Предприятие может проводить операции по учету векселей, т. с. по продаже их банку, и, наоборот, по дисконтированию векселей, т. е. по покупке их у других физических и юридических лиц. Операция дисконтирования векселей требует изучения платежеспособности векселедателей и векселедержателей, индоссантов. Это изучение осуществляется на основе финансовой отчетности юридических лиц, подтвержденных независимыми, авторитетными аудиторами.
Учетный процент - сумма удержания с вексельной суммы банком за проведение операции по учету векселей.
2.7.Учет векселей.
Передача (продажа) банкам векселей, полученных предприятием от своих клиентов. Операцию но учету векселей, т. е. по передаче векселя банку, оформляют соответствующим индоссаментом на имя банка или бланковым индоссаментом. Взамен учтенного векселя банк перечисляет на расчетный счет предприятия вексельную сумму, уменьшенную па сумму учетного процента.
В бухгалтерском учете предприятия операция по учету векселей отражается так:
• Дебет счета 51 "Расчетный счет" - на сумму, перечисленную банком по учтенному векселю.
• Дебет счета 80 "Прибыли и убытки" - па сумму учетного процента, удержанного банком.
• Кредит счета 59 "Векселя полученные" - на полную вексельную сумму учтенного банком векселя. По учтенным векселям, срок оплаты которых установлен по предъявлении, или какое-то время от предъявления векселя, к вексельной сумме добавляют проценты, причитающиеся ко дню совершения индоссамента по векселю. Если данный вексель был принят предприятием по индоссаменту, то сумма процентов рассчитывается только на период между двумя последними индоссаментами, имея в виду, что по условиям векселя в этом периоде начисление таких процентов полагалось. Сумма процентов, включаемая дополнительно в вексельную сумму, отражается по дебету счета 59 "Векселя полученные" и кредиту счета 80 "Прибыли и убытки".
• Дебет счета 009 "Обеспечения обязательств и платежей выданные" - на всю вексельную сумму, списанную по счету 59. На счете 009 учтенные банком векселя числятся до получения от них извещения об оплате векселя и погашения задолженности по кредиту, выданному под дисконт векселя, или до истечения сроков исковой давности по ним.
Протестование учтенного векселя банком и предъявление его к оплате предприятием отражается в бухгалтерском учете после перечисления банку платежа по векселю с расчетного счета или иного счета по учету денежных средств. Протестование и предъявление к оплате векселя осуществляется на полную вексельную сумму с дополнительными процентами.
Выплаченные банку суммы по протестованному векселю записываются в дебет счета 63 "Расчеты по претензиям" в кредит счетов по учету денежных средств. Одновременно сумма векселя, взятая на учет по счету 009, закрывается. Иск по такому векселю может быть предъявлен всем лицам, солидарно обязанным по векселю. Невозмещенные, неполученные по векселю средства по истечении срока исковой давности могут быть списаны на счет убытков (по дебету счета 80 "Прибыли и убытки").
2.8. Бухгалтерский учет дисконтированных векселей.
Дисконтирование - это покупка векселей предприятием с удержанием с вексельной суммы дисконта с целью получения дохода. Дисконтируемые векселя принимаются предприятием по передаточным надписям. В целях получения больших возможностей в вексельном обращении к дисконту целесообразно принимать векселя по бланковому индоссаменту. При дисконтировании векселей следует проверять платежеспособность и финансовое состояние всех обязанных по векселю с целью предотвращения или уменьшения степени риска. Векселя трассантов, трассатов, индоссантов, авалистов, допустивших ранее свои векселя до протестования, к дисконтированию приниматься не должны.
Для оценки выгодности конкретной сделки по дисконтированию векселя необходимо сопоставить сумму дисконта, получаемую по векселю, с суммой процентов, возможной к получению исходя из применяемых банками процентных ставок:
К1 - М < (К2 ´ Т ´ П) : (100 ´ 360),
где:
К - вексельная сумма;
М - сумма, выплачиваемая клиенту по дисконтированному векселю;
Т - срок в днях до оплаты векселя;
П - процентная ставка, применяемая банками при кредитовании.
Сделки, не обеспечивающие данное неравенство, следует отклонять как недостаточно выгодные. Вексельная сумма К1 принимается в расчет с суммой процентов, которые могут быть начислены к получению ко дню дисконтирования векселя (оформления индоссамента) для векселей, у которых суммы процентов не включены в вексельную сумму.
Дисконтированные векселя на полную вексельную сумму с добавлением процентов по день оформления последнего индоссамента (на период между двумя индоссаментами), если проценты не вошли в вексельную сумму, отражают по дебету счета 59 "Векселя полученные".
Сумму дисконта, полученную по векселю, записывают на кредит счета 83 "Доходы будущих периодов", субсчет "Проценты по векселям". Суммы дисконта зачисляются в прибыль после оплаты дисконтированного векселя одним из обязанных по нему: дебет счета 83-4, кредит счета 80 "Прибыли и убытки".
Сумму, которую выплатило предприятие клиенту, при дисконтировании векселя отражают по кредиту счета 51 "Расчетный счет" или иного счета по учету денежных средств.
Счетная формула: дебет счета 59 - кредит счетов 51, 83. Получение платежа по векселю отражается двумя проводками.
Счетная формула: дебет счета 51 - кредит счета 59; дебет счета 83 - кредит счета 80.
3. Заключительное обобщение.
Расчеты в народном хозяйстве нашей страны осуществляются в формах, устанавливаемых Национальным Банком Украины. При этом конкретная форма указывается в договоре между поставщиком и покупателем.
Вид расчетных документов и организация документооборота в банке, у плательщиков и получателей денег определяют следующие основные формы безналичных расчетов: платежные требования, платежные поручения, расчетные чеки и аккредитивы.
Расчеты платежными требованиями. Платежное требование — это расчетный документ, содержащий требование получателя средств плательщику об уплате определенной суммы через банк. Ниже приводится схема документооборота при расчетах платежными требованиями (схема 2).
Платежные требования наиболее целесообразны при расчетах за товары и услуги. Они удобны поставщику, так как банк осуществляет инкассирование платежных требований, следит за взысканием денег с покупателя. Покупатель имеет возможность по документам контролировать соблюдение поставщиком договорных условий, отказаться от акцепта, если эти условия нарушены. Акцепт бывает предварительный или последующий. При предварительном акцепте банк списывает средства со счета плательщика, не получив от него в установленный срок отказа от акцепта. Таким образом, предотвращается неправомерное списание средств с бюджетных и некоторых других счетов, хотя при этом движение денег задерживается на несколько дней. При последующем акцепте банк списывает средства сразу, но затем восстанавливает их на счете, если плательщик в установленный срок заявит отказ от акцепта. Здесь списание средств, а значит движение их основной массы, ускоряется. Учитывая, что отказы от акцепта составляют всего несколько процентов от общего объема платежей, возврат средств и связанная с этим задержка их движения весьма невелики. Недостатками расчетов платежными требованиями являются длительный документооборот и возможность возникновения неплатежей из-за отсутствия средств у плательщика.
Расчеты платежными поручениями. Платежное поручение представляет собой расчетный документ, содержащий поручение плательщика банку о перечислении с его счета определенной суммы на счет получателя. Схема документооборота такова (схема 3).
Наиболее широко платежные поручения используются в расчетах за закупаемую у колхозов и совхозов сельхозпродукцию, в других товарных расчетах. С их помощью производятся также предварительная оплата товаров и услуг, авансовые платежи, преобладающая часть нетоварных платежей, например, в бюджет. Расчеты поручениями ускоряют платежи. Но поставщики зачастую не заинтересованы в их применении, так как попадают в зависимость от покупателей, которые могут задерживать их выписку.
Расчеты чеками. Расчетный чек — документ, содержащий поручение чекодателя банку о перечислении с его счета определенной суммы на счет чекодержателя. Документооборот при чековой форме расчетов изображен на схеме 4.
Примечания: 1. Выписка чека (5) проводится представителем покупателя сразу же вслед за получением товара у поставщика (4). 2. С предприятиями, своевременно выполняющими обязательства перед банком и поставщиками, банк может заключить соглашение на выдачу чековых книжек без депонирования средств и гарантировать платежи по чекам в случае отсутствия средств у чекодателя за счет банка. С учетом этого не проводится операция 2 и видоизменяется операция 9.
Расчетные чеки следует отличать от денежных чеков, по которым из банка выдаются наличные деньги; с них нельзя давать сдачу наличными деньгами. Чеки используются в расчетах за товары, принятые по приемосдаточным документам, а также за услуги транспорта. Это одна из гарантированных форм расчетов. Оплата чеков обеспечивается банковским кредитом или из специально созданного депозита.
Аккредитивная форма расчетов. Аккредитив — поручение банка покупателя банку поставщика производить оплату счетов этого поставщика за отгруженный товар или оказанные услуги на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении покупателя. Документооборот при аккредитивной форме расчетов имеет такой вид (схема 5).
Примечание. С предприятиями плательщиками, своевременно выполняющими обязательства перед банками и поставщиками, учреждения банков могут заключать договор на открытие аккредитива без депонирования средств. В этом случае банк гарантирует при временном отсутствии средств на счете предприятия оплату поступающих дебетовых авизо на суммы выплат по аккредитивам за счет средств банка. С учетом этого операция 2 не производится, а операция 9 видоизменяется.
Аккредитив применяется в иногородних расчетах за товары, главным образом при разовых поставках. К недостаткам аккредитивной формы расчетов относится задержка грузооборота: как видно из схемы, отгрузка товара производится только после получения аккредитива.
Такие гарантированные формы расчетов, как чеки и аккредитивы, выгодны поставщикам в расчетах с неаккуратными плательщиками или покупателями, платежеспособность которых им неизвестна. Что касается плательщиков, то депонирование собственных средств для выставления аккредитива или покупки чековой книжки на отдельных счетах задерживает оборот денег и может привести к временным финансовым затруднениям. Чтобы не допустить этого, целесообразно прибегать к получению краткосрочных кредитов на указанные цели.
Способы расчетов. К наиболее распространенным способам расчетов относятся зачеты взаимных требований и плановые платежи. Зачеты могут носить постоянный и разовый характер, производиться между двумя предприятиями или их группой. Для проведения зачета каждому его участнику открывается отдельный счет, с которого совершаются платежи и на который зачисляются поступления. Если поступления превысят платежи, образуется кредитовое сальдо, сумма которого зачисляется на расчетный счет. Сумма дебетового сальдо, образовавшегося в результате превышения платежей над поступлениями, оплачивается с расчетного счета или за счет банковского кредита. Использование кредита для погашения сальдо по зачету является более экономным по сравнению с направлением его на оплату каждого расчетного документа в отдельности, поскольку кредита требуется меньше на сумму взаимно зачтенных платежей. В нашем хозяйстве имеются широкие возможности для развития зачетных операций, однако они применяются еще недостаточно. Стоит задача разработки эффективной системы постоянно действующих зачетов взаимных требований.
Плановые платежи применяются в расчетах между предприятиями, имеющими постоянные и относительно равномерные отношения по поставкам продукции. В качестве примера можно привести поставки железной руды на металлургические заводы. В этих случаях плательщик платит не за каждую поставку в отдельности, а периодически, например один раз в 3—5 дней. В конце каждого месяца расчеты уточняются. Этот способ расчетов значительно упрощает их, сокращает количество расчетных документов, максимально приближает движение денежных средств к движению продукции, стоимость которой они опосредствуют.
Обо всех проведенных операциях по списанию и зачислению средств банки информируют владельцев счетов, выдавая им регулярно выписку из счетов.
Порядок, формы и сроки платежей оказывают непосредственное влияние на состояние финансов и платежеспособность предприятий. Безналичные расчеты являются завершающей стадией выполнения хозяйственных договоров, представляют собой одну из форм проявления хозяйственной самостоятельности хозрасчетных предприятий. Предприятия материально заинтересованы в нормальном и бесперебойном ходе реализации произведенной продукции, неотъемлемой составной частью которой являются безналичные расчеты.
Вывод
В ходе написания курсовой работы на тему : “Формы безналичных расчетов в системе финансового менеджмента предприятия” мною были рассмотрены все существующие в народном хозяйстве Украины формы безналичных расчетов и, особенно, вексельную, как наиболее часто применяемую, прогрессивную и передовую.
Досконально изучив инструкцию №7 “Про безналичные расчеты в хозяйственном обороте Украины” я понял механизм осуществления безналичных платежей а также отношения возникающие в процессе их осуществления.
Я понял на какие “подводные камни “ может налететь предприниматель осуществляя безналичные расчеты в той или иной их форме, а также какие формы безналичных расчетов необходимо использовать в зависимости от складывающихся обстоятельств.
С уверенностью могу сказать - эта курсовая работа значительно пополнила запас моих профессиональных знаний и подняла их на новую высоту.
После досконального изучения темы я стал понимать, как функционирует система безналичных расчетов в системе финансового менеджмента предприятия.
Литература
1. Бабич В.В., Свидерский Е.И. “Бухгалтерский учет на предприятиях малого бизнеса” К-92
2. Власова В.М. “Бухгалтерский учет в торговле” М-95
3. Задорожный Г.Н. “Бухгалтерский учет. Практическое пособие. Нормативное обеспечение” К-96
4. Козлова Т.В. “Бухгалтерский учет” К-95
5. Ткаченко В.П. “Бухгалтерский учет” К-97
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5