Рефераты. Организация материально-технического обеспечения

Коммерческая логистика – это область деятельности, которая приобретает все большее практическое значение. Поэтому государственный и частный секторы проявляют растущий интерес к сфере коммерческой логистики.


Логистику можно рассмотреть как процесс управления продвиже­нием материальных ресурсов. На этом пути совершается множество логистических операций, связанных с материально-техническим снабжением, производством и сбытом готовой продукции. Логисти­ку здесь можно подразделить на заготовительную, внутрипроизвод­ственную и распределительную.

Логистику можно также подразделить на материальную или транспортно-складскую, информационную, финансовую и кадровую.

Сфера приложения в предпринимательской деятельности придает логистике преимущественно отраслевой характер.

Остановимся подробнее на содержании логистики. В на­стоящее время логистика рассматривается как эффективное управление материальными потоками в сфере производства и обращения.

В сфере материально-технического снабжения основу логисти­ческого потока составляют: транспортные средства, погрузо-разгрузочные механизмы, весовое хозяйство, складские сооруже­ния, средства связи и передачи информации. Связи между отдель­ными элементами логистикрг складываются в логистические цепи. Логистическая цепь представляет собой совокупность лиц, участ­вующих в логистической операции. Поставщики, потребители, посредники и перевозчики создают логистический канал.

Параметрами логистической цепи являются организационный ко­эффициент звенности (который показывает, сколько раз продава­лась та или иная продукция) и складской коэффициент звенности (свидетельствующий о количестве совершенных перевалок на пути следования груза).

Существующие методы и средства логистического управления в совокупности составляют логистическую инфраструктуру товарного рынка. К субъектам ее относятся транспортные и складские пред­приятия и коммерческие посредники. Они непосредственно или косвенно предопределяют материальные потоки в сфере обращения при установлении хозяйственных связей и выборе способа доставки материалов в адрес конкретных потребителей.

В силу своей целевой ориентации коммерческая логистика ис­пользует маркетинг в целях беспрепятственного продвижения ма­териальных потоков непосредственно до каждого потребителя. Для согласования интересов материально-технического снабже­ния, производства и сбыта необходимо формирование общей логи­стической концепции, на основе которой осуществляются анализ состояния внешней экономической среды, установление темпов развития потребительского спроса и состояния конкуренции на рынке товаров.

При соответствующей проработке и реализации логистиче­ская концепция приводит к конкретным экономическим резуль­татам по сокращению производственного цикла, уменьшению запасов материальных ресурсов и готовой продукции, усилению инвестиционных процессов и повышению конкурентоспособно­сти на рынке товаров.

Затраты на выполнение логистических операций формируют ло­гистические издержки, которые представляют собой сумму издер­жек обращения и части издержек производства (затраты на тару, упаковку, траспортно-складские работы и т. д.)- Затраты на логисти­ку могут быть исчислены в процентах суммы продаж, в расчете на единицу массы сырья, материалов и готовой продукции.

Эффективность логистической системы определяется набором показателей, характеризующих качество работы системы при задан­ном уровне логистических издержек. С точки зрения потребителей эффективность логистической системы можно определить двумя показателями: качеством и ценой обслуживания, которые характеризуют логистические издержки. Вместе с тем качество обслужива­ния как синтезирующий, совокупный показатель можно определить исходя из следующих критериев: доставки продукции потребителю в установленный срок, обеспечения высокого уровня технического обслуживания и выполнения заказа в установленное время.

При оптимизации транспортных издержек следует учитывать совокупные издержки не только на приобретение и транспортиров­ку, но и связанные с поиском продукции на рынке и установлени­ем хозяйственных связей с изготовителем. Такие издержки называются трансакционными, они включают затраты на поиск информа­ции, ведение переговоров и заключение контракта и затраты по со­блюдению условий контракта. Наличие больших трансакционных издержек побуждает потребителя изыскивать организационные и технические средства по их сокращению. К сокращению трансакционных издержек приводит формирование логистических структур при организации процесса товародвижения.


Методы планирования в снабжении и логистике

Создание запасов материальных ресурсов - ключевой вопрос планирования МТО, поэтому находится под постоянным контролем работников снабжения.

При принятии решений о доставке материалов, организации складирования или осуществления новых закупок важно знать на­значение запасов, их положительные и отрицательные стороны.

Управление запасами может усложниться в связи с быстро ме­няющейся рыночной обстановкой. Складские запасы всегда могут быть либо завышенными, либо слишком малыми, либо не соответ­ствующими требуемому ассортименту. Однако известно, что излишние запасы сопряжены со значительными издержками по их хранению и переработке.

Существует множество различных систем управления запасами, применение которых направлено на сокращение расходов по хра­нению и переработке запасов. Зарубежная практика (японская, американская) целиком полагается на разработку системы планиро­вания, построенной на определении потребности в сырье и мате­риалах. Применение в Японии системы «канбан» изменило отно­шение производителей ко всем формам складирования. В основе этой системы лежит точная и своевременная информация по всем направлениям деятельности участников товародвижения. Совре­менные компьютерные программы позволяют широко автоматизи­ровать процесс закупок и контроля за состоянием запасов.

Основные расходы, связанные с хранением и содержанием за­пасов, включают: стоимость по хранению и аренде складских по­мещений, стоимость складского оборудования, расходы, связанные с хранением материалов на складе, оплату обслуживающего персо­нала и эксплуатационные расходы, расходы по страховке материальных ценностей и др. Общие складские издержки достигают зна­чительных размеров и составляют порядка 25—50% стоимости хра­нимых материалов.

 

 

 

 

 

 

 

Выбор поставщика

При создании устойчивой базы снабжения любого предприятия чрезвычайно важен выбор поставщика. Решение разместить заказ у конкретного поставщика зависит от ряда факторов. Поставщик должен удовлетворять по качеству и объему поставляемой продукции, условиям доставки продукции, цене и уровню обслуживания. Немаловажным при выборе предприятием поставщика является его техническое состояние, развитость инфраструктуры, финансовое положение, трудовые отношения и местонахождение.

Решения о выборе поставщика можно рассматривать как выбор в условиях неопределенности, что сопряжено с достаточно высоким рис­ком. Риск будет возрастать при закупке неизвестных сырья, изделий или оборудования. Поэтому следует обращаться к дополнительным источ­никам информации. Это могут быть каталоги, торговые журналы, раз­личного рода рекламные объявления и использование интернета.

Оценка поставщиков требует непрерывного отслеживания их деятельности. Обычно предприятия-заказчики разбивают сущест­вующих поставщиков на две группы. В первую входят новые по­ставщики, надежность которых еще не проверена. Вторую группу составляют поставщики, уже зарекомендовавшие себя в прошлые годы. Эти поставщики постоянно оцениваются с формальных и нефор­мальных позиций. Неформальная оценка включает оценку личных контактов с поставщиком и сотрудниками его подразделений. Заказ­чик аккумулирует всю информацию о поставщике; особенно важно бывает установить личные контакты с отделом закупок.

Многие предприятия проводят рейтинги поставщиков с балль­ной оценкой по каждому фактору. Хорошие результаты деятельно­сти поставщика могут быть вознаграждены дополнительными зака­зами, в то время как слабые поставщики могут получить снижен­ные объемы заказа или от их услуг можно отказаться.

Большинство предприятий наблюдают за деятельностью основ­ных поставщиков гораздо внимательнее, чем за деятельностью второ­степенных. Для деления поставщиков на категории аналогично деле­нию запасов по объемам и цене закупаемых партий материалов ис­пользуется модель АВС. Цель такого деления заключается в том, чтобы оценить каждую категорию по соответствующей схеме оценки.

Важна также оценка деятельности потенциальных поставщиков, но для этого часто необходимы значительные затраты времени и средств. При оценке потенциальных поставщиков наиболее важны их технические и инженерные возможности, производственный и финан­совый план и способность эффективно управлять производством.

При оценке потенциального поставщика необходимо ответить на следующие вопросы: способен ли этот поставщик полностью удовлетворить потребности заказчика в краткосрочном и долго­срочном периоде.

Важна оценка финансовой стороны деятельности поставщика. В числе других показателей проверяются его кредитный рейтинг, структура капитала, рентабельность, оборотный капитал, состояние запасов, коэффициент ликвидности, доходность инвестиций и др. Все эти показатели характеризуют финансовую стабильность и конкурентоспособность продукции поставщика.

Кроме указанных факторов, которые следует учитывать при вы­боре поставщиков, важно и то, у кого покупать продукцию: у про­изводителей или у дистрибьюторов. Для принятия этого решения нужно исследовать финансовое состояние, сложившуюся репутацию, качество поставляемой продукции и обслуживания, надеж­ность поставок и обоснованность цены. Все эти факторы следует учитывать при выборе дополнительных источников снабжения.










Заключение

 

При организации МТО предприятий в условиях рыночных пре­образований широко используются логистические подходы. Главная часть инфраструктуры процесса снабжения — складское хозяйство.

Одним из основных вопросов организационной структуры управления МТО по функциям и товарному принципу является оп­ределение потребности в материальных ресурсах. Для определения материальных ресурсов применяются различные методы.

Основное преимущество коммерческой логистики состоит в том, что использование логистического метода в снабжении позво­ляет минимизировать транспортные издержки при рационализации процесса снабжения.

Особый интерес представляют методы планирования в снаб­жении и логистике: модели по определению партии поставок про­дукции, минимизации расходов на содержание запасов.

Выбирая поставщика при организации закупок материальных ресурсов, следует соблюдать основные принципы, что является га­рантией надежности и эффективности организации процесса снаб­жения материальными ресурсами.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1.     Экономика предприятия: учебник для вузов/под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара - 4-е изд. переработанное и дополненное. – М.:ЮНИТА-ДАНА,2004

2.     Р.К. Горшков Организация коммерческой деятельности в строительстве: Учебное пособие.  – М.:Экслибрис – Пресс. 2005.

3.     А.Е.Карлика, М.Л.Шухгалтер Экономика предприятия - М.:ИНФРА – М, 2004

4.     Хазанова Л.Я. Логистика: методы и модели управления материальными потоками. – М.:Бек,2003

5.     Волков О.И. Девяткин О.В. Экономика предприятия (фирмы) – М.:ИНФРА-М,2005


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.