Рефераты. Основы предпринимательской деятельности

Достоинство налога на добавленную стоимость в том , что практически все предприятия платят его по одинаковым или почти одинаковым ставкам . Это позволяет в основном исключить искажения структуры спроса. Налог с оборота устанавливался лишь на отдельные группы товаров, ставки его были дифференцированы , в результате чего спрос на эти товарные группы ограничивался. Ведь при отсутствии налога с оборота товар стоил бы дешевле и, при прочих равных условиях, его захотело бы приобрести большее число покупателей.

 

Акцизы.


В отличие от налога на добавленную стоимость акцизы государством применялись издавна.

В настоящее время акцизы применяются почти во всех странах рыночной экономики. Они устанавливаются на ограниченный перечень товаров и играют двоякую роль: во-первых, это один из важных источников доходов бюд­жета, а во-вторых - средство ограничения потребления подакцизных товаров. Если бы цена товара не включала акциз, то производители могли бы продавать его по умень­шенной на величину акциза цене производства, включа­ющей только издержки и прибыль. Потребление товара при такой цене было бы, как правило, больше.   Поэтому акцизы устанавливаются прежде всего на товары, потребление которых вредит здоровью, и по этой причине его желательно ограничить (водку, табак, пиво и др.), а кроме того, на товары, предложение которых недостаточно по сравнению со спросом.

Как и налог на добавленную стоимость, акцизы являются косвенным налогом, который увеличивает цену товара и по­этому оплачивается потребителем. Однако если налогом на добавленную стоимость облагается лишь стоимость товара, добавленная обработкой, то акцизом облагается вся стои­мость товара, включая и материальные затраты. В соответ­ствии с Законом "Об акцизах" (с учетом изменений и допол­нений) налогообложению подлежит довольно широкий круг товаров: винно-водочные изделия, пиво, готовая деликатес­ная продукция из ценных видов рыб и морепродуктов, табачные изделия, легковые автомобили, ювелирные изде­лия, меховые изделия (кроме изделий детского ассортимен­та), высококачественные изделия из хрусталя, ковры и ков­ровые изделия, одежда из натуральной кожи и др. В 1993 г. к ним добавлены этиловый спирт из пищевого сырья и грузо­вые автомобили грузоподъемностью до 1,25 т., а также импортные товары. Акцизами не облагаются только те под­акцизные товары, которые экспортируются за пределы СНГ, а также шины для легковых автомобилей , направляемые на комплектацию. Право устанавливать ставки акциза переда­но законодателем Правительству Российской Федерации .

Все акцизы, кроме акцизов от продажи легковых авто­мобилей в личное пользование граждан, зачисляются в бю­джет. Прадприятия-изготовители, реализующие легковые автомобили по рыночному фонду, производят уплату ак­цизов в Федеральный дорожный фонд Российской Федера­ции.

Как уже указывалось, акцизами не облагается реализа­ция подакцизных товаров на экспорт за пределы государств - членов СНГ. Если такая реализация осуществляется посредническими организациями, купившими товары по це­не, включающей акциз, налоговый орган обязан вернуть уплаченный акциз. Возврат производится в пятидневный срок после представления экспортером налоговому органу грузовой таможенной декларации со штампом таможни "выпуск разрешен", подтверждающей пересечение това­ром границы, расчетных документов на покупку товара и справки предприятия-изготовителя подакцизного товара о дате уплаты акциза.

 

Налоги на прибыль и доход от предприятий (организаций).


Верховный Совет Российской Федерации положил нача­ло переходу от налогообложения прибыли предприятий к налогообложению их дохода. С 1 января 1992 г. введены налоги на доходы банков и доходы от страховой деятель­ности. Принят Закон о подоходном налоге с предприятий.

Основное - преимущество дохода предприятий как объекта налогообложения перед прибылью в том, что в первом случае объем налоговых поступлений совершенно не зависит от того, какая часть дохода предприятия достанется собственникам капитала, а какая поступит наем­ным работникам. И значит, государству с точки зрения налоговых поступлений не нужно учитывать распределение дохода и как-либо воздействовать на него. Если же облага­ется прибыль, то государство в целях пополнения бюджета заинтересовано в том, чтобы она была возможно большей. Тогда большей будет и сумма налогов. Другими словами, в этом случае государству выгодно такое положение, когда прибыль в структуре дохода предприятия растет за счет той его части, которая предназначена для оплаты труда.

Другое преимущество налога на доход - упрощается контроль за достоверностью расчета налога. Нет необходи­мости в регулировании оплаты труда, поскольку налогооблагаемый доход определяется как валовой доход за выче­том материальных затрат. Государству остается лишь контролировать правильность исчисления валового дохода и вычитаемых из него затрат материальных ресурсов.

В соответствии с законом о налогообложении прибыли не взимается налог с прибыли, направленной на техническое перевооружение, реконструкцию и расширение, освоение производства, а также на ввод новых мощностей для предпри­ятий нефтяной и угольной промышленности, предприятий, занятых производством продовольствия, медикаментов и това­ров народного потребления, оборудования для переработки продуктов питания и производства медицинской техники. Предприятия остальных отраслей освобождены (с 1 июля 1992 г.) от уплаты налога на прибыль, направленную на техническое перевооружение производства. Не подлежит обложению налогом 30% затрат капитального характера на проведение природоохранных мероприятий, осуществляемых за счет прибыли. Значительно большие льготы предоставляются малым предприятиям. У них освобождается от налога вся прибыль, направленная на строительство, реконструкцию и обновление основных фондов, освоение новой техники и технологии. Кроме того, в первые два года работы освобож­даются от налога на прибыль те предприятия , у которых более 70% общего объема реализации составляет выручка от производства и переработки сельскохозяйственной продукции, производства товаров народного потребления, строительных материалов и строительных и ремонтно-строительных работ.

В соответствии с законом о налоге на доход не подле­жит обложению та часть дохода, которая реинвестирована (использована) внутри самого предприятия на цели тех­нического перевооружэния, реконструкции и расширения производства, включая затраты на научно-исследовательс­кие и опытно-конструкторские работы для этих целей. Ука­занная льгота распространяется на все предприятия, и это позволяет одновременно стимулировать как заинтересо- ванность предприятий в совершенствовании производства, так и конкуренцию между ними. Кроме того, законом пре­дусмотрена другая льгота - уменьшение налогооблагаемой базы на суммы затрат, предназначенных для погаше­ния кредитов, целевое назначение которых - вложения в производство продовольствия, продуктов детского пита­ния, медикаментов, медицинской техники, строительных материалов и поваров народного потребления, а также в увеличение добычи сырьевых ресурсов.


Пошлины.


С помощью внешнеторговых пошлин государство изы­мает в свою пользу часть того дохода экспортеров и импор­теров, который образуется в силу различий в уровнях вне­шнеторговых (пересчитанных в рубли по рыночному курсу Банка России) и внутренних цен России на вывозимые и ввозимые товары. Соответственно данный налог уплачи­вают те предприятия, которые осуществляют внешнетор­говые операции.

Экспортные пошлины установлены на сырьевые това­ры, энергоносители, металлы и изделия из них, сельскохо­зяйственные сырье и продукты. Они исчислены в ЭКЮ за единицу веса или объема вывозимого товара, однако уп­лачиваются в рублях. Пересчет ЭКЮ в рубли осуществляет­ся по курсу, устанавливаемому (котируемому) Централь­ным банком Российской Федерации, который действует на дату взимания таможенной пошлины.

Импортные пошлины, взимаемые на территории России, исчисляются в процентах от таможенной стоимости импор­тируемых товаров.

Импортные пошлины выплачиваются в рублях с пере­счетом таможенной стоимости товара по курсу рубля, коти­руемому Центральным банком Российской Федерации на день таможенного оформления. Импортер может также платить пошлину в свободно конвертируемой валюте.

Импортная пошлина взимается не только с предпри­ятий, ввозящих товары в Россию, но и с граждан. Беспош­линно гражданин вправе импортировать товары общей сто­имостью до 10 тыс. дол, в сопровождаемом багаже (за исключением транспортных средств), а также товары для личного пользования в количествах, определяемых Госу­дарственным таможенным комитетом России.

Взимание пошлин осуществляется органами Государст­венного таможенного контроля России на основе грузовой таможенной декларации, представляемой экспортерами и импортерам и товаров. Пошлина должна быть уплачена до момента предъявления товара к таможенному контролю или одновременно с ним. Таможенные органы России впра­ве предоставить отсрочку уплаты экспортной пошлины на срок не более 60 дней с даты предъявления товаров к тамо­женному контролю под гарантию уполномоченного банка или по разрешению Министерства финансов России.

Плательщик несет ответственность за правильность начисления и своевременность уплаты таможенной пошлины. Если в декларации умышленно указан неправильный код товара, на плательщика налагается штраф в размере от 100 до 300% неуплаченных таможенных платежей.

Наряду с пошлиной предприятия при осуществлении экспортно-импортных операций уплачивают таможенным органам сбор за осуществление таможенных процедур.

 

Подоходный налог


Введенный в действие с начала 1992 г. Закон Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" заме­нил Закон РСФСР от 2 декабря 1990 г. "О порядке применения на территории РСФСР в 1991 году Закона СССР "О подоход­ном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства". Что отли­чает новый закон от прежнего?

Во-первых, осуществлен переход к взиманию налога не с месячного дохода, а с совокупного годового дохода физи­ческих лиц (граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства). Теперь месячный доход рассматривается как промежуточная часть совокупного дохода.

Во-вторых, введена единая шкала ставок подоходного налога для всех видов доходов вместо действовавших в прошлом нескольких шкал.

В-третьих, все физические лица, имевшие помимо дохо­да по месту основной работы другие источники доходов, обязаны ежегодно декларировать общую сумму своих дохо­дов, включая и доходы по месту основной работы. Деклара­цию следует представлять в налоговую инспекцию по месту постоянного жительства не позднее 1 апреля года, следу­ющего за отчетным. В декларации должны быть указаны все полученные гражданином доходы за год, источники их получения и суммы начисленного и уплаченного налога.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.