Продолжительность и распорядок рабочего дня в кооперативе, порядок предоставления выходных дней, отпусков, в том числе дополнительных, порядок увольнения работников-членов кооператива, а также другие условия труда его членов, определяются его нормативными актами, но продолжительность отпусков не должна быть меньше определенной законодательством о труде Российской Федерации. Кооператив может устанавливать своим членам и другим работникам дополнительные оплачиваемые отпуска. Меры по обеспечению охраны труда, техники безопасности, производственной гигиены и санитарии кооператив должен осуществлять в соответствии с положениями и нормами, установленными для государственных унитарных предприятий.
Таким образом, регулирование труда в кооперативе позволяет сочетать самостоятельность и его инициативу в решении вопросов организации труда и действующие в трудовом законодательстве страны гарантии трудящихся по социальному обеспечению, охране труда и его безопасности.
Система управления производственной и иной деятельностью в кооперативе внешне очень схожа с предусмотренной ГК РФ для коммерческих организаций. Здесь есть и общее собрание как высший орган управления, и правление как коллективный исполнительный орган, и глава исполнительной власти - председатель кооператива, и орган контроля за его деятельностью - ревизионная комиссия. Может быть, также наблюдательный совет при числе членов кооператива более 50. Однако есть и весьма существенное различие между кооперативом и иными коммерческими организациями. В производственном кооперативе общее собрание, его исполнительные органы, наблюдательный совет состоят из членов организации, которые одновременно являются ее работниками, имеющими независимо от их имущественного и служебного положения только один голос при принятии решений. Судьба членов кооператива зависит от них самих. Кооператив нельзя продать, ликвидировать, реорганизовать без решения его основного состава - работников. В то же время держатель пакета акций с квалифицированным большинством голосов может решить судьбу организации и ее работников, продав акции, приняв решение о ликвидации общества и т.п. Хорошо это или плохо для акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью - другой вопрос. Но для работников, желающих участвовать в принятии подобного рода решений кооперативная форма организации труда более приемлема.
Проблемы, связанные с организацией и порядком управления в кооперативе довольно подробно решены в ГК РФ и Законе о производственных кооперативах. Но немало и таких, которые Закон отнес к ведению устава кооператива. В их числе объем полномочий председателя кооператива. Уставом кооператива устанавливаются: срок, на который избирается (утверждается) общим собранием председатель; объем его прав по распоряжению имуществом кооператива; условия оплаты его труда; его ответственность за причиненные убытки; а также основания для освобождения от должности. Если в кооперативе избрано правление, уставом определяются вопросы, по которым решения принимаются единолично председателем кооператива.
4. Унитарные предприятия
Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности РФ, субъекту РФ или муниципальному образованию. От имени РФ или субъекта РФ права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти РФ или органы государственной власти субъекта Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия. Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие). В России создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:
· Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, - федеральное государственное предприятие, государственное предприятие субъекта РФ и муниципальное предприятие;
· Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, - федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта РФ и муниципальное казенное предприятие.
Унитарное предприятие создается без ограничения срока, если иное не установлено его уставом. Унитарное предприятие должно и меть полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование. Полное фирменное наименование государственного или муниципального предприятия должно содержать слова «федеральное государственное предприятие», «государственное предприятие» или «муниципальное предприятие» и указание собственника его имущества – РФ, субъект РФ или муниципальное образование. Полное фирменное наименование казенного предприятия должно содержать слова «федеральное казенное предприятие», «казенное предприятие» или «муниципальное казенное предприятие» и указание на собственника его имущества – РФ, субъект Федерации или муниципальное образование.
Унитарное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Унитарное предприятие не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества (РФ, субъекта РФ, муниципального образования). РФ, субъект РФ, муниципальное образование не несут ответственности по обязательствам государственного или муниципального предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества. В указанных случаях на собственника при недостаточности имущества государственного или муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам. РФ, субъекты РФ или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества.
Учредителем унитарного предприятия может выступать РФ, субъект РФ или муниципальное образование. Решение об учреждении федерального государственного предприятия принимается Правительством РФ или федеральными органами исполнительной власти в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов. Решение об учреждении государственного предприятия субъекта РФ или муниципального предприятия принимается уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов. Федеральное казенное предприятие учреждается решением Правительства РФ. Казенное предприятие субъекта РФ учреждается решением органа государственной власти субъекта РФ, которому в соответствии с актами, определяющими статус этого органа, предоставлено право принятия такого решения. Муниципальное казенное предприятие учреждается решением органа местного самоуправления, которому в соответствии с актами, определяющими статус этого органа, предоставлено право принятия такого решения.
Государственное или муниципальное предприятие может быть создано при необходимости:
· Использования имущества, приватизация которого запрещена (в том числе имущества, которое необходимо для безопасности России);
· Осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определённых товаров и услуг по минимальным ценам), а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственное безопасности государства;
· Осуществление деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для государственных унитарных предприятий;
· Осуществления научной и научно-технической деятельности в отраслях, связанных с обеспечением безопасности России;
· Разработки и изготовления отдельных видов продукции, находящейся в сфере интересов России и обеспечивающей ее безопасность;
· производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно обороспособной.
Казенное предприятие может быть создано в случаях, предусмотренных законодательством:
· если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для федеральных государственных нужд, нужд субъекта РФ или муниципального образования;
· необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена (в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности России, функционирования воздушного, железнодорожного и водного транспорта, реализации иных стратегических интересов России);
· необходимости осуществления деятельности по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг), реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач;
· необходимости разработки и производства отдельных видов продукции, обеспечивающей безопасность России;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9