Рефераты. Организация и учёт факторинговых операций в коммерческих банках

Организация и учёт факторинговых операций в коммерческих банках

Содержание

 


Введение. 3

Глава 1. Основы факторинговых операций. 5

1.1 Основные понятия факторинга. 5

1.2 Виды факторинговых операций. 9

Глава 2: Учёт факторинговых операций. 13

2.1 Учет операций регрессионного факторинга. 13

2.2 Учет операций безрегрессионного факторинга. 19

Глава 3. Факторинговые операции на международном рынке и на территории России. 24

3.1. Особенности международных факторинговых услуг. 24

3.2. Современное состояние системы факторинговых операций в России. 27

Заключение. 30

Список литературы. 32

Приложения.


Введение

Эту тему для написания курсовой работы я выбрал, так как операция факторинга достаточна востребована на рынке и актуальна для развития в банковской сфере.

Цель написания работы – раскрыть особенности организации и учёта факторинговых операций в коммерческих банках. Задачами моей работы является:

1. раскрыть основные понятия факторинга,

2. отразить различные виды факторинга,

3. исследовать учёт факторинговых операций,

4. проанализировать особенности международных факторинговых услуг,

5. оценить современное состояние факторинговых операций в России. В своей работе для достижения поставленных мною задач я использовал законодательные и нормативные акты, различные учебные пособия, периодические пособия.

Факторинг - рискованный, но высокоприбыльный бизнес, эффективное орудие финансового маркетинга, одна из форм интегрирования банковских операций, которые наиболее приспособлены к современным процессам развития экономики.

Сейчас эти операции являются неотъемлемой и широко распространённой частью современной развитой банковской системы. Банк, принявший на себя функции по организации факторинговых отношений, увеличивает спектр услуг, оказываемых клиентам, а также получает дополнительный источник доходов и расширяет свою ресурсную базу. Помимо этого факторинговые услуги ускоряют получение большой части долгов, способствуют более полному погашению дебиторской задолженности, снижают расходы, связанные с осуществлением расходов по обслуживанию расчетов с покупателями, а также обеспечивают своевременность поступления денег поставщикам при наличии временных финансовых трудностей у плательщиков.

Первоначально факторинг, известный еще с XVI—XVII вв., возник как операция специализированных торговых посредников, а позднее в него включились торговые банки. Но только в 60-е годы прошлого столетия факторские, операции пришли на смену коммерческому кредиту в вексельной форме и стали широко применяться для обслуживания процесса реализации продукции. Это было вызвано усилением инфляционных процессов и неустойчивостью в экономике ряда стран в тот период, что требовало более быстрой реализации продукции, т.е. ускорения перевода капитала из товарной формы в денежную. Широко используемая в странах рыночной экономики вексельная форма расчетов не всегда гарантирует своевременность получения средств и возмещение действительных затрат на производство продукции. Поэтому проблема дебиторской задолженности для поставщиков приобрела первостепенное значение.





Глава 1. Основы факторинговых операций

1.1         Основные понятия факторинга

Термин «факторинг» от английского «factor» - посредник, агент.

Факторинг представляет собой род комиссионно-посреднических услуг, оказываемых специализированной организацией-фактором или коммерческим банком клиенту – юридическому лицу, которое по тем или иным причинам не может или не хочет самостоятельно добиваться возвращения сумм, которые ему должны его дебиторы, и в силу этого готово уступить свои права на такие суммы факторской компании (банку-фактору) и получить за это меньшие деньги немедленно, что означает по сути своеобразное кредитование его оборотного капитала (см. приложение 1).

Другими словами, с экономической точки зрения факторинг – это торговля долговыми обязательствами (разновидность учётных операций). Применительно к деятельности банков под факторингом понимается покупка ими срочных платёжных требований, возникающих из поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), в том числе прав требования возврата выданных кредитов. Чтобы осуществлять такую деятельность, банк-фактор, как и любая факторинговая компания, должен располагать оборотным фондом факторинга – определённым объёмом денег, находящимся в распоряжении соответствующего подразделения банка.

Факторинг важен в первую очередь для мелких и средних предприятий и организаций, стремящихся увеличить объёмы своих продаж или заинтересованных в освоении новых рынков сбыта своей продукции. Услуги банка-фактора привлекательны и для предприятий, в общем торговом обороте которых удельный вес экспорта невелик и которым в силу этого невыгодно держать специальный штат работников, занятых обработкой внешнеторговой документации, заниматься вопросами получения выручки от поставленных товаров на экспорт и валютными проблемами. Кроме того, мелкие и средние предприятия и организации часто испытывают большие или маленькие трудности при получении банковских кредитов. Для них использование факторинга может оказаться приемлемым способом решения их проблем.

Факторинг на практике включает в себя следующие укрупнённые виды операций: кредитование сбыта, принятие риска неплатежа, бухгалтерский учёт дебиторов, контроль и инкассацию задолженности, статистику продаж и другое.

Основные экономические достоинства факторинга для клиента:

-       увеличение ликвидности, рентабельности и прибыли;

-       превращение дебиторской задолженности в наличные деньги;

-       возможность получать скидку при немедленной оплате всех счетов поставщиков;

-       независимость и свобода от соблюдения или несоблюдения дебиторами сроков платежей;

-       возможность расширения оборотов;

-       экономия собственного капитала;

-       улучшение финансового планирования.

С точки зрения банка целями факторинга являются своевременное инкассирование долгов для сокращения потерь от просроченного платежа, предотвращение появления сомнительных долгов, помощь клиенту в управлении кредитом, ведении бухгалтерского учёта, увеличении оборота и прибыльности.

Как уже отмечалось, основу банковской факторинговой (факторской) операции составляет покупка (учёт) у своего клиента-поставщика (продавца) счёта-фактуры, неоплаченного контрагентом поставщика – покупателем (должником). Банк покупает счёт-фактуру на основе договора с поставщиком с условием немедленной оплаты значительной части (до 80%) стоимости поставки и выплаты оставшейся части (после удержания процента) к назначенному сроку независимо от того, перечислит деньги покупатель (должник) или нет.


Участниками операции банковского факторинга являются:

-       банк-фактор, покупатель неоплаченного должником требования;

-       первоначальный кредитор (клиент банка, он же поставщик или продавец);

-       должник, получивший от клиента (поставщика) отсрочку платежа.

В основе стоимости услуг банка-фактора лежит его комиссионное вознаграждение, состоящее из двух элементов:

1) Комиссионной платы за обслуживание. Комиссия взимается за освобождение клиента от необходимости своими силами вести учёт, страховаться от сомнительных долгов и рассчитывается как определённый процент от суммы счетов-фактур. Размер платы может меняться в зависимости от масштабов деятельности поставщика и надёжности его контрактов, а также от экспертной оценки банком степени риска неплатежа и трудности взимания средств с покупателей;

2) Платы за предоставление средств в кредит. Её размер определяется на основе ежедневного дебетового сальдо на счёте поставщика за период между получением средств от банка и датой поступления платежа от плательщика. Процент за такой кредит обычно выше процента за стандартные краткосрочные кредиты, что позволяет компенсировать дополнительные затраты и риск банка.

С учётом этого основными элементами дохода банка-фактора являются:

-       процент за кредит;

-       проценты от оборота;

-       факторинговые комиссии за пакет услуг (инкассо, ведение бухгалтерии, напоминания) в процентах от общей стоимости учтённых счетов фактур и в зависимости от торгового оборота клиента, степени риска и объёмы работ, связанных с ведением книг бухгалтерского учёта.

Основная задача факторинговых отделов банка - на договорной и платной основе выполнять для предприятий ряд кредитно - расчетных операций, связанных со скорейшим завершением их расчетов за товары и услуги.

В настоящее время факторинговый отдел банка может предоставлять своим клиентам следующие основные виды услуг:

-       приобретать у предприятий – поставщиков право на получение платежа по товарным операциям с определенного покупателя или группы покупателей, состав которой заранее согласовывается с фактором (покупка срочной задолженности по товарам отгруженным и услугам оказанным);

-       осуществлять покупку у предприятий – поставщиков дебиторской задолженности по товарам отгруженным и услугам оказанным, неоплаченным в срок покупателями (покупка просроченной дебиторской задолженности).

Суть операций по услугам первой группы заключается в том, что отдел за счет своих средств гарантирует поставщику, оплату выставляемых им на определенных плательщиком платежных требований – поручений немедленно в день предъявления их в банк на инкассо. В свою очередь, поставщик передает банку-фактору право последующего получения платежей от этих покупателей в пользу банка-фактора на его счет. Досрочная (до получения платежа непосредственно от покупателя) оплата платежных требований – поручений поставщика фактически означает предоставление ему банком-фактором кредита, который ликвидирует риск несвоевременного поступления поставщику платежа, исключает зависимость его финансового положения от неплатежеспособности покупателя. В результате, получив незамедлительно денежные средства на свой счет, клиент банка-фактора имеет возможность, в свою очередь, без задержки рассчитаться со своими поставщиками, что способствует ускорению расчетов и сокращает неплатежи.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.