Из выше приведенной таблицы
следует, что почти 40% займов пришлись на займы макроэкономического характера
и, следовательно, пополняющие доходы государственного бюджета, 20% которых были
направлены в энергетику (главным образом в угольную и нефтяную), 20% - в
социальную. Что касается объявления дефолта в августе 1998г. по ряду внутренних
и внешних обязательств, то это привело к замораживанию последующих кредитов,
утвержденных ВБ. Хотя 26 февраля 1999г. подписано соглашение о предоставлении
России нового инвестиционного кредита на 400 млрд. $ на строительство и ремонт шоссейных
дорог.
Что касается ЕБРР, то ключевым элементом стратегии ЕБРР является
кредитование и финансирование путем вложения в акционерные капиталы конкретных
инвестиционных проектов, преимущественно в частном секторе ( как правило до 35%
стоимости проекта), имеющих целью содействие структурной перестройке,
приватизации, а также развитию финансового сектора и инфраструктуры (
транспорт, связь ), обеспечивающих производственную деятельность. Кроме того,
Банк оказывает России кредитную и финансовую помощь в сфере развития
энергетики, горнодобывающей промышленности, конверсии промышленного
производства, в банковском секторе, подготовке кадров. ЕБРР обычно не требует
гарантий правительства.
Табл. 2.4. Отраслевая структура проектов ЕБРР
подписанная до 31 декабря 1998г.
( Источник. Деятельность ЕБРР в России. Информационный
листок Представительства ЕБРР в Москве, 1999г. )
Хотелось бы отметить, что
еще одним из направлений функционирования ЕБРР в РФ является его участие в акционерных
капиталах инвестиционных фондов. Их основная деятельность сосредоточенна на вложения
в акции российских предприятий.
2.2.
Рыночные заимствования РФ.
Если рассматривать эмиссию
ценных бумаг на мировой фондовый рынок РФ, то можно отметить такую тенденцию: данный способ мобилизации ресурсов
в большей степени использовался государством нежели чем компаниями, последние
отдавали явное предпочтение долевым ценным бумагам, которые не сопряжены с
ростом задолжности.