В-четвертых, начиная с 1992 г. подоходный налог платят и колхозники . До этого за них платили колхозы по ставке 8% от суммы облагаемого налогом фонда оплаты труда.
И наконец, изменен размер необлагаемого минимума доходов. Он неодинаков для разных категорий плательщиков.
Следует обратить внимание на то, что закон предоставляет большое число льгот, в соответствии с которыми многие виды доходов граждан вообще не подлежат налогообложению и поэтому не включаются, в их годовой совокупный налогооблагаемый доход.
Так, не облагаются налогом все виды пенсий, установленные пенсионным законодательством Российской Федерации, а также дополнительные пенсии, выплачиваемые на условиях добровольного страхования. Исключение составля- ют (то есть подлежат обложению налогом), пенсии, назначаемые и выплачиваемые за счет средств предприятий, учреждений и организаций в ином порядке, чем установлено пенсионным законодательством.
Не включаются в совокупный облагаемый доход все виды государственных пособий по социальному страхованию и социальному обеспечению, кроме пособий по временной нетрудоспособности.
Не прдлежат обложению налогом компенсационные выплаты (но только в пределах установленных норм).
Студенты и аспиранты высших учебных заведений, учащиеся средних специальных и профессионально-технических учебных заведений, слушатели духовных учебных заведений не платят налоги со стипендий, выплачиваемых этими учебными заведениями или учрежденных благотворительными фондами. Обложению подлежат лишь стипендии, назначаемые и выплачиваемые студентами-учащимся и слушателям предприятиями, учреждениями и организациями. Эти категории граждан освобождены также и от уплаты налога с тех доходов, которые получены: в связи с учебно-производственным процессом (без заключения трудовых соглашений на выполнение тех или иных должностных обязанностей); за работы, выполненные в период каникул в составе студенческих отрядов; за работу по уборке сельскохозяйственных культур и заготовке кормов.
Не облагаются налогом доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые в этом хозяйстве от сельскохозяйственной деятельности в течение пяти лет, начиная от года образования хозяйства.
Не подлежат обложению налогом суммы доходов членов артелей старателей, получаемые за добычу золота, других драгоценных, редких и цветных металлов, янтаря и слюды.
Военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, а также приравненные к ним категории граждан освобождены от уплаты налога на денежное довольствие, денежные вознаграждения и другие выплаты, получаемые ими в связи с выполнением обязанностей несения службы. Не облагаются налогом:
выигрыши по облигациям государственных займов и суммы, получаемые в погашение этих облигаций,
выигрыши по лотереям,
проценты и выигрыши по вкладам в учреждениях банков и других кредитных учреждениях,
дивиденды, выплачиваемые предприятиями физическим лицам в случае их инвестирования внутри предприятия на техническое перевооружение,
вознаграждения за сданную кровь и иную донорскую помощь,
суммы, получаемые гражданами по страхованию, за исключением случаев, когда страховые взносы по накопительному страхованию осуществляются за счет средств предприятий, учреждений и организаций,
суммы, полученные от продажи имущества, принадлежащего гражданам на праве собственности,
стоимость натурального довольствия, предоставляемого в соответствии с законодательством,
доходы в денежной и натуральной форме, получаемые в порядке наследования и дарения.
Не подлежат обложению налогом суммы материальной помощи, оказываемой в связи со стихийными бедствиями.
Все эти изменения значительно приблизили российскую систему налогообложения доходов физических лиц к системе подоходного налога, действующей в странах рыночной экономики.
Налогообложение тех граждан, которые осуществляют индивидуально или всоставе коллектива предпринимателей (полного товарищества) предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также граждан, которые сдают внаем или в аренду строения, квартиры, комнаты, осуществляют коммерческую деятельность по продаже имущества, принадлежащего им на праве собственности, реализуют продукцию, не относящуюся к продукции своего личного подсобного хозяйства, реализуют изделия, изготовленные из продуктов, как выращенных в личном подсобном хозяйстве, так и покупных, имеет свои особенности.
Облагаемым доходом по перечисленным видам деятельности граждан является разность между суммой валовых доходов, полученных в течение календарного года, и документально подтвержденных расходов, произведенных для получения этих доходов.
Окончательный расчет по налогам с перечисленных видов доходов производится по окончании года на основании деклараций , подаваемых гражданами , и других данных, имеющихся в налоговых органах.
Налог на имущество
В качестве одного из существенных источников бюджетных доходов, значение которого с течением времени будет, несомненно, возрастать, государство рассматривает налог, взимаемый с владельцев собственности. В России ставка налога на имущество предприятий может достигать 1% от его остаточной стоимости. За находящиеся в собственности граждан строения, помещения и сооружения государство взимает налог по ставке 0,1% от их инвентаризационной стоимости. Облагаются налогом и транспортные средства граждан.
Весьма необычный принцип предложен для взимания налога на наследство и дарения. Его ставки установлены к стоимости имущества, исчисленного в минимальных заработных платах. Такой метод определения налогооблагаемой базы эффективен в условиях инфляции, поскольку позволяет сохранить относительное бремя налога на прежнем уровне.
Следует учесть и то обстоятельство, что закон предусматривает в качестве льготы освобождение от данного налога в довольно распространенных случаях: когда имущество наследуется супругом, или переходит от супруга к супругу в порядке дарения, или когда дома (квартиры) наследуются теми, кто проживал в этих домах совместно с наследодателем на день открытия наследства (эта же льгота в подобном случае действует и при передаче домов или квартир в порядке дарения).
Поскольку налог на наследство и дарения взимается с весьма крупных состояний и по прогрессивной шкале, то он играет определенную социальную роль: уменьшает возможности наследников (одаряемых) жить за счет наследодателей (дарителей) и одновременно расширяет возможности государства оказывать социальную помощь малоимущим.
Налог на имущество предприятий вносится из прибыли предприятия. Хотя точная сумма налога может быть определена только по итогам года как произведение среднегодовой стоимости налогооблагаемой части имущества предприятия на налоговую ставку, все же уплата налога производится поквартально.
Налог на имущество физических лиц исчисляется налоговыми органами по месту нахождения (регистрации) имущества.
Платежи за использование природных ресурсов
Платность - один из основных принципов природопользования. Платежи за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов и за сверхлимитное и нерациональное их использованне относятся к важнейшим видам налогов, составляющих современную налоговую систему. Предприятия , использующие природные ресурсы , обязаны отчислять часть своих доходов на их воспроизводство и охрану . Предприятия должны платить также за загряз- нение окружающей природной среды . Плата в определенном законодательством размере взимается за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнений в пределах установленных лимитов, а также - в повышенном размере - за загрязнение сверх установленных лимитов. Цель введения всех этих налогов - стимулировать рациональное использование природных ресурсов и охрану окружающей среды и получить средства для финансирования мер по воспроизводству и охране природных ресурсов.
С начала 1992 г. в России стало платным использование одного из важнейших природных ресурсов - земли. Плата за землю установлена в трех формах: земельного-налога, арендной платы и нормативной цены земли. Земельный налог уплачивают собственники земли, землевладельцы и землепользователи, за исключением арендаторов. Последние вносят собственнику земли (государству, если арендуется государственная земля) арендную плату. Плата в форме нормативной цены земли взимается при покупке земельных участков у государства, а также учитывается при дарении земли, передаче по наследству, получении банковского (ипотечного) кредита под залог земли.
Важно учитывать, что колхозы, совхозы, крестьянские (фермерские) хозяйства, межхозяйственные предприятия и организации, кооперативные и другие сельскохозяйственные предприятия, имеющие доход от несельскохозяйственной деятельности, не превышающий 25% общего дохода, уплачивают только земельный налог и освобождены от других налогов. Исключение - сельскохозяйственные предприятия индустриального типа. Земельный налог устанавливается в форме годового платежа за единицу земельной площади сельскохозяйственного или несельскохозяйственного назначения.
Уровень налоговой ставки зависит от качества и местоположения земельного участка: она тем выше, чем лучше качество земли и экономически более выгодно расположен земельный участок.
Земельный налог в городах взимается со всех предприятий, учреждений, организаций и граждан, имеющих земельные участки в собственности, владении или пользовании.
Налог на земли вне населенных пунктов, отведенные под промышленность, транспорт, связь и другие виды несельскохозяйственной дедтельности, установлен в трехкратном размере от средних ставок налога в данном административном районе на земли сельскохозяйствриного назначения.
Источником воспроизводства полезных ископаемых служат платежи за право пользования недрами и отчисления на геологоразведочные работы. Эти отчисления производят предприятия и иные юридические лица (независимо от форм собственности), осуществляющие добычу полезных ископаемых на территории Российской Федерации.
Акцизы с добывающих предприятий используются государством как инструмент не только налоговой, но и в определенной мере антимонопольной политики. Установление дифференцированных ставок акцизов позволяет в какой-то степени выровнять затраты на добычу сырья у производителей, находящихся в относительно более и относительно менее выгодных геолого-географических и экономических условиях, а значит- их прибыли и цены на их продукцию.
Назначение платы за загрязнение окружающей среды компенсировать экономический ущерб, наносимый таким загрязнением. Плата за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, а также за вредное воздействие на предельно допустимом уровне осуществляется за счет себестоимости продукции, а платежи за превышение их - за счет чистой прибыли предприятий. Внесение платы за загрязнение окружающей среды не освобождает природопользователей от возмещения в полном объеме вреда, причиненного природе, здоровью и имуществу граждан.
Другие налоги
Кроме важнейших налогов (налога на добавленную стоимость, акцизов, налогов на прибыль или доход, на имущество, внешнеторговых пошлин, платежей за использование природных ресурсов) налоговая система включает в себя большое число других налогов. Они служат для пополнения местных бюджетов.
Это прежде всего государственная пошлина, которая представляет собой платеж государству за совершение соответствующими органами определенных действий в интересах плательщика: рассмотрение исковых Заявлений , выдачу юридических документов, регистрацию актов гражданского состояния и пр.
Другой вид отчислений государству - регистрационный сбор с граждан, решивших заняться предпринимательской деятельностью. Они составляют широкий слой граждан, готовых своим трудом создавать материальные и духовные ценности, не образуя при этом юридического лица. Лицо, уплатившее регистрационный сбор, получает свидетельство о государственной регистрации утвержденного образца, в котором, по его желанию, может быть указано несколько видов предпринимательской деятельности.
Местные органы власти вправе взимать также сбор за право торговли, уплачиваемый за разовое разрешение торговать или за временный патент на торговлю; лицензионный сбор за право торговли.
Наиболее широкий круг граждан охватывает курортный сбор с физических лиц. Этот вид платежа является обязательным для всех, кто приезжает отдыхать в курортные местности, расположенные на территории России, не имея путевок или курсовок, т. е. неорганизованным образом. Цель курортного сбора - компенсировать местным органам власти дополнительные расходы, связанные с обслуживанием таких "неорганизованных" отдыхающих.
Весьма существенными для предприятий и населения являются отчисления во внебюджетные целевые фонды: дорожные, пенсионный, социального страхования, медицинского страхования, занятости.
Дорожные фонды служат для содержания и развития сети автомобильных дорог общего пользования.
Пенсионный фонд позволяет создать для всех граждан, имеющих право на получение пенсии, единые нормы пенсионного обеспечения. Главный источник его формирования - обязательные отчисления работодателей - предприятий и организаций.
В фонде социального страхования аккумулируются средства для выплаты работающим пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка.
Из фонда занятости населения финансируются мероприятия по обеспечению занятости населения, проводимые государством.
Компетенция государственных налоговых органов. Обязанности и ответственность налогоплательщиков.
В соответствии с действующими нормами предприятия обязаны вести бухгалтерский учет и представлять налоговым органам отчетность о своей финансово-хозяйственной деятельности, а также сведения и документы, связанные с исчислением и уплатой налогов, в том числе подтверждающие право на льготы по налогообложению, своевременно и в полном объеме уплачивать причитающиеся налоги, допускать должностных лиц налоговых органов для обследования помещений, где осуществляется деятельность, связанная с извлечением прибыли (доходов) либо с содержанием объектов налогообложения, а также для проверок по вопросам исчисления и уплаты налогов.
Предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, обязаны вести учет как доходов, получаемых в денежной и натуральной форме от ее осуществления , так и связанных с этим расходов. Предприниматель обязан представлять декларацию налоговому органу, а также предъявлять по требованию последнего документы, подтверждающие достоверность данных, указанных в декларации.
Налоговым органам предоставлено право производить на предприятиях любых форм собственности и у физических лиц проверки денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, планов, смет, деклараций и иных документов, свя- занных с исчислением и уплатой налоговых и иных обязательных платежей государству.
При осуществлении своих полномочий инспекции могут обследовать любые производственные, складские, торговые и иные помещения предприятий и граждан, которые используются для извлечения доходов либо связаны с содержанием объектов налогообложения. Инспекциям дано право приостанавливать операции предприятий, учреждений и организаций по расчетным и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях в случаях непредставления должностным лицам инспекции бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей государству.
Исключительно важным для соблюдения законодательства о налогообложении является наделение налоговых инспекций правом - наложения санкций на предприятия и граждан.
Начальники налоговых инспекций и их заместители могут налагать административные штрафы на должностных лиц предприятий , учреждений и организаций , виновных в сокрытии или занижении прибыли или дохода, сокрытии иных объектов налогообложения, а также в отсутствии бухгалтерского учета или ведении его с нарушением установленного порядка.
Следует учитывать, что суммы налогов, не внесенные в установленные сроки, а также суммы сокрытой (заниженной) прибыли или дохода и штраф за сокрытие взыскиваются по распоряжению налоговых органов в бесспорном порядке. При этом на своевременно не уплаченную сумму начисляется пеня.
Срок исковой давности по претензиям, предъявляемым к физическим лицам по взысканию налогов в бюджет, составляет три года. Бесспорный порядок взимания недоимок по налогам с юридических лиц может быть применен в течение шести лет с момента образования недоимки.
Как видим, законы весьма строги к нарушителям порядка налогообложения. Вместе с тем налогоплательщик не бесправен. Он может предъявлять налоговым органам документы, подтверждающие право на льготы по налогам. Он вправе знакомиться с актами проверок, проведенных налоговыми органами, представлять налоговым органам пояснения по исчислению и уплате налогов и по актам проведенных проверок. Наконец, у него есть право обжаловать решения налоговых органов и действия их должностных лиц в судебном порядке.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10