Коммерческая логистика – это область деятельности, которая приобретает все большее практическое значение. Поэтому государственный и частный секторы проявляют растущий интерес к сфере коммерческой логистики.
Логистику можно рассмотреть как процесс управления продвижением материальных ресурсов. На этом пути совершается множество логистических операций, связанных с материально-техническим снабжением, производством и сбытом готовой продукции. Логистику здесь можно подразделить на заготовительную, внутрипроизводственную и распределительную.
Логистику можно также подразделить на материальную или транспортно-складскую, информационную, финансовую и кадровую.
Сфера приложения в предпринимательской деятельности придает логистике преимущественно отраслевой характер.
Остановимся подробнее на содержании логистики. В настоящее время логистика рассматривается как эффективное управление материальными потоками в сфере производства и обращения.
В сфере материально-технического снабжения основу логистического потока составляют: транспортные средства, погрузо-разгрузочные механизмы, весовое хозяйство, складские сооружения, средства связи и передачи информации. Связи между отдельными элементами логистикрг складываются в логистические цепи. Логистическая цепь представляет собой совокупность лиц, участвующих в логистической операции. Поставщики, потребители, посредники и перевозчики создают логистический канал.
Параметрами логистической цепи являются организационный коэффициент звенности (который показывает, сколько раз продавалась та или иная продукция) и складской коэффициент звенности (свидетельствующий о количестве совершенных перевалок на пути следования груза).
Существующие методы и средства логистического управления в совокупности составляют логистическую инфраструктуру товарного рынка. К субъектам ее относятся транспортные и складские предприятия и коммерческие посредники. Они непосредственно или косвенно предопределяют материальные потоки в сфере обращения при установлении хозяйственных связей и выборе способа доставки материалов в адрес конкретных потребителей.
В силу своей целевой ориентации коммерческая логистика использует маркетинг в целях беспрепятственного продвижения материальных потоков непосредственно до каждого потребителя. Для согласования интересов материально-технического снабжения, производства и сбыта необходимо формирование общей логистической концепции, на основе которой осуществляются анализ состояния внешней экономической среды, установление темпов развития потребительского спроса и состояния конкуренции на рынке товаров.
При соответствующей проработке и реализации логистическая концепция приводит к конкретным экономическим результатам по сокращению производственного цикла, уменьшению запасов материальных ресурсов и готовой продукции, усилению инвестиционных процессов и повышению конкурентоспособности на рынке товаров.
Затраты на выполнение логистических операций формируют логистические издержки, которые представляют собой сумму издержек обращения и части издержек производства (затраты на тару, упаковку, траспортно-складские работы и т. д.)- Затраты на логистику могут быть исчислены в процентах суммы продаж, в расчете на единицу массы сырья, материалов и готовой продукции.
Эффективность логистической системы определяется набором показателей, характеризующих качество работы системы при заданном уровне логистических издержек. С точки зрения потребителей эффективность логистической системы можно определить двумя показателями: качеством и ценой обслуживания, которые характеризуют логистические издержки. Вместе с тем качество обслуживания как синтезирующий, совокупный показатель можно определить исходя из следующих критериев: доставки продукции потребителю в установленный срок, обеспечения высокого уровня технического обслуживания и выполнения заказа в установленное время.
При оптимизации транспортных издержек следует учитывать совокупные издержки не только на приобретение и транспортировку, но и связанные с поиском продукции на рынке и установлением хозяйственных связей с изготовителем. Такие издержки называются трансакционными, они включают затраты на поиск информации, ведение переговоров и заключение контракта и затраты по соблюдению условий контракта. Наличие больших трансакционных издержек побуждает потребителя изыскивать организационные и технические средства по их сокращению. К сокращению трансакционных издержек приводит формирование логистических структур при организации процесса товародвижения.
Методы планирования в снабжении и логистике
Создание запасов материальных ресурсов - ключевой вопрос планирования МТО, поэтому находится под постоянным контролем работников снабжения.
При принятии решений о доставке материалов, организации складирования или осуществления новых закупок важно знать назначение запасов, их положительные и отрицательные стороны.
Управление запасами может усложниться в связи с быстро меняющейся рыночной обстановкой. Складские запасы всегда могут быть либо завышенными, либо слишком малыми, либо не соответствующими требуемому ассортименту. Однако известно, что излишние запасы сопряжены со значительными издержками по их хранению и переработке.
Существует множество различных систем управления запасами, применение которых направлено на сокращение расходов по хранению и переработке запасов. Зарубежная практика (японская, американская) целиком полагается на разработку системы планирования, построенной на определении потребности в сырье и материалах. Применение в Японии системы «канбан» изменило отношение производителей ко всем формам складирования. В основе этой системы лежит точная и своевременная информация по всем направлениям деятельности участников товародвижения. Современные компьютерные программы позволяют широко автоматизировать процесс закупок и контроля за состоянием запасов.
Основные расходы, связанные с хранением и содержанием запасов, включают: стоимость по хранению и аренде складских помещений, стоимость складского оборудования, расходы, связанные с хранением материалов на складе, оплату обслуживающего персонала и эксплуатационные расходы, расходы по страховке материальных ценностей и др. Общие складские издержки достигают значительных размеров и составляют порядка 25—50% стоимости хранимых материалов.
Выбор поставщика
При создании устойчивой базы снабжения любого предприятия чрезвычайно важен выбор поставщика. Решение разместить заказ у конкретного поставщика зависит от ряда факторов. Поставщик должен удовлетворять по качеству и объему поставляемой продукции, условиям доставки продукции, цене и уровню обслуживания. Немаловажным при выборе предприятием поставщика является его техническое состояние, развитость инфраструктуры, финансовое положение, трудовые отношения и местонахождение.
Решения о выборе поставщика можно рассматривать как выбор в условиях неопределенности, что сопряжено с достаточно высоким риском. Риск будет возрастать при закупке неизвестных сырья, изделий или оборудования. Поэтому следует обращаться к дополнительным источникам информации. Это могут быть каталоги, торговые журналы, различного рода рекламные объявления и использование интернета.
Оценка поставщиков требует непрерывного отслеживания их деятельности. Обычно предприятия-заказчики разбивают существующих поставщиков на две группы. В первую входят новые поставщики, надежность которых еще не проверена. Вторую группу составляют поставщики, уже зарекомендовавшие себя в прошлые годы. Эти поставщики постоянно оцениваются с формальных и неформальных позиций. Неформальная оценка включает оценку личных контактов с поставщиком и сотрудниками его подразделений. Заказчик аккумулирует всю информацию о поставщике; особенно важно бывает установить личные контакты с отделом закупок.
Многие предприятия проводят рейтинги поставщиков с балльной оценкой по каждому фактору. Хорошие результаты деятельности поставщика могут быть вознаграждены дополнительными заказами, в то время как слабые поставщики могут получить сниженные объемы заказа или от их услуг можно отказаться.
Большинство предприятий наблюдают за деятельностью основных поставщиков гораздо внимательнее, чем за деятельностью второстепенных. Для деления поставщиков на категории аналогично делению запасов по объемам и цене закупаемых партий материалов используется модель АВС. Цель такого деления заключается в том, чтобы оценить каждую категорию по соответствующей схеме оценки.
Важна также оценка деятельности потенциальных поставщиков, но для этого часто необходимы значительные затраты времени и средств. При оценке потенциальных поставщиков наиболее важны их технические и инженерные возможности, производственный и финансовый план и способность эффективно управлять производством.
При оценке потенциального поставщика необходимо ответить на следующие вопросы: способен ли этот поставщик полностью удовлетворить потребности заказчика в краткосрочном и долгосрочном периоде.
Важна оценка финансовой стороны деятельности поставщика. В числе других показателей проверяются его кредитный рейтинг, структура капитала, рентабельность, оборотный капитал, состояние запасов, коэффициент ликвидности, доходность инвестиций и др. Все эти показатели характеризуют финансовую стабильность и конкурентоспособность продукции поставщика.
Кроме указанных факторов, которые следует учитывать при выборе поставщиков, важно и то, у кого покупать продукцию: у производителей или у дистрибьюторов. Для принятия этого решения нужно исследовать финансовое состояние, сложившуюся репутацию, качество поставляемой продукции и обслуживания, надежность поставок и обоснованность цены. Все эти факторы следует учитывать при выборе дополнительных источников снабжения.
Заключение
При организации МТО предприятий в условиях рыночных преобразований широко используются логистические подходы. Главная часть инфраструктуры процесса снабжения — складское хозяйство.
Одним из основных вопросов организационной структуры управления МТО по функциям и товарному принципу является определение потребности в материальных ресурсах. Для определения материальных ресурсов применяются различные методы.
Основное преимущество коммерческой логистики состоит в том, что использование логистического метода в снабжении позволяет минимизировать транспортные издержки при рационализации процесса снабжения.
Особый интерес представляют методы планирования в снабжении и логистике: модели по определению партии поставок продукции, минимизации расходов на содержание запасов.
Выбирая поставщика при организации закупок материальных ресурсов, следует соблюдать основные принципы, что является гарантией надежности и эффективности организации процесса снабжения материальными ресурсами.
1. Экономика предприятия: учебник для вузов/под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара - 4-е изд. переработанное и дополненное. – М.:ЮНИТА-ДАНА,2004
2. Р.К. Горшков Организация коммерческой деятельности в строительстве: Учебное пособие. – М.:Экслибрис – Пресс. 2005.
3. А.Е.Карлика, М.Л.Шухгалтер Экономика предприятия - М.:ИНФРА – М, 2004
4. Хазанова Л.Я. Логистика: методы и модели управления материальными потоками. – М.:Бек,2003
5. Волков О.И. Девяткин О.В. Экономика предприятия (фирмы) – М.:ИНФРА-М,2005
Страницы: 1, 2, 3