|
28,4 |
12,1 |
0,3 |
-3,6 |
7,3 |
27,2 |
||
|
Связанные кредиты |
н/д |
13,7 |
7,4 |
9,7 |
5,0 |
7,8 |
|
|
Несвязанные кредиты |
н/д |
3,0 |
0,9 |
3,1 |
7,4 |
10,2 |
|
|
Еврооблигации |
н/д |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
3,1 |
15,1 |
|
|
Платежи по основному долгу |
н/д |
-4,5 |
-8,1 |
16,4 |
-8,2 |
-5,9 |
|
Внутреннее финансирование |
71,6 |
87,9 |
99,7 |
103,6 |
92,7 |
72,8 |
||
|
Центральный банк |
64,5 |
79,9 |
92,4 |
27,7 |
27,0 |
17,5 |
|
|
прямые кредиты |
61,8 |
75,5 |
80,3 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
|
покупка ценных бумаг плюс уменьшение ЧМР |
2,6 |
4,4 |
12,1 |
27,7 |
27,0 |
17,5 |
|
|
ГКО-ОФЗ |
0,0 |
0,6 |
11,0 |
53,0 |
60,1 |
52,6 |
|
|
Прочие источники |
7,1 |
7,4 |
-3,7 |
23,0 |
5,6 |
2,7 |
|
Примечание. Чистые международные резервы (ЧМР) исчисляются как разница между валовыми международными резервами (BMP) и валовыми международными обязательствами (ВМО). BMP включают золотой запас и валютные активы государства и Центрального банка, специальные права заимствования и резервы в МВФ, а также номинированные в твердой валюте требования к финансовым институтам-нерезидентам, ВМО - валютные обязательства перед нерезидентами со сроком выплаты до одного года, а также все обязательства, возникающие в результате заимствований у иностранных банков, организаций и правительств с целью поддержания платежного баланса независимо от срока выплаты. |
||||||||
Внутренний государственный долг
Активное использование в финансировании дефицита заимствований на рынке ценных бумаг положило начало резкому росту внутреннего государственного долга. Он включает задолженность по ГКО и ОФЗ, облигациям государственного сберегательного займа (ОГСЗ), реструктурированную задолженность по внутренним валютным облигациям (известным под названием "тайга", или "минфинки"), а также просроченную задолженность по централизованным кредитам сельскому хозяйству и северным регионам. С ростом внутреннего госдолга увеличивались и расходы на его обслуживание. К 1998 г. они превратились в одну из наиболее крупных и прогрессирующих статей расходов федерального бюджета.
Внутренний государственный долг и расходы на его обслуживание на 1 января
Внутренний госдолг
1994 г.
1995 г.
1996 г.
1997 г.
1998 г.
1999 г.
Внутренний госдолг:
35,2
88,4
188,0
336,5
501,0
751,0
млрд новых рублей
% ВВП
21,7
14,0
11,9
16,6
19,4
28,0
В том числе:
0,3
18,9
85,2
249,0
449,0
480,0
задолженность по ценным бумагам:
млрд рублей
% ВВП
0,2
3,0
5,4
11,3
17,4
17,9
задолженность Центральному банку:
29,2
58,8
61,0
59,6
0,0
0,0
млрд рублей
% ВВП
18,0
9,3
3,8
2,7
0,0
0,0
Обслуживание долга:
0,99
16,1
38,2
105,7
96,3
106,0
млрд рублей
% ВВП
0,6
2,6
2,4
4,8
3,7
4,0
Примечание. В 1998 г. внутренний госдолг включал задолженность правительства по кредитам, полученным от Центрального банка на покрытие бюджетного дефицита в 1991-1994 гг. (более 64 млрд рублей), ГКО (266 млрд), ОФЗ (72 млрд) и другие долги, включая целевой заем 1990 г., целевые вклады и чеки на автомобили (не учтена задолженность по вкладам, обесценившимся от инфляции).
Несмотря на то, что номинальная величина внутреннего государственного долга в 1992-1994 гг. быстро росла за счет увеличения задолженности правительства Центральному банку, высокая инфляция снизила реальный объем внутреннего долга с 21,7% ВВП на 1 января 1994 г. до 11,9% ВВП на 1 января 1996 г. На конец 1999 г. верхний предел государственного внутреннего долга определен в 632 млрд рублей.
Государственные заимствования требовали значительно больше ресурсов, чем были внутренние ликвидные сбережения, дефицит государственных финансов сократить не удалось, а возможность внешних заимствований оставалась весьма ограниченной. В этой ситуации появилась необходимость допустить нерезидентов на рынок внутреннего государственного долга. В феврале 1994 г. Центральный банк официально объявил о допуске нерезидентов на этот рынок и разрешил им приобретать до 10% номинального объема выпуска госбумаг. В феврале 1996 г. правила смягчили, разрешив иностранным инвесторам участвовать через уполномоченные банки-нерезиденты в аукционах по ОФЗ и репатриировать получаемую прибыль (19-24% годовых в валюте) под гарантии Центробанка. В августе 1996 г. Центробанк разрешил им участвовать на вторичных торгах через российские банки-дилеры. Постепенное понижение в 1997 г. гарантированной доходности для нерезидентов до 9% годовых практически не отразилось на привлекательности для них рынка государственных обязательств. С 1 января 1998 г. Центральный банк и правительство объявили о полной либерализации рынка для нерезидентов (были отменены ограничения на срок репатриации прибыли и гарантированный уровень доходности). В результате доля нерезидентов на рынке ГКО-ОФЗ неуклонно росла и в апреле 1998 г. составила 28-30%.
Широкий доступ нерезидентов на рынок внутреннего госдолга, с одной стороны, позволил снизить процентные ставки и тем самым, во-первых, уменьшить нагрузку на бюджет в части расходов на обслуживание государственного долга; во-вторых, облегчить получение кредитов для реального сектора. С другой стороны, резко возросла зависимость российской экономики от конъюнктуры мировых финансовых рынков.
Внешний государственный долг
В последние годы российское правительство шло на привлечение внешних кредитов, потому что они были существенно дешевле внутренних, получаемых путем размещения ценных бумаг. В 1996-1997 гг. активизировались заимствования на внешних финансовых рынках. Но с осени 1997 г. ситуация осложнилась. Переход на внешние заимствования пришелся на конец подъема мировой экономики и начало финансовых потрясений на финансовых рынках развивающихся стран. Серия финансовых кризисов, особенно в странах Юго-Восточной Азии, и растущая по этой причине нестабильность международных финансовых рынков резко ограничили возможности относительно дешевого внешнего финансирования.
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.