Рефераты. Организация и учет безналичных расчетов в системе финансового менеджмента предприятия торговли

Чек выписывает чекодатель и проставляет следующие реквизиты:

—  сумму цифрами в специальной зоне правой части чека и прописью — в центральной части чека;

—  наименование получателя платежа в поле "кому";

—  дату, место заполнения на специальных полях чека.

Выданные чеки чекодатель регистрирует на специально отведенных страницах в конце чековой книжки. Чекодержа­тель сдает в банк чеки с реестрами. В реестре должны быть отражены следующие реквизиты:

— наименование банка плательщика (чекодателя), его номер, наименование и номер банка, корреспондентский счет банка плательщика, номер корсчета;

— номер счета чекодателя;

— сумма чека;

— номер чека.

Реестр подписывается и заверяется печатью чекодержателя в соответствии с карточкой образцов.

При предоставлении выписанного для оплаты чека банку получателя чек должен быть заверен подписью должностных лиц чекодателя и его печатью, подтверждающей факт полу­чения товара или предоставления услуг.

По истечении срока действия чековой книжки неиспользо­ванная сумма лимита возвращается на расчетный счет собственника книжки.

По его поручению лимит расходов по книжке может быть дополнен.

На предприятиях чековые книжки должны сохраняться как бланки строгой отчетности. Для учета расчетов чеками используется счет № 55 "Прочие счета в банках", субсчет № 55-3 "Счета в банке по доходам".

В конце 1992 г. в связи со злоупотреблениями, связанными с использованием необеспеченных чековых книжек (когда покупатель согласен приобрести товары по значительно высшим ценам, нежели те. которые сложились на рынке, заинтересовывая продавца отпустить товар не дожидаясь подтверждения обеспеченности чека). Национальным банком Украины был введен порядок, предусматривающий платежный оборот чеков только в пределах страны чекодателя. С начала 1993 г. оборот чеков осуществляется в пределах одной области.

Чековые книжки подразделяются на расчетные и денежные.

 Расчетные применяются субъектами предприни­мательской деятельности в расчетах с контрагентами при совершении хозяйственных операций, т.е. обслуживают без­наличный оборот. По денежным чекам получают наличные деньги для своих нужд, т.е. эти документы используются в наличном обороте.

Менее распространенной в Украине, однако общепри­нятой в мировой практике формой расчетов является аккредитивная.

Аккредитив  представляет собой денежное обязательство банка, выдаваемое по поручению клиента в пользу контрагента последнего, в соответствии с которым банк-эмитент (тот, что открыл аккредитив) может осуществить платеж поставщику или предоставить эти полномочия другому банку. Аккредитив открывается либо за счет собственных денежных средств покупателя, либо за счет кредита банка и сопровождается депонированием средств.

Аккредитивы бывают покрытые (депонированные в банке поставщика или в банке плательщика) и непокрытые (гарантированные). Покрытым является аккредитив для осу­ществления платежей, с которого заблаговременно отвлека­ются денежные средства в полной сумме на отдельном счете. Такие аккредитивы иммобилизуют оборотные средства пла­тельщика, однако выгодны тому банку, в котором открыт аккредитив, и контрагенту плательщика. Оплата же по непокрытому (гарантированному) аккредитиву обеспечивается банком за счет предоставленного им кредита без предвари­тельного бронирования денежных средств плательщика.

Аккредитивы подразделяют также на отзывные и безот­зывные.

Отзывной аккредитив может быть изменен или аннулирован банком плательщика по его поручению без согласования с поставщиком, безотзывной - только по согласованию пост­авщика, в пользу которого он открыт. Поставщик же может отказаться от использования аккредитива, если такая возмож­ность оговорена при его оформлении. Отзывной аккредитив невыгоден поставщикам и на практике используется редко.

Различают аккредитивы с оплатой документов по акцепту представителя плательщика и без акцепта. Использование первых предусматривает проверку представи­телем плательщика отгрузки товаров до оплаты последним расчетных документов, т.е. обеспечивает необходимый конт­роль за действиями поставщика. Недостатком ее является необходимость дополнительных затрат со стороны поставщика на осуществление расчетов. Применение аккредитивов без акцепта позволяет избежать этого недостатка, однако не обеспечивает плательщику возможность контролировать дей­ствие поставщика.

В условиях низкой договорной и платежной дисциплины субъектов хозяйствования наиболее надежными являются покрытые безотзывные аккредитивы с акцептом документов представителем плательщика.

Безотзывной аккредитив изменяется или аннулируется только при согласовании с поставщиком.

Аккредитив открывается для расчетов только с одним покупателем.

Срок действия и порядок расчетов аккредитивами устанавливается договором между плательщиком и поставщиком.

Для открытия аккредитива плательщик подает обслужива­ющему банку заявление, в котором указывает:

— номер договора, согласно которому открывается аккре­дитив;

— наименование поставщика, наименование банка и функцию аккредитива;

— вид аккредитива, т.е. общее название товаров или услуг, оплачиваемых за счет аккредитива;

— условия реализации аккредитива (документы, виды товаров и т.п.);

— сумму аккредитива.

Для получения денежных средств по аккредитиву, депони­рованному в банке поставщика, поставщик, отгрузивший продукцию, предоставляет реестр расчетов и необходимые документы, обусловленные аккредитивом, в обслуживающий банк до окончания срока действия аккредитива. Не принима­ются к оплате с аккредитива документы без указания дат отгрузки, номеров и дат приемо-сдаточных документов, номе­ров квитанций.

Аккредитивы в банке закрываются в таких случаях: — по истечении обусловленного срока действия аккреди­тива;

— по заявлению поставщика о прекращении действия отзывного аккредитива до истечения его срока действия. Недоиспользованная сумма перечисляется банку плательщика на счет, с которого депонировались средства;

— по заявлению получателя по отзывному аккредитиву об отказе от аккредитива полностью или частично. Аккредитив закрывается или уменьшается в день получения сообщения от банка покупателя.

Аккредитивы могут использоваться для оплаты векселей в тех случаях, когда место оплаты их определено по месту нахождения векселедателя.

В соответствии с Указом Президента Украины “О мерах по упорядочению расчетов по договорам, которые заключаются субъектами предпринимательской деятельности” № 566 от 4 октября 1994 г. и постановлением Кабинета Министров Украины и Национального банка Украины “О типовых платежных условиях внешнеэкономических договоров (конт­рактов) и типовых формах защитных предостережений к внешнеэкономическим договорам (контрактам), которые пре­дусматривают расчеты в иностранной валюте” № 444 от 21 июня 1995 г. отечественным субъектам внешнеэкономической деятельности предлагается производить расчеты с иностран­ными контрагентами только с использованием документар­ных аккредитивов или инкассо. Термин “документарный аккредитив” означает, что банк осуществляет платеж только против соответствующих документов (транспортных, копий счетов-фактур, в случае необходимости сертификата о стра­ховании или страхового полиса). Инкассо означает распоря­жение банком (в соответствии с полученными от клиента инструкциями) документами (финансовыми — векселями, чеками, платежными расписками и т.д., коммерческими — счетами-фактурами, транспортными и т.д.) с целью получения акцепта и (или, если это предусмотрено) платежа; предост­авление коммерческих документов против акцепта и (если это предусмотрено) платежа; представление документов в соот­ветствии с прочими условиями.

Условия ведения расчетов в форме аккредитивов в практике международных экономических отношений регламентируются Унифицированными правилами для документарных аккредитивов (в редакции 1983 г.), а в форме инкассо — универсальными правилами по инкассо, которые вступили в силу с января 1979 г. Эти документы, определяющие стандартные международные правила относительно роли и обязанностей банков при проведении соответствующих платежей, разраб­отаны Международной торговой палатой.

2. РАСЧЕТЫ ЧЕКАМ И РАСЧЕТЫ ВЕКСЕЛЯМИ

2.1.Расчеты чеками

При совершении безналичных расчетов одной из форм их является применение расчетных чеков. Они представляют собой письменное поручение предприятия банку перечислить со счета чекодателя на счет получателя-чекодержателя определенную сумму средств. Получение сдачи с суммы расчетного чека наличными деньгами или обмен чека на наличные деньги запрещается. Чеки выписывают на имя конкретных получателей и действительны в течение 10 дней, не считая дня выписки. В пределах этого срока поставщик должен предъявить их в банк для оплаты.

Чековые книжки выдаются предприятиям по их заявлению в обслуживаю­щем их учереждении банка. Они бывают лимитированные и нелимитированные. Одновременно с заявлением на получение лимитированной чековой книжки предприятие представляет общую сумму, на которую могут быть выписаны чеки из этой книжки. Эта сумма депонируется банком за счет средств предприятия или кредита. Лимитированная чековая книжка - сброшюрованные в виде книж­ки расчетные чеки, которые могут быть выписаны предприятием на сумму, не превышающую установленный ему лимит. Срок действия данной чековой книжки устанавливается банком по согласованию с предприятием.

Чеки выписываются на конкретных получателей средств. Если книжка не выдана для расчетов с определенными поставщиками, то из одной и той же книжки можно производить расчеты с любыми поставщиками. Выписав чек, плательщик переносит остаток лимита из корешка предыдущего чека на коре­шок выписанного чека и выводит остаток лимита. При получении чека постав­щик обязан проверить правильность оформления его реквизитов. Принятый чек вместе c реестром сдается в банк. Если исчерпан лимит по лимитированной чековой книжке, но остались неиспользованные чеки, то банк может оформить дополнительный лимит.

По мере окончания срока действия книжки или при неиспользованном лимите к моменту прекращения расчетов владелец книжки предоставляет в банк неиспользованные чеки с поручением зачислить неиспользованный оста­ток лимита на его расчетный счет или на погашение ссуды, выданной для приобретения чековой книжки.

Содержание операций                           

1.Получение в банке лимитированной чековой книжки  Дт. 55  Кт. 51.

2. Депонирование средств для получе­ния чековой книжки за счет кратко и долгосрочных ссуд банка  Дт. 55   Кт. 90, 92.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.