Рефераты. Основные вопросы реструктуризации государственного долга РФ

Что касается реальных заимствований РФ, то можно их классифицировать следующим образом: рыночные долговые обязательства в виде эмиссионных ЦБ, нерыночные обязательства, связанные с исполнением федерального бюджета и выпущенные для финансирования образовавшейся задолжности.

Основным различием данных двух групп является, во-первых, то, что первые из них имеют определенную программную форму, закладываются в бюджетные проектировки на ряд лет,  а, во-вторых, связаны с необходимостью решения текущих оперативных бюджетных проблем.

Число видов ( статей) госдолга не является стабильным и имеет тенденцию к увеличению, в основном это происходит за счет нерыночных инструментов.


      


1.2.          Методы управления госдолгом.



В последние годы наметились качественно новые тенденции в сфере управления госдолгом, что обусловлено форсированным переходом к рыночным механизмам его формирования и обслуживания. Главные черты новых тенденций - мобилизация ресурсов с помощью займов и других государственных обязательств, использование налоговой системы, активных методов реструктуризации заимствований и организации обслуживания долга. Система управления госдолгом должна иметь два режима функционирования:

·   Управление в нормальном режиме воспроизводственного процесса

·   Кризисное управление в условиях обостряющегося дефицита бюджета, спада производства, сокращение возможностей привлечения новых заимствований.

  Разница между этими режимами лежит в плоскости оценки ключевых составляющих гос. заимствований: накопление госдолга, система платежей, тенденции новых заимствований.

Нормальный режим связан, во-первых, с обеспечением стабилизации долговых параметров; во-вторых, с наличием дефицитного бюджета (нулевой первичный дефицит); в-третьих, с созданием условий для сближения усредненной реальной ставки процента по долгу и темпу прироста ВВП; в-четвертых, с нормализацией процесса сокращения краткосрочных обязательств по долгу, по отношению к среднесрочным и долгосрочным обязательствам.

Кризисное управление госдолгом связано с функционированием экономики на грани дефолта, что мы имеем с конца 1998г. причем проблема госдолга возникает не тогда, когда он уже образуется и существует, а тогда когда рост долга становится неуправляемым, а процесс его выплаты начинает затрудняться, оказывая давление на весь процесс функционирования государства, процессы поддержания экономики страны в нормальном состоянии. В этом случае  возникает необходимость в поиске решения следующих проблем:

·        Общая оценка эффективности политики заимствований государством средств, особенно в связи с нарастанием напряженности в обслуживании долга,

·        Определение предельно допустимых размеров госдолга с учетом особенностей данного этапа развития экономики и предела размеров долга с учетом этих особенностей,

·        Анализ и оценка методов  финансирования бюджетного дефицита и возможных источников его покрытия,

·        Определение направлений и мер по стабилизации размеров госдолга,

·        Оценка влияния госдолга на перспективы развития экономики страны, учитывая общие трудности реформирования .

Госдолг представляет собой сложное экономико-финансовое образование, особый финансовый механизм, требующий использования системы методов для его регулирования. К ним можно отнести:

    стабилизационные инструменты в госдолге, управление динамикой долга,

    уменьшение государственного внутреннего долга,

    реструктуризация задолженностей экономических субъектов (предприятий и организаций) бюджету,

    контроль за заимствованиями субъектами РФ,

    сокращение государственного долга путем недофинансирования бюджетной сферы,

    снижение стоимости обслуживания госдолга.

Основным методом управления госдолгом является оптимизация государственных заимствований.  Данный подход выходит за рамки понятия “метод регулирования”, представляя собой практически программу по оптимизации заимствований, в рамках  которой осуществляется маневр внешними и внутренними займами.

Оптимизационный подход касается как формирования долга, так и его обслуживания, включая следующие меры: обесценение эквивалентности текущих долгов и будущих налогов; сохранение баланса в эмиссионной деятельности и сборе налогов с процессом наращивания долга и размерами его обслуживания; реализация политики стабилизации долга в увязке с процессом инвестирования;  проведение мер по трансформации политики роста долга в ограничительную политику, стабилизирующую рост долга.

Эффективным методом управления госдолгом является удлинение государственного долга. Он является одним из ключевых и связан с процессом замещения “коротких” и  “дорогих” долгов на “длинные” и “дешевые”.

Организационная подсистема управлением госдолгом включает:

·        Федеральную службу по управлению госдолгом;

·        функционально-ориентированные структурные подразделения по управлению госдолгом в Минфине РФ и ЦБ РФ;

·        организационно-методическое обеспечение управления госдолгом, включающие разработки по прогнозированию госдолга, организации системы учета госдолга (в рамках государственных финансов), методических разработок по структуре долга, расчетных систем обслуживания долга.

В компетенцию Федеральной службы по управлению госдолгом входят: установление норм и правил, регулирующих рынки инструментов долга; определение первичных дилеров; регулирующие и координирующие функции по отношению к регионам, которые осуществляют эмиссию обязательств на внешних и внутренних рынках; подготовка предложений по увеличению госдолга ( объемам выплате процентов); подготовка аналитических материалов по оценке состояния госдолга; подготовка нормативно-методических материалов по работе с госдолгом. Важнейшим направлением деятельности службы по управлению госдолгом является управление дюрацией государственных обязательств, в частности: управление и контроль за процентными выплатами по долгу; регулирование ликвидности рынка долговых инструментов; координация функций по формированию валютной структуры долга; управление кассовыми потоками.


2.   Международное кредитование и финансирование РФ.

В короткой истории международных кредитно-финансовых отношений можно выделить три этапа. Первый – до 1995г, когда Россия была слабо интегрирована в мировой финансовый рынок  капиталов и ресурсы поступали преимущественно в форме многостороннего и двустороннего  официального финансирования. Второй этап – 1996-1997гг.- время быстрой интеграции в мировой рынок капиталов. Третий этап – в конце 1997г. Россия сталкивается с финансовым кризисом, кульминацией которого явился кризис августа 1998г. В результате чего общая сумма госдолга РФ составила ( на начало 1999г.) 158,8 млрд. долл. По некоторым оценкам, накануне кризиса долг частных российских заемщиков  составлял54 млрд. долл., в том числе банков – 29 млрд. долл., предприятий – 25 млрд. долл.   

Что касается финансовых потоков в Россию, то их можно разделить на: прямые инвестиции, портфельные инвестиции в долевые ценные бумаги, эмиссия долговых обязательств, банковские кредиты.


Табл. 2.1. Структура потока внешних ресурсов.



1995

1996

1997

1998 (1-е полугодие)


$ млрд

%

$ млрд

%

$ млрд

%

$ млрд

%

Прямые инвестиции

1,7

21

2,5

10

6,2

14

1,2

8

Портфельные инвестиции

- 1,4

- 1,7

9,9

39

18,2

43

8

52

Прочие ресурсы

7,9

96

13,5

51

18,7

43

6,3

40

всего

8,2

100

25,4

100

43,1

100

15,4

100


 Среди них наибольший удельный вес занимают кредиты международных финансовых институтов (МВФ, МБРР, ЕБРР).


2.1                        Отношение РФ с Международными кредитными организациями.


Членом МВФ и МБРР Россия стала 1 июня 1992г. и 16 июня 1992г. соответственно.

Что касается квоты РФ, то после девятого и одиннадцатого общего пересмотра она была увеличена на 50% и на 45% соответственно, в результате чего составила 5945,4 млн. СДР ( 2,804% доли в общей сумме квот). По величине квоты Россия занимает девятое место вслед за Канадой. Такая квота не дает России право на постоянном месте в Исполнительном совете, в отличие от пяти стран с наибольшими квотами  (США, Германия, Япония, Великобритания, Франция), хотя это позволяет ей  единолично избирать собственного исполнительного директора.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.