Выделяется четыре основных подхода к
разрешению проблемы несовместимости стратегии и культуры в организации:
1. · игнорируется культура, серьёзным образом препятствующая эффективному
проведению в жизнь выбранной стратегии;
2.
· система управления
подстраивается под существующую в организации культуру; этот подход строиться
на признании имеющихся барьеров, создаваемых культурой для выполнения желаемой
стратегии, и выработке альтернатив по “обходу” этих препятствий без внесения
серьёзных изменений в саму стратегию;
3.
· делаются попытки
изменить культуру таким образом, чтобы она подходила для выбранной стратегии.
Это наиболее трудный подход, занимающий много времени и требующий значительных
ресурсов. Однако бывают такие ситуации, когда он может быть основным для
достижения долговременного успеха фирмы;
4.
· изменяется стратегия с
целью её подстраивания под существующую культуру.
Выводы, которые можно сделать из
рассмотрения вопросов совместимости культуры и стратегии в организации,
свидетельствуют о том, что все усилия должны быть предприняты для минимизации
возникающего риска. Когда этого нельзя избежать по причине структурных
изменений в отрасли, в которой действует фирма, либо из-за серьёзных трудностей
в её работе, то может использоваться комбинация трёх последних подходов для
выведения “культурного” риска на допустимый уровень.
Организация – живой дышащий организм. И как у любого
живого существа у него есть лицо, имидж, философия, история и, нельзя забывать,
что у него есть культура.
Успех предприятия возникает в результате
взаимодействия всех сотрудников, преследующих общие цели, которые должны быть
реальны, пониматься каждым сотрудником и отражать основной характер
предприятия. Учреждение, которое не будет отличаться от многих других, подобных
ему, сразу же запрограммировано на неудачу, провал и банкротство. Годами нам
твердят об организованной работе, отождествляя ее с работой организации, но
работает не организация, а люди – персонал фирмы. Именно человеческий фактор,
то есть хорошо развитая организационная культура и корпоративный дух, а не
заводы, оборудование и производственные запасы являются краеугольным камнем
конкурентоспособности, экономического роста и эффективности.
Организационная
культура определяется как набор важных предположений, принимаемых членами
компании. Хотя носителями организационной культуры являются люди, она
представляет собой некую самостоятельную сущность, и ее параметры не совпадают
с индивидуальной культурой отдельных членов компании. Организационная культура
подвержена изменениям. Обычно, она изменяется постоянно, на протяжении всей
жизни организации, под воздействием как внешней среды, так и внутренней.
Разработка новых концепций
долгосрочного развития предприятий имеет для идущих в стране преобразований
огромное практическое значение. Конечно, реальное формирование эффективной
организационной культуры на российских предприятиях – вопрос будущего. Но
беспрецедентный динамизм современной эпохи требует от компаний выбора новых
ориентиров стратегического развития. Любое российское предприятие, стремящееся
идти в ногу со временем, не может не иметь в качестве одного из таких
ориентиров формирования эффективной организационной культуры, дающей каждому
работнику возможность самоутвердиться, осознать значимость своей личности