик рилейшнз». М. 1989г.
4.Ужанов А.Е. «Система «паблик рилейншз» в Вооруженных Силах: сущность ,проблемы функционирования, пути формирования.» Дисс. На соискание учен. Степ. Канд. Социолог. Наук М. РАГС, 1998
5.С.А.Варакута, Ю.Н. Егоров «Связи с общественностью» М.ИНФРА-М 2001г.
6.журнал «Советник 1996 г. июнь
7. Кремленологи со Старой площади // «Советник» 08.1997г.
Страницы: 1, 2