Рефераты. Организация материально-технического обеспечения

И, наконец, комбинированная структура управления МТО преду­сматривает определенные подразделения предприятия, в которых весь спектр функций осуществляют закрепленные за ними группы специалистов по материальным ресурсам, а также осуществляются все функции внешнего ресурсообеспечения.

Другие структурные подразделения, такие, как отдел главного ме­ханика, отдел главного энергетика и т. д., осуществляют все функции внутрипроизводственного перемещения в части закрепленных за ни­ми материалов в силу специализации этих подразделений.

Складское хозяйство, как правило, специализировано по видам материалов и находится под централизованным или децентрализованным управлением в общей системе функциональных связей с другими подразделениями промышленного предприятия.

Планирование материально-технического обеспечения

Планирование МТО предприятия является основанием для принятия решения о закупке материальных ресурсов. При органи­зации закупки материальных ресурсов на предприятиях необходимо определять потребность в материальных ресурсах по специфициро­ванной номенклатуре на плановый период.

Процесс планирования предусматривает следующие этапы: ис­следование рынка сырья и материалов, определение потребности предприятия по всей номенклатуре потребляемых материалов, со­ставление плана закупок материалов и стоимостный анализ загото­вительного предприятия.

Исследование рынка сырья и материалов — один из элементов пла­нирования МТО предприятия. Изучение рынка сырья и материалов предполагает систематические сбор, обработку, анализ и оценку ин­формации о предложении конкретных видов материалов, ассортименте и ценах на сырье, материалы, топливо и полуфабрикаты. При исследо­вании рынка сырья и материалов предприятие должно дать количест­венную оценку предложений необходимых ему материальных ресурсов в ассортименте и по предлагаемым ценам. Важное место в изучении этого рынка занимает анализ издержек по доставке материалов.

При анализе конкретных поставщиков сырья и материалов важ­ная роль принадлежит информации о состоянии портфеля заказчика.

Исследование рынка сырья и материалов носит стратегический характер, поскольку решается вопрос о закупке материальных ре­сурсов. Вырабатывая стратегию снабжения, предприятие сравнивает собственные расходы на производство необходимых деталей с це­ной аналогичных деталей у поставщика.

Определение потребности в материальных ресурсах — централь­ное звено в планировании материально-технического снабжения предприятия. Потребность в материальных ресурсах складывается из потребности в ресурсах на основное производство, на создание и поддержание переходящих запасов на конец планового периода и потребности на другие виды хозяйственной деятельности, включая и непроизводственную.

При расчете потребности в материальных ресурсах необходимо учитывать наличие средств для их покрытия. Источники покрытия могут быть собственными или заемными. Потребность в материальных ресурсах планируется по всей номенклатуре материалов в стоимостном и натуральном выражении. Объемы и сроки поставок материалов на предприятие обусловливаются режимом их произ­водственного потребления, созданием и поддержанием необходимо­го уровня производственных запасов.

Объем требуемых материальных ресурсов складывается из потреб­ности в материалах, необходимых для внедрения новой техники, для изготовления оснастки и инструмента, на эксплуатационные и техно­логические нужды, на создание необходимого задела незавершенного производства и на образование переходящих запасов. Потребность в материальных ресурсах определяется на основе баланса МТО пред­приятия с учетом остатков и внутренних источников обеспечения.

Определение потребности в материальных ресурсах можно осу­ществить тремя методами: детерминированным — на основе планов производства и нормативов расхода; стохастическим — на основе вероятностного прогноза с учетом потребностей за прошлые перио­ды; оценочным — на основе опытно-статистической оценки. Выбор метода зависит от особенностей материальных ресурсов, условий их потребления и наличия соответствующих данных для проведения необходимых расчетов.




Условия поставок материальных ресурсов и коммуникации в области снабжения

Политика в отношении условий поставок охватывает вопросы, связанные с формой оплаты поставленной продукции, предостав­лением различного рода скидок, кредита и др.

Условия поставок оговариваются в контракте (договоре) между поставщиком и покупателем. В зависимости от вида товара и мето­да закупки выделяют договоры купли-продажи, аренды, найма, предоставления в пользование на возмездной основе и др. Юриди­ческие формы контрактов регулируются положениями Гражданско­го кодекса.

В соответствии с договором поставщик обязан упаковать про­дукцию, нести коммерческий риск и расходы по транспортировке до места передачи продукции покупателю. Покупатель должен при­нять прибывшую в его адрес продукцию, оплатить стоимость продукции и нести все расходы и риски, которым может подвергнуться продукция после передачи ее покупателю.

Цена на поставляемую продукцию устанавливается договором. При установлении цены учитываются особенности поставок. В слу­чаях, когда поставка материалов осуществляется на склад покупате­ля, в цену договора включаются транспортные расходы и расходы по страхованию груза. Если поставка осуществляется со склада по­ставщика, то цена, установленная договором, учитывает только ее стоимость.

Цена на перевозку может быть жестко установленной или скользящей. При жестко установленной фиксированной цене в до­говоре покупатель оплачивает только эту цену и не может требовать ее пересмотра. Если в момент заключения договора трудно установить цену по согласованию сторон, она может быть пересмотрена, т. е. цена подвержена рыночным воздействиям. В разделе особых условий договора указываются способы определения скользящей цены с учетом инфляционных процессов.

При поставках продукции учитывается и цена упаковки. Стои­мость упаковки устанавливается договором. Если продукция посту­пила с нарушенной упаковкой, то ответственность несет перевоз­чик, о чем составляется коммерческий акт на возмещение причи­ненных убытков.

Приемку поступившей продукции от транспортных предпри­ятий осуществляет получатель, при этом проверяется исправность пломб, техническое состояние транспорта, наличие исправной упа­ковки и маркировки. Об исправности поступившей продукции (по качеству и количеству) грузополучатель расписывается в книге вы­дачи грузов. Поступившие на склад получателя товарно-материальные ценности размещаются по местам хранения в соот­ветствии с их назначением.

Для предотвращения затоваривания складов поступающими то­варами в зарубежной практике существуют договоры на хранение поставляемых товаров на складе поставщика, консигнационный склад и система поставок «точно в срок».

Договор на хранение товаров на складе поставщика предполагает выполнение поставщиком обязательств по сохранению на своих скла­дах оговоренного уровня складских запасов и направление их в адрес покупателя по мере высвобождения у него складских площадей.

Складские помещения могут также располагаться на территории покупателя или в непосредственной близости от нее. Такие склады называются консигнационными. Покупатель может забрать свой то­вар с этих складов в удобное для него время.

Поставка «точно в срок» относится к внутрихозяйственным проблемам поставщика. Оговаривается обязанность поставщика осуществлять поставки в определенных количествах по заранее ус­тановленному графику, что позволяет заказчику не накапливать за­пасы у себя на складах, а получать их по мере необходимости.

С помощью политики коммуникаций в области снабжения ус­танавливаются контакты с существующими и потенциальными поставщиками по вопросам заключения договоров о поставках продукции.

В области снабжения различают следующие виды коммуника­ций: прямая коммуникация, стимулирование расширения снабжен­ческих операций, реклама в средствах массовой информации и ра­бота с общественностью.

В снабжении наиболее распространен метод прямой коммуника­ции. С его помощью устанавливаются прямые контакты с заранее известными потенциальными поставщиками продукции. В этих случаях широко используется различная информация, которая мо­жет быть получена из справочников, каталогов, периодических из­даний и через интернет.

Стимулирование снабженческих операций, реклама в средствах массовой информации и работа с общественностью позволяют поку­пателю обратиться к неизвестному кругу поставщиков и установить с ними контакты для последующего обмена информацией.

Коммерческая логистика

Логистика стала активно применяться в период второй мировой войны, и, прежде всего в материально-техническом снабжении армии США на европейском театре военных действий. Четкое взаимодействие военной промышленности, тыловых и фронтовых снабженческих баз и транспорта позволило своевременно и систематически обеспечивать американскую армию поставками вооружения, горюче-смазочных материалов и продовольствия в необходимых количествах.

Коммерческая логистика представляет собой самостоятельное научное направление, направленное на минимизацию транс­портных издержек и рационализацию транспортных потоков. Ее практическое применение обеспечивается созданием логистиче­ских систем.


Рис.3. Схема коммерческой логистической системы


Принцип, или концепция, коммерческой системы, как видим из схемы, связан с управлением материалами и распределением. Американские ученые считают, что логистика – это скорее структура планирования, чем функция предпринимательства. Другими словами, задача управления в области коммерческой логистики имеет дело не столько с управлением материальным потоком, сколько с обеспечением механизма разработки задач и стратегий, в рамках которых может осуществляться повседневная деятельность по управлению распределением.

Одна из особенностей принципа коммерческой логистики состоит в том, что она уделяет особое внимание не только интеграции видов деятельности, которые традиционно относились к различным функциям предпринимательства, но и объединяет их. Например, во многих компаниях ответственность за запасы и их транспортировку может входить соответственно в функции производство и распределения. Если эти функции разделены, то принятие решений в области запасов без учета возможностей транспорта может привести к увеличению общих затрат по продвижению материалопотока. В логистической системе они должны быть взаимосвязаны.

Логистика является жизненно важным компонентом экономики, и в 80-е годы она получила свое бурное распространение на Западе и США. Например, в США затраты на логистику в национальном масштабе оцениваются в размере 15 – 23% валового национального продукта. И одна из основных причин, по мнению американских экономистов, – процесс дорегулиравания экономики.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.