Рефераты. Основы рыночной экономики

Основы рыночной экономики

КОЛЛЕЖД "БАКАЛЯР"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО

ОСНОВАМ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

 

 

 

 

 

Студента 1 курса

отделения лингвистики и права колледжа "БАКАЛЯР"

РЫЖОВА Сергея Евгеньевича

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сумы   1999 год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАН:

1. Монополия и сущность, формы и виды. Антимонопольная политика.

2. Предпринимательство: понятие, сущность и формы.

3. Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Монополия и сущность, формы и виды. Антимонопольная политика.

 

Монополия - исключительное право производ­ства, торговли, промысла и т.п., принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству; рынок, на котором действует один продавец некоего товара или услуги. Различают закрытую, естественную и открытую монополию.

Такая классификация монополии на три категории условна. Некоторые фирмы могут принадлежать к нескольким видам монополии. К их числу относятся, например, фирмы, обслуживающие систему телефонной связи, а также электрические и газовые компании, которые могут быть отнесены как к естественной монополии (так как присутствует эффект экономии на масштабах), так и к закрытой монополии (так как присут­ствуют барьеры для конкуренции). Также может быть проведена классификация, основанная на учете временных интервалов. Например, патентное свидетельство дает фирме закрытую монополию на краткосрочный период. Последнее происходит не только из-за ограниченности срока действия патента, но также из-за того, что конкуренты могут изобрести новые продукты.

Монополия является полным антиподом совершенной кон­куренции. Здесь существует только один продавец, причем он производит товар, не имеющий близких заменителей.

Монопольная деятельность - действия (бездеятельность) субъектов ведения хозяйства при условии монопольного положения на рынке одного субъекта ведения хозяйства (группы субъектов ведения хозяйства) в производстве и реализации товаров, а также действия (бездеятельность) органов государственной власти, органов местного самоуправления и органов административно-хозяйственного управления и контроля, которые направлены на недопущение, существенное ограничение устранение конкуренции.

В условиях монополии, производитель способен пол­ностью контролировать объем предложения товара, что позволяет ему выбирать любую цену из возможных в соответ­ствии с кривой спроса, рассчитывая при этом получить макси­мальную прибыль. Поэтому выбор цены из возможных вари­антов предопределен величиной прибыли, получаемой от про­дажи возможного количества товара по данной цене.

Стремление монополиста к максимизации прибыли путем установления контроля над ценой и объемом продаж есть на­рушение свободной конкуренции и утверждение особой власти на рынке. «Рыночная власть» означает способность про­давца (покупателя) влиять на цену товара.

Итак, какие же черты отличают монополию от совершен­ной конкуренции?

1.         Единственный продавец (монополист). — Реализуемый продукт уникален, поэтому покупатель вынуж­ден платить установленную монополистом цену (или отка­заться от покупки данного товара).

2.         Полный контроль монополиста над ценой товара и объемом продаж.

3.         Для потенциальных конкурентов монополист устанавливает труднопреодолимые барьеры.

Особое место занимает феномен «естественной монопо­лии».

Естественная монополия возникает в отрасли, в которой дол­госрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает рынок целиком. В такой отрасли минимальный эффективный масштаб производства товара близок к количеству или даже превосходит то, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточной для покрытия издержек производства. В данной ситуации разделение вы­пуска между двумя или большим количеством фирм приведет к тому, что масштабы производства каждой будут неэффективно малы. С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны мо­нополии, базирующиеся на владении уникальными природ­ными ресурсами.

К естественным монополистам относятся предприятия общественного пользования и предприятия, эксплуатирующие уникальные природные ресурсы (например, электрические и газовые предприятия, компании водоснабжения, линии связи и транспортные фирмы). Как правило, подобные «естествен­ные монополии» находятся в собственности государства или действуют под его контролем. Существование естественных монополий объясняется особым эффектом, связанным с мас­штабом производства, — эффектом экономии ресурсов в ре­зультате укрупнения производства. Известно, что крупное про­изводство имеет преимущество перед мелким при сравнении величин издержек при однородном производстве. Вследствие лучшей технической оснащенности и большей мощности круп­ного предприятия происходит повышение производительности труда, а значит, понижение издержек на единицу продукции. Это означает более эффективное использование ресурсов. По этому естественные монополии становятся желаемым явлением для общества, хотя монополистическая природа все равно вынуждает регулировать их деятельность.

Открытая монополия - монополия, при которой одна фирма, по крайней мере, на некоторое время, становится единственным поставщиком продукта, но не имеет специальной за­щиты от конкуренции. В ситуации открытой монополии часто оказываются фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой про­дукцией. Их конкуренты, однако, могут появиться на рынке несколько позже.

Закрытая монополия защищена от конкуренции с помощью юридических ограничений. Примером может служить монополия почтовой службы США на доставку почты первым классом. Дру­гими вариантами возникновения закрытой монополии являются патентная защита, институт авторских прав. Искусственные барьеры для предотвращения проникнове­ния на монополистический рынок конкурентов представлены юридическими ограничениями в форме «лицензий», «авторско­го права», «товарных знаков» или «патентной защиты».

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.