|
За годы реформ налоговые доходы государства резко сократились, что связано с сокращением налогооблагаемой базы из-за спада производства, с начатой в 1992 г. и не доведенной до конца налоговой реформой, низким внутренним спросом, уходом бизнеса в теневую экономику, массовыми уклонениями от уплаты налогов. Россия вот уже лет пять похожа на латиноамериканскую страну по структуре распределения доходов населения. На 20% россиян приходится 47% доходов. Причем эти 20% не платят налогов с трех четвертей своих доходов, чего как раз и не хватает для исполнения государством социальных обязательств.
Годовой прирост недоимок в бюджет (без внебюджетных фондов), % ВВП
Недоимки
1992 г.
1993 г.
1994 г.
1995 г.
1996 г.
1997 г.
1998 г., первое полугодие
В федеральный бюджет
0,3
1,2
2,0
2,1
1,0
1,2
2,1
В консоли-
дированный бюджет
0,5
2,0
3,0
3,9
1,7
2,9
3,9
Доходная часть бюджета систематически падает, а расходы государства сокращаются медленнее и недостаточно для того, чтобы установилось бюджетное равновесие. Кроме того, в условиях хронического недовыполнения бюджетных планов по доходам секвестирование расходов проводилось под давлением лоббирующих групп (АПК, ВПК, банковский и минерально-сырьевой сектор и др.). В результате сложилась крайне нерациональная структура расходов, которая не способна обеспечить ни экономический рост, ни поддержание достаточного уровня социально-политической стабильности в обществе.
Расходы консолидированного бюджета (включая внебюджетные фонды и за вычетом погашений) по направлениям, % ВВП
Расходы
1992
1993
1994
1995
1996
1997
1998
На органы государственной власти и управления
0,6
0,9
1,1
0,7
0,8
1,1
1,1
На оборону
4,7
4,4
4,4
3,0
2,9
3,0
2,1
На правоохранительные органы
1,4
1,6
1,8
1,6
1,8
2,1
1,6
На науку
0,6
0,6
0,5
0,3
0,4
0,4
0,2
На социальные и коммунальные услуги
13,8
18,0
18,0
16,0
16,6
17,4
16,6
на образование
3,8
4,3
4,4
3,6
3,8
4,1
3,6
на культуру, искусство, средства массовой информации
0,6
0,6
0,7
0,6
0,5
0,6
0,4
на здравоохранение и физкультуру
2,6
3,3
3,1
2,5
2,6
4,1
3,8
на социальное обеспечение
6,8
9,7
9,7
9,3
9,7
8,7
8,7
На государственные услуги, предоставляемые народному хозяйству
20,9
12,7
10,9
9,7
9,0
9,4
7,4
Правительство пыталось (особенно на рубеже 1997-1998 гг.) навести порядок в расходовании бюджетных средств - в основном упорядочить отдельные расходы, выявить и ликвидировать нерациональные расходы. Но проблема сложнее.
С одной стороны, государству нужно отказаться от значительной части своих обязательств. Обязательства российского государства (идущие еще от советской эпохи и принятые позже Госдумой - индексация зарплаты бюджетников, детские пособия, выплаты офицерам при увольнении в запас или отставку, долги бесчисленных бюджетных организаций по оплате топлива, энергии и т.п.) в рамках федерального бюджета составили в 1998 г. около 25% ВВП, в рамках консолидированного бюджета - 45-50%, что непосильно для российской экономики (и для процветающей германской многовато: Германия намерена к 2000 г. сократить госрасходы с 50 до 46%). Наличие таких обязательств, даже если они не выполняются, порождает неплатежи и подрывает авторитет государства.
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.